Одна из задач народно-характерного тренажа – это развитие чувства ритма. Для этого используются перестуки, дроби, выстукивания разной сложности в зависимости от возраста и технических возможностей детей.
Разучивание элементов начинается у станка сначала с опорой на 2 руки, а потом на одну. Разучивание дробей и перестуков начинается с одинарных ударов и усложняется по мере усвоения. Они выполняются в характере русского народного танца. Иногда в комбинацию вносится игровой момент перепляса – работа по линиям станка. Удары должны быть четкими и легкими, для этого лучше использовать танцевальные туфли с небольшими каблуками.
Выстукивания выполняются в характере испанского танца. При этом основная нагрузка идет на икроножные мышцы (выполняется на деми плие), выстукивания выполняются каблуком.
При разучивании элементов на развитие чувства ритма используется наглядно-словесный метод, метод анализа и синтеза, т.к. при этом дробь разбирается по частям. В комбинации можно соединять удары на сильную и слабую долю, одинарные и двойные. Необходимо делать предварительные и итоговые замечания. При сложности усвоения применяется индивидуальная работа.
|
|
Совместная деятельность руководителя ДХК и аккомпаниатора.
Работа в ДТК строится на совместной и согласованной деятельности руководителя и аккомпаниатора. Музыкальное сопровождение играет важную роль не только в постановочной, но и в тренировочной работе.
На занятиях музыкальный инструмент должен находится так, чтобы аккомпаниатор видел детей и руководителя. Необходимо заранее, перед занятиями, оговорить требуемое сопровождение. Оно должно соответствовать теме занятия, возрасту детей.
При работе с классическим тренажом чередуется музыкальный размер на ¾ и 2/4. Темп должен соответствовать техническим возможностям детей. Перед выполнением упражнения должно звучать музыкальное вступление на 2 или 4 такта для препарасьон – раскрытия рук. Каждая комбинация у станка рассчитана на 16-32 такта.
Народный тренаж позволяет познакомить детей с народной музыкой. Каждому элементу соответствует музыкальное сопровождение той народности, в характере которой выполняется. Перед выполнением руководитель обращается к аккомпаниатору: «Вступление, пожалуйста», а после окончания благодарит. Музыкальное сопровождение должно быть выразительным, но не громким, чтобы были слышны замечания и комментарии руководителя.
При разучивании новых комбинаций темп должен быть медленным и только после их усвоения увеличивается. Нельзя прерывать музыкальное сопровождение на середине фразы.
|
|
Работая с детьми дошкольного возраста необходимо четко определять сильную долю. При выполнении элемента на затакт, необходимо произнести «и», чтобы дети выполнили движение музыкально.
Для постановки детских танцев нужно использовать музыку, соответствующую возрасту детей. Количество музыкальных частей и характер их исполнения заранее оговаривается и больше не меняется.
При работе над партерной гимнастикой лучше использовать детские песни для создания настроения.
Метод (от греч. metodos – путь к чему-либо) – способ взаимосвязанной деятельности учителя и ребенка, осуществляемый на основе правил, которые являются объективными закономерностями человеческой деятельности (обучения, восприятия человеком искусства, творчества, усвоения информации и т.д.)
В процессе обучения в качестве основных используются следующие методы:
- словесные (источником знания является устное или печатное слово):
Словестные методы обучения:
рассказ;
лекция;
беседа;
1) Устное изложение характерных особенностей танцевальной культуры изучаемой национальности;
2) Беседы о традициях, условиях быта, рода занятий разных народов;
3) Сравнительный анализ жанровых особенностей танцевальных культур разных стран.
- Наглядные
1) Просмотр видеоматериалов, иллюстраций различных профессиональных коллективов народного танца;
2) Показ, исполнение педагогом практического материала;
3) Наблюдение;
4) Работа по образцу с видеоматериала.
- Практические
1) Экзерсис у станка и на середине зала;
2) Тренировочные упражнения;
3) Танцевальные элементы, комбинации, этюды;
4) Разучивание концертного номера;
5) Выступление на сцене.
- Метод персонификации – выделение движения и сравнение его со знакомым предметом
- Метод эмоциональной транскрипции – деление музыки на квадраты и определение динамичности окраски, соединение музыки с движением
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО – ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ:
1. Учащиеся воспринимают готовую информацию;
2. Учащиеся усваивают готовую информацию.
РЕПРОДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ:
1. Учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ:
1. Самостоятельные творческие постановки этюдной формы;
2. Самостоятельная работа над поиском теоретического материала о различных национальностях.
Эффективность процесса обучения прежде всего зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и потому наряду с понятием «методы обучения» мы употребляем и понятие «приемы обучения».
Приемы обучения могут определяться особенностями обучающей системы: при проблемном обучении это постановка проблемных ситуаций, при объяснительно-иллюстративном — это подробное планирование действий учащихся для достижения конкретных целей и т. п.
Прием –
1) Зеркальное отражение
2) Использование примера лучшего исполнителя
3) Смена лидеров
ФОРМЫ
Групповая;
Индивидуальная;
Индивидуально групповая;
Ансамблевая
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ: урок, репетиция, конкурс, концерт, фестиваль, семинар, творческая встреча.
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
| |||||||
|
|
|
|
|
Бас-данс
Бас-данс (фр. basse danse — «низкий танец») — собирательное название беспрыжковых придворных танцев в умеренном или умеренно-медленном темпе, которые часто назывались «прогулочными танцами». Эти танцы были широко распространены во Франции, в Италии, Нидерландах между 2-й половиной 14 и серединой 16 века. Композиционный рисунок строился в виде хоровода, цепи, шествия. Бас-дансы составляли как бы небольшую хореографическую композицию, в которой танцующие показывали себя собравшемуся обществу и демонстрировали свое богатство, пышность нарядов и благородство манер. Это был церемониальный танец, связанный больше с прохаживанием, чем с танцем как таковым. К нему относятся павана, аллеманда, куранта, сарабанда и др. Также существует бассаданца - более изысканная итальянская разновидность бас-данса, популярная в XV веке. Отличается более подвижным темпом.
Мореска
Мореска (мориска) (итал. moresca, исп. morisca – мавританская пляска) — остается в эпоху Возрождения одним из самых популярных танцев, становясь принадлежностью различных городских театрализованных зрелищ и спектаклей зарождающегося музыкального театра. В период между 1550 и 1650 мориско был непременным атрибутом любого значительного придворного празднества. Там она утрачивает свои исконные приметы народной игры, (сохранив, однако, маску мавра), и постепенно превращается в фигурный танец торжественного, часто воинственного характера. Мореску танцуют на балу и в деревне, профессиональные танцовщики и представители высших слоев общества.
Во времена средневековья мореска была пантомимическим танцем, воспроизводящим битву между христианами и маврами. Исполнители роли мавра носили гротескные костюмы с колокольчиками у щиколоток и выкрашивали лица в черный цвет, а в музыке преобладали пунктирные ритмы и экзотические тембры.
Павана
Павана (исп. и итал. pavana, от лат. pavo – павлин) — торжественный медленный танец, распространенный в 16 — начале 17 веков в Европе. Уже в начале XVI века павана стала одним из самых популярных придворных танцев. Это — один из наиболее величественных танцев; характер ее серьезен и возвышен. Торжественный характер паваны позволял придворному обществу блистать изяществом и грацией своих манер и движений, демонстрируя обществу свою величавость и богатство костюмов. Народ и буржуазия этот танец не танцевали. Исполнялась павана строго по рангам. Начинали танец король и королева, затем в него вступал дофин со знатной дамой, потом принцы и т.д. Кавалеры исполняли павану в плаще и при шпаге. Дамы были в парадных платьях с тяжелыми длинными тренами, которыми нужно было искусно владеть во время движений, не поднимая их с пола. За королевой приближенные дамы несли шлейф. Перед началом танца полагалось обходить зал. Во время танца у дамы были опущены глаза; только время от времени она смотрела на своего кавалера. В конце пары с поклонами и реверансами снова обходили зал.
В каждой стране характер движений и манера исполнения паваны имели свои особенности: во Франции — шаги плавные, медленные, грациозные, скользящие, в Италии — более оживленные, беспокойные, чередующиеся с маленькими прыжками. Вероятнее всего, свое название павана получила от латинского слова pavo, paon, что означает павлин. И действительно, танцующие павану как бы подражают паве, важно шествующей с красиво распущенным хвостом. Один из немецких музыкантов еще в 1523 году так и назвал павану: "павлиний танец". Также существует паванилья – танец популярный в Италии в 1-й половине XVII века и родственный паване. Отличался более оживленным характером и темпом.
Гальярда
Гальярда (gagliarda, итал. веселая, смелая, бодрая)— веселый, оживленный старинный танец романского происхождения конца 15 — 17 веков.
Гальярда берет свое начало в народной хореографии, хотя наибольшее распространение получила у привилегированных классов, сохранив черты крестьянских плясок — прыжки и резкие движения, нередко имеющие шутливые названия («журавлиный шаг», «лягание коровы»). Легкость и живость, с которой исполнялся танец, не исключали известной изысканности, которую нужно было сохранять даже при быстром повороте плеч. Гальярда — танец виртуозный, и ее исполнение на балах порождало своеобразное соревнование. Исполнители демонстрировали легкость и проворство, меняли и усложняли движения.
Гальярда — весёлый танец с прыжками и скачками, его танцевали соло или парами. Кавалер двигался по залу вместе со своей дамой. Когда мужчина исполнял соло, дама оставалась на месте. Мужское соло состояло из разнообразных сложных движений. После этого он снова подходил к даме и продолжал танец. Основными характерными движениями гальярды являются четыре небольших шага на первые 4 четверти, прыжок на пятую и позировка на шестую. Эти движения занимали два такта по 3/4 и назывались cinq pas («пять шагов»). Поэтому в Англии XVI века гальярду так и называли — «синкпейс».
Тарантелла
Тарантелла (от названия г. Таранто на юге Италии) — итальянский народный танец, живой и страстный по характеру, исполняемый в размере 6/8. С историей тарантеллы связано много легенд. В 15-16 веках этот танец считался единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (ядовитого паука). В связи с этим в XVI веке по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которого танцевали больные тарантизмом. Музыка многократно повторялась и оказывала завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих. Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов. Весь танец построен на мелких прыжках и подскоках. Со временем тарантелла стала обычным танцем (одиночным или парным), хотя и сохранила свой неистовый характер.
Бранль
Бранль (фр. branle – качание, хоровод) — первоначально народный хороводный, позднее также бальный, придворный танец 15-17 веков. Характерными движениями является покачивание корпуса. Темп танца — умеренно быстрый, оживленный. Народный бранль — энергичен, порывист, чеканен, бальный — более плавен и спокоен, с большим количеством реверансов. Известны его многочисленные разновидности, отличающиеся друг от друга по размеру, темпу, хореографии (простой Бранль, двойной, Бранль прачек, башмака, с факелом, с поцелуями и др.) и местные варианты (Бранль из Пуату, из Шампани). В XVI веке бранль — самостоятельный танец, получивший распространение также в Англии (броул), Италии (брандо), Испании (бран) и др. странах.
Бранль явился первоисточником всех появившихся позднее салонных танцев и сыграл большую роль в развитии бальной хореографии, не смотря на то, что по хореографии был еще довольно примитивным.
Фарандола
Фарандола — провансальский народный танец в быстром темпе, в размере 6/8, известный с 15 века. По форме близкий каролю, танцующие держат друг друга за руки, образуя цепочку, и, следуя за ведущим, движуфтся по улицам, исполняя самые разнообразные движения. Термин «Фарандола» производят от испанского farandula — названия группы бродячих исполнителей, очевидно, потому, что перед танцующими обычно шли музыканты с тамбурином и флейтой. Вторая версия происхождения названия танца от греческого слова, буквально означающего — фаланга-невольник, что скорее всего связано с хореографией фарандолы: многочисленные участники танца брали друг за друга за руки (ленты, платки) и образовывали длинную цепочку, движения которой направлял ведущий с флажком или платком в руке (для сигнализации при смене танцевальных фигур). Его рисунок был неодинаков в различных местностях и зависел от индивидуальности ведущего.
Вольта
Вольта (ит. volta, от voltare — поворачивать; фр. volte) — старинный парный танец провансальского или итальянского происхождения в быстром и умеренно быстром темпе. Изначально народный, а позднее стала исполняться на придворных празднествах. Во второй половине 16 — первой половине 17 веков приобрел большую популярность в европейских странах, особенно во Франции и в Англии. Обычно танец исполняется одной парой, но число танцующих могло быть и больше. Начинался танец с поклона кавалера и реверанса дамы. Характерное движение вольты был подъем дамы в воздух. Кавалер проворно и резко поворачивал в воздухе свою партнершу, что требовало от партнера большой силы и ловкости, ведь подъем должен выполняться достаточно высоко, четко и красиво.
Аллеманда
Аллеманда (фр. allemand – «немецкий») – танец 16–18 вв., немецкого происхождения. Относится к массовым "низким", беспрыжковым танцам. Исполнители становились парами друг за другом. Количество пар не ограничивалось. Начиналась аллеманда салютом кавалера и реверансом дамы. Затем танцующие двигались по залу, простыми, спокойными шагами и двойным бранлем, держась за руки. Шаги делали вперед, в сторону, отступая назад. Колонна двигалась по залу, и, когда доходила до конца, участники делали conversion - поворот на месте (не разъединяя рук) и продолжали танец в обратном направлении.
Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века, и к концу того же столетия исчезла. Но уже во второй половине XVIII века появляется под тем же самым названием, но в более живом характере и в размере 3/4.
Куранта
Куранта (франц. courante, итал. corrente — бегущая, текущая). Старинный придворный танец рубежа 16-17 веков, итальянского происхождения, исполняемый в оживленном темпе. Композиционный рисунок танца обычно шел по овалу, но это мог быть и удлиненный квадрат, и восьмиугольник. Куранта состояла из скользящих шагов, pas demi coupé, pas de bourrée, pas assemblé без прыжка, с подъемом на полупальцы или па гальярды. Различали простую и сложную куранту. Первая состояла из простых, глиссирующих шагов, исполнявшихся преимущественно вперед. Сложная куранта носила пантомимический характер: трое кавалеров приглашали трех дам для участия в танце. Дам отводили в противоположный угол зала и просили танцевать. Дамы отказывались. Кавалеры, получив отказ, уходили, но затем возвращались снова и становились перед дамами на колени. Только после пантомимной сцены начинался танец. В сложной куранте движения исполнялись вперед, назад и в сторону. В середине XVI века пантомимная часть танца отпадает.
Куранта - танец торжественный, плавный и равномерный, его называли "танцем манеры", горделивым шествием. Как бытовой танец исчезает к концу XVII века в связи с появлением менее торжественных и более подвижных танцев.
Сарабанда
Сарабанда (исп. zarabanda) — старинный испанский танец, известный с 16 века, испанского происхождения. Поначалу это был народный танец, исполнялся только женщинами в живом, озорном, темпераментном характере. Аккомпанементом служили кастаньеты, гитара и песни танцовщиц, которые считались неприличными. У себя на родине сарабанда попала в разряд непристойных танцев и в 1630 году была запрещена. Но, несмотря на запрет, сарабанда постепенно становится одним из популярных придворных танцев в Испании и приобретает торжественный, величавый характер. За пределы Испании попадает во 2-й четверти 17 века. Здесь она становится парным танцем с более спокойным ритмом. В придворных кругах сарабанду обычно танцевали медленно и важно.
Известный балетмейстер и педагог Карло Блазис в одном из своих трудов дает краткое описание сарабанды: «В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой он неравнодушен. Музыка дает сигнал, и двое влюбленных исполняют танец, благородный, мерный, впрочем, важность этого танца нисколько не мешает удовольствию, а скромность придает ему еще больше грациозности; взоры всех с удовольствием следят за танцующими, которые исполняют различные фигуры, выражают своим движением все фазисы любви».
Жига
Жига (англ. jig, итал. giga, фр. gigue) – быстрый старинный английский народный танец кельтского происхождения, распространенный в 16 в. Исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за необычайно выпуклую форму прозвали «жига» — окорок. Первоначально жига была парным танцем. Среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого шутливого танца. В 17-18 веке стала популярным салонным танцем во многих странах Западной Европы.
Бурре
Бурре (от франц. bourrer — набивать, колотить) - старинный французский народный танец, возникший во второй половине 15-16 вв. в провинции Овернь. Изначально был танцем дровосеков, которые, как бы уминая связку дров, периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками («сабо»). Аккомпанементом к бурре часто было пение самих исполнителей, игра на волынке, удары каблуками, выкрики. В XVII веке постепенно преображается в соответствии с запросами высшего света, приобретает более устойчивую, фиксированную форму и становится придворным танцем. И уже в первой половине XVIII века бурре — один из самых популярных европейских танцев. Также установились характерные черты музыки танца: четный размер, быстрый темп, четкий ритм.
Ригодон
Ригодон (франц. rigaudon, rigodon) — французский народный и придворный танец 17 — 18 веков, популярный в южных областях Франции. Произошел от бранля, исполнялся по кругу (хоровод) или по линии в быстром темпе и веселом, темпераментном характере. Ригодон исполняли под аккомпанемент скрипки, пение танцующих, также исполнители отбивали такт деревянными башмаками. Основными движениями были подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперед, вращение под руку с девушкой, поочередная смена пар и т.д.
С конца 17 века приобрел известность как придворный танец, соответственно став более размеренным и торжественным. В 18 веке ригодон оставался наиболее демократичным из всех популярных салонных танцев, он несколько оживлял наскучивший ряд церемониальных танцев.
Гавот
Гавот (франц. gavotte, от прованс. gavoto – танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) – старинный французский народный танец в спокойном темпе и трехдольном размере. Изящный и радостный танец известный еще с 16 века, исполнялся легко и грациозно под народные песни и волынку. Изначально был хороводным танцем.
В 18 в. становится популярным придворным парным танцем с различными фигурами. Теперь это жеманный и манерный танец. Легкие скользящие движения сочетались с изысканными реверансами, изящными вычурными позами, движений рук отличались большей танцевальностью. Как правило, исполнялся одной парой. Основныедвижения: pas chassé, pas balancé, pas glissade, pas assémblé, pas jeté, entrechat, pas emboite.
Менуэт
Менуэт (франц. menuet, menu pas — маленький шаг) – старинный французский народный танец 16–17 вв.. Исполнялся в умеренном темпе и 3-дольном размере. Предшественником менуэта был старофранцузский хороводный танец аменер (amener), который зародился в провинции Пуату.
С середины 17 по середину 18 в. менуэт был основным придворным танцем, образцом французского придворного балета. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным. Любимым танцем королевского двора менуэт становится около 1650 года, при Людовике XIV. Его называли "королем танцев и танцем королей". А затем распространился по всей Европе, в том числе в России (где его танцевали на ассамблеях Петра I). Он пережил на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы и сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них - дофин с одной из знатных дам. Характерные черты менуэта – церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок и назад, изящные маленькие шаги и легкое скольжение. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Менуэту обучались долго, очень трудно давалась манера исполнения. Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно, красиво. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Руки танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, согнутые в локтях, с манерно приподнятыми кистями дорисовывали позы менуэта, их не полагалось поднимать высоко, соединение рук танцующих должно было происходить мягко, плавно. Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка, который варьировался в плавных, закругленных линиях в виде буквы S, цифр 2 и 8, а также буквы Z. Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать.
В XVIII веке медленный менуэт сменил скорый, которому свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений; руки разрешалось поднимать высоко в различных позах. Танец становился еще более изысканным и манерным.
Полонез
Полонез (франц. polonaise — «польский»)— танец-шествие польского происхождения, известный с 16 века. Развился на основе народного танца, который в Польше назывался «пеший» (chodzony). Танцевали его на свадьбах и других сельских праздниках. Размер у него был 4-дольный, темп медленный и имел отличительные черты свойственные различным областям Польши. Изначально полонез танцевали только мужчины, но в процессе эволюции полонез становится 3-дольным, и в нем начинают принимать участие и женщины.
В 17 веке стал танцем привилегированных классов, потерял свою простоту. В 18 веке распространился по всей Европе как придворный танец и с этого времени получил свое название. Полонез становится одним из самых популярных танцев всей Европы, торжественным танцем-шествием, открывающим торжественные танцевальные вечера. Под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. В этом танце не было сложных хореографических украшений, замысловатых поз и несмотря на причудливый и сложный рисунок, исполнение полонеза не представляло особого труда. Основным движением танца был изящный и легкий шаг с плавным неглубоким приседанием на третьей четверти каждого такта. Танцующие также исполняли реверансы и поклоны. Полонезу были свойственны строгая, горделивая осанка, собранность и подчеркнутое внимание к своей даме. Танцующие пары составляли одну или две колонны, круги, линии, гирлянды, «змейки» и т. д. Кавалер первой пары, который был ведущим, изобретал различные фигуры, которые были очень многочисленны и разнообразны.
В России полонез известен с начала 18 века под именем «польский». Еще одно название: «ходячий разговор» — во время танца исполнители могли вести беседу.
Урок танца "Первый бал" по предмету "Ритмика и танец"
Погребняк Сергей Федорович, преподаватель-организатор ОБЖ
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа
Если уж "вальс устарел", как печалится известная песня, то бал - тем более. В самом деле - к чему современному обществу с его гигантской индустрией развлечений это чопорное действо прошлых веков? Даже отпрыски королевских кровей все чаще встречают своих суженых не на светских раутах, а в университетских аудиториях и на спортивных площадках. И все же есть в коротеньком слове "бал" что-то завораживающее. Может, детские грезы, с которыми не хочется расставаться. А может, вера в чудо, которая живет в человеке. И люди стремятся на бал как в сказку.
ЦЕЛЬ УРОКА: | Повторить и закрепить материал по теме “Историко-бытовой танец эпохи XVIII-XIX веков”. Закрепить устойчивые понятия о культуре хореографии эпохи XVIII-XIX веков. Совершенствовать выразительность движений, их музыкальность и эстетичность. |
ЗАДАЧИ УРОКА: | Обобщение и закрепление сведений, понятий и навыков взаимодействия в паре и ансамбле. Развитие духовной сферы личности ребенка средствами хореографического искусства. Воспитатание интереса к занятиям по хореографии, стремление участвовать в коллективной работе по созданию хореографических произведений. |
Перед началом урока дети находятся вне стен танцевального класса. Звучит музыка (Фонограмма №1) и учитель вместе с учениками спокойно, взявшись за руки, входят в зал. В зале приглушен свет. И только на стенах, или подставках, высвечиваются живописные картины с изображениями танцующих пар, набросков костюмов, театральных афиш…Дети как будто бы попали в музей истории танца. Интересно, что сейчас будет? На фоне сопровождающей музыки (Фонограмма №2) учительзажигает свечи на подсвечнике и начинает читать стихи. Рисунок 1 | |
УЧИТЕЛЬ: | Я свечи зажигаю и молчу. И смотрит мне в глаза волшебник-вечер, Рукою тьмы, притронувшись к плечу. Впервые бала зажигаю свечи. |
Показывает на картины, рукой обводит весь зал. | |
УЧИТЕЛЬ: | От танца к танцу по невидимой дороге От кринолинов и корсетов до шелков, Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху, Где танцы появлялись вновь и вновь. Давно прошла эпоха пышных балов и маскарадов, но вновь и вновь мы в своих мечтах возвращаемся в те давние времена кринолина и шелка, фигур, затянутых в корсеты, соблазнительных и романтических запахов духов, шуршание вееров и звонов шпор и сабель. Ребята, а кто знает, что такое бал? Рисунок 2 |
УЧЕНИКИ: | Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 1) |
УЧИТЕЛЬ: | Ну вот, мы выяснили, что такое бал. И, конечно, вы все сможете ответить, какие танцы исполнялись на нем, и каким из них начинали бал. |
УЧЕНИКИ: | Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 2) |
УЧИТЕЛЬ: | Замечательно! Вот сколько старинных танцев вы знаете! Кстати некоторые живут и пой сей день. И, конечно же, верно – бал начинался полонезом. Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. Рисунок 3 |
Звучат фанфары (Фонограмма №3). В зале вспыхивает свет. | |
УЧИТЕЛЬ: | Так вот оно, начало бала, Когда сквозь времени порез, Колонна пар затрепетала, С балкона грянул Полонез! |
Исполняется композиция танца “Полонез” (См. приложение №4 “Полонез”, Фонограмма №5). После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №2) | |
УЧИТЕЛЬ: | Давайте обратим внимание на костюмы той эпохи. (Учитель вместе с учениками подходи к одной из картин и начинают ее разглядывать). Что вы можете о них сказать? Рисунок 4 |
УЧЕНИКИ: | Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 3) |
УЧИТЕЛЬ: | Совершенно правильно. И очень приятно, что многие из вас отразили костюмы той эпохи в своих рисунках, представленных на нашей выставке. Мне кажется, что, рисуя свои произведения, вы сами оказались на месте своих героев, и танцевали вместе с ними. И, наверное, вы заметили, что дама от кавалера находится справа. А вот почему? Кто мне сможет дать ответ? Рисунок 5 |
УЧЕНИКИ: | Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 4) |
УЧИТЕЛЬ: | Волшебный Бал – мечта Принцесс, Прекрасных принцев взгляд желанный. И сказка воплотится здесь Для вас подарком долгожданным. |
Исполняется композиция танца “Танец-приглашение” (См. приложение №5 “Танец-приглашение”, Фонограмма №6). После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №4) | |
УЧИТЕЛЬ: | Ребята, посмотрите на эту картину. Что мы видим? Правильно, танцующую пару. А что мы сможем сказать о характере танца, исполняемого танцорами? Рисунок 6 |
УЧЕНИКИ: | Ребята смотрят на французскую литографию XVIII века, отображающую молодых людей, танцующих польку и отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 5) |
УЧИТЕЛЬ: | Наверное, все догадались, что пара танцует зажигательную польку. Но, несмотря на свое название, полька происходит не из Польши, а из восточной Богемии, которая входит в состав Чехии. Безусловно, каждый из вас знает что-то интересное про польку, и я прошу вас рассказать вас об этом. |
УЧЕНИКИ: | Кратко рассказывают об интересных фактах и истории танца полька (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 6) |
УЧИТЕЛЬ: | Вот что написал про польку один наблюдатель годы спустя: “Молодые и старые, матери и дочки, врачи и магистры пристрастились к ней. Все – от одежды до блюд - стало называться полькой”. Друзья, давайте танцевать, играть, шутить, Такой закон царит сегодня в зале: Не ждите, что бы мы Вас развлекали, Давайте полькою друг друга веселить! |
Исполняется композиция танца “Полька” (См. приложение №6 “Полька”, Фонограмма №7). После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №8) | |
УЧИТЕЛЬ: | Наш бал в разгаре. И в отличие от предыдущего танца этот танец родился на севере Польши в XVI веке. Одни считают, что название танца происходит от деревни Мазурек, которая находится недалеко от Варшавы; другие полагают, что в его основе лежит слово “мазур”, что означает “житель польских деревень”. Так или иначе, танец покорил всю Европу. Полюбился он и в России. Рисунок 7 Мазурка была настоящим полем для импровизаций на балах, кульминация всякого бала. Какого мастерства требовала мазурка, можно понять из описания лишь одного антраша, которое давалось в танцевальном пособии того времени: "скачок, в котором нога об ногу ударяется три раза, в то время как тело бывает в воздухе". Рисунок 8 Бывало, когда гремел мазурки гром, В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы. Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам. Да, без специальной подготовки вряд ли можно было обойтись. Поэтому и занимались танцами с пяти-шести лет. А о том, как проходили иные занятия, оставил свидетельство опытный танцмейстер Людовик Петровский, сочинивший Правила для благородных общественных танцев: |
Учитель подходит к столику и берет книгу. Раскрыв, начинает читать. | |
УЧИТЕЛЬ: | "Некто рассказывал мне, что учитель его почитал непременным правилом, чтобы ученик, несмотря на природную неспособность, держал ноги вбок, подобно ему в параллельной линии... Как ученик имел 22 года, рост довольно порядочный и ноги немалые, притом неисправные; то учитель, не могши сам ничего сделать, почел за долг употребить четырех человек, из коих два выворачивали ноги, а два держали колена. Сколько сей не кричал, те лишь смеялись и о боли слышать не хотели - пока, наконец, не треснуло в ноге..." Но именно благодаря усердным занятиям приобреталась та раскованность и точность движений, осанка, по которой светского человека можно было узнать, будь он хоть в рубище. Рисунок 9 |
Закрывает книгу, кладет ее на столик и снова обращается к детям. | |
УЧИТЕЛЬ: | Популярность мазурки была настолько велика, что многие величайшие композиторы писали для нее свои сочинения, что способствовало еще большей ее популярности. Кто из вас знает этих композиторов и может о них рассказать? Рисунок 10 |
УЧЕНИКИ: | Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные ответы”, вопрос 7) |
УЧИТЕЛЬ: | Вошел. Полна народу зала; Музыка уж греметь устала; Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота; Бренчат кавалергарда шпоры; Летают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры, И ревом скрыпок заглушен Ревнивый шепот модных жен. Господа, мазурка! Рисунок 11 |
Исполняется композиция танца “Марш-Мазурка” (См. приложение №7 “Марш-мазурка”, Фонограмма №9). По окончании танца под аккомпанемент фортепиано в исполнении солистки звучит русский романс “Я помню вальса звук прелестный”. | |
ИСПОНИТЕЛЬНИЦА: | Я помню вальса звук прелестный Весенней ночью в поздний час Его пел голос неизвестный, И песня чудная лилась. Да, то был вальс прелестный, томный, Да, то был дивный вальс. Теперь зима, и те же ели, за окном шумят метели, И звуки вальса не звучат! Где ж этот вальс прелестный, томный? Где ж этот дивный вальс? |
УЧИТЕЛЬ: | Прекрасные звуки вальса! А ведь вальс является одним из популярнейших танцев. Волшебное кружение пар придает ему несравненное изящество – настоящий символ романтизма. Вот как сказал о нем великий русский поэт А.С.Пушкин в поэтическом романе “Евгений Онегин”: Рисунок 12 Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихорь шумный, Чета мелькает за четой. |
Исполняется композиция танца “Фигурный вальс” (См. приложение №8 “Фигурный вальс”, Фонограмма №10). После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №2). | |
УЧИТЕЛЬ: | Увы, как и многое другое, балы остались в далеком прошлом. Без них немыслима история императорского периода России. Рисунок 13 Сегодня мы с вами совершили воображаемое путешествие в эпоху русских балов. Вы познакомились с историей, обычаями и традициями бала. Узнали, как одевались, что и как танцевали, как себя вели, чем еще занимались на балу гости и хозяева. Этому воображаемому путешествию, конечно, не суждено воплотиться в явь, но может быть, когда вы в следующий раз увидите бал в кино или на театральной сцене, либо прочтете о нем в классическом романе, вам яснее станет происходящее, да и само прошлое сделается ближе и понятнее. Рисунок 14 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Современный бальный танец. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской: Учебное пособие. - М., Просвещение, 1977.
- Воронина И.А.. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – М., Искусство, 1980.
- Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – 2-ое изд., пересмотренное. – М., Искусство, 1987.
- Г. Регацциони, М.Анджело Росси, А. Маджони. Учимся танцевать бальные танцы. Перевод с французского. – М., БММ АО, 2001.
- Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1982.
- Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX вв. Под редакцией Ю.И.Слонимского. Рекомендовано в качестве учебного пособия для хореографических учебных заведений. – М., Искусство, 1948.
- Рославлев М.И. Современный бальный танец. – М., Искусство, 1980.
- Балы и праздники в России. Книга-энциклопедия. - М. Аргументы и факты, 2000.
- Колесникова А.В. Бал в России: XVIII - начало XX века. – М. Искусство. 2005.
- А.С.Пушкин. Евгений Онегин.
- А.С.Пушкин. Сборники стихов.