Пенсионная система Республики Беларусь: состояние и проблемы развития

 

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение - это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека.

В Республике Беларусь система социального обеспечения представляет собой достаточно разветвленную сеть и охватывает практически всех нетрудоспособных и трудоспособных лиц посредством государственного социального страхования, пенсионного обеспечения и социальной помощи различных видов и форм. Наибольший удельный вес в этой системе занимает пенсионное обеспечение, которое играет ключевую роль в материальном обеспечении старшего поколения и инвалидов [3, c. 57].

Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную технологическую цепь - от назначения до выплат пенсий. Сегодня в РБ установлены 2 вида пенсий: трудовые и социальные. Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии. Право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных предусмотренных законодательством случаях закреплено в Конституции РБ, реализуется через Законы и другие законодательные акты. Она затрагивает жизненно важные интересы не только более 2,5 млн. пенсионеров состоящих на учёте в органах по труду, занятости и социальной защиты, но и тех, кто будучи в трудоспособном возрасте, участвует в её финансировании и тем самым «зарабатывает» себе будущую пенсию. Основным документом, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, является Закон от 17.04.1992 г. №1596-XII «О пенсионном обеспечении» с изменениями и дополнениями.

Финансирование пенсионного обеспечения в республике осуществляется из двух источников: внебюджетных фондов и государственного бюджета. Из бюджетных фондов, образующих систему социальной помощи, оплачиваются пенсии по инвалидности, семейные пособия, стипендии студентам, пособия малоимущим и т.п. Характерным признаком системы пенсионного обеспечения республики является ее доступность. Пенсионным обеспечением охвачен каждый нетрудоспособный, постоянно проживающий на территории РБ, независимо от гражданства, деятельности в прошлом и других обстоятельств. В основу предоставления права на трудовую пенсию в старости, при инвалидности и в случае потери кормильца положены принципы социального страхования. Право на нее имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию, и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачивались страховые взносы. При этом в целях усиления пенсионных гарантий инвалидам и семьям, потерявшим кормильца, право на трудовую пенсию предоставляется независимо от продолжительности страхования (уплаты страховых взносов) [3, c. 64].

Закон Республики Беларусь от 17.04.92 г. «О пенсионном обеспечении» охватывает многие социальные слои населения, в том числе и лиц, занятых общественно-полезным трудом, а также нетрудоспособных граждан. Условно субъектов пенсионного страхования можно разделить на трудоспособных граждан, имеющих право на трудовые пенсии, и нетрудоспособных граждан, имеющих право на социальные пенсии. В первой группе наибольший удельный вес занимают лица, имеющие право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 10 лет (с 2013 года) работы с уплатой обязательных страховых взносов. Кроме того, законодательством определено более 20 оснований для назначения досрочных пенсий на 5-10 и более лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста для работников с вредными и тяжелыми условиями труда; военнослужащих, ставших инвалидами; матерей погибших военнослужащих; многодетных матерей; родителей детей- инвалидов; лилипутов и карликов; инвалидов с детства и других.

До наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту, отдельные категории граждан, занятые на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности или пригодности, имеют право на получение пенсии за выслугу лет. Больше половины всех пенсионеров - женщины, которые выходят на пенсию в возрасте 55 лет, то есть на 5 лет раньше, чем мужчины. К этой же группе относятся лица, имеющие право на пенсию в случае наступления инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также лица, имеющие право на пенсию за особые заслуги перед республикой, такие как пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и другие [3, c. 70].

Ко второй группе относятся нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, которые имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, инвалиды с детства, а также в результате увечья, не связанного с работой, которые имеют право на пенсию по инвалидности и другие. По каждому виду пенсий Закон определяет социальный статус граждан, дающий право на получение соответствующей пенсии, условия получения пенсий, их размеры и т.д.

Как известно, наша пенсионная система является распределительной, в ней пенсии выплачиваются за счет страховых взносов работающих и их работодателей. Демографическая ситуация в республике складывается так, что соотношение численности плательщиков страховых взносов и пенсионеров достигло недопустимо низкой величины и продолжает уменьшаться. По данному критерию Беларусь занимает одно из последних мест в мире (рисунок 2.1)

 

Рисунок 2.1 - Соотношение численности работающих и пенсионеров в 2005-2013 гг.

 

В Республике Беларусь сохраняется низкий возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза - только Россия, Узбекистан, Украина). В настоящее время пенсии получает 26% населения республики. Согласно прогнозам, в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше (рисунок 2.2).

 


Рисунок 2.2 - Соотношение численности лиц в возрасте 55 / 60 лет и старше и в возрасте от 15 до 55/60 лет

 

Таким образом, возникает проблема - как в данных условиях сохранить (не говоря уже о повышении) достигнутое значение коэффициента замещения, который равен тарифу страховых взносов, умноженному на соотношение между количеством плательщиков взносов и числом пенсионеров. Очевидно, что сделать это при неизменном страховом тарифе (а увеличивать его некуда) невозможно. Выход один - улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий.

Основой для выплат пенсионных накоплений является Пенсионный фонд Республики Беларусь (далее - Фонд).

В структуру Фонда входят: центральный аппарат; 6 областных и Минское городское управления; 150 городских, районных и районных в городах отделов.

Орган управления Фонда - правление. Исполнительным руководителем Фонда является управляющий Фондом. Центральный аппарат, областные и Минское городское управления являются юридическими лицами [7].

Главная его цель - содержание за счет средств Фонда тех граждан, которые в силу своего возраста не относятся к экономически активному населению, оказание помощи семьям, предоставление средств к жизни и возмещение утраченного заработка потерявшим трудоспособность гражданам и др. Таким образом, по государственному социальному страхованию граждане обеспечиваются: пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, и т.д. Структура доходов Фонда за 2013 год показана на рисунке 2.3.

 

Рисунок 2.3 - Доходы Фонда за 2013 г.

 

Хорошо видно, что основная часть доходов складывается из страховых взносов (более 90%). Существенная часть доходов (4,4%) получена от капитализации временно свободных остатков средств путем вложения их в депозиты банков и покупки государственных казначейских обязательств. Остальные составляющие доходной части не имеют заметного значения. Расходная часть Фонда показана на рисунке 2.4.

 


Рисунок 2.4 - Расходы Фонда в 2013 г.

 

Наибольшая часть расходов - это расходы на выплату пенсий, доля которых в общей сумме расходов составила около 78%. Если просмотреть динамику роста пенсий за последние 5 лет то мы увидим: (рисунок 2.5).

 

Рисунок 2.5 - Динамика роста пенсий в Республике Беларусь за 2006-2012 гг., %

 

За годы существования Фонда несколько вырос удельный вес расходов Фонда в общем объеме ВВП (рисунок 2.6).


Рисунок 2.6 - Удельный вес расходов Фонда в ВВП за 2005-2012 гг.

 

Это невысокий показатель в сравнении даже с развивающимися странами, не говоря уже о странах с высокоразвитой экономикой. Если же еще принять во внимание уровень ВВП в расчете на душу населения в Беларуси в сопоставлении с другими странами, то нетрудно понять, что уровень социальной защищенности пенсионеров и получателей других пособий из средств социального страхования в нашей стране невысок. В последние годы наблюдается тенденция «проедания» Фондом социальной защиты накопленных в прошлые периоды средств. Основная причина этого - рост задолженности по уплате страховых взносов при постоянном росте потребности. Это связано как с неблагополучным финансовым состоянием многих субъектов хозяйствования, так и с относительно высоким тарифом страховых взносов.

В рамках действующей системы пенсионного обеспечения ведется целенаправленная работа по решению двух основных задач в области пенсионного обеспечения: повышение уровня пенсий и усиление дифференциации размеров пенсий в зависимости от трудового вклада пенсионера в период трудовой деятельности. В последнее время на решение этих задач направлен целый ряд изменений пенсионного законодательства.

Основным оценочным показателем размера пенсий является соотношение их с уровнем заработной платы (коэффициент замещения). Динамика соотношения средней пенсии со среднемесячной заработной платой рабочих и служащих показана на рисунке 2.7. Из него видно, что в последние годы роста коэффициента замещения не было, скорее, - наоборот. Это произошло не случайно. В 2006 г. в связи с финансовыми трудностями Фонда социальной защиты населения изменен механизм пересчета пенсий. До этого он осуществлялся при росте зарплаты на 10%, и при этом сопоставлялся истекший месяцс месяцем последнего перерасчета. В результате внесенного изменения перерасчет осуществляется, если рост средней зарплаты в истекшем кварталепо сравнению с ее величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составит более 15%. Другими словами, было произведено ужесточение норм перерасчетов. В результате их количество в году уменьшилось, произошло фактическое понижение размеров пенсий [7].

Все пенсионные системы по механизму их финансирования делятся на два принципиально различающиеся между собой вида. Распределительнаясолидарная система PAY-AS-YOU-GO (работающий платит за пенсионера), которая применяется в Беларуси. В этой системе выплата пенсий осуществляется за счет текущих страховых взносов. Чаще всего такие системы являются государственными. Накопительнаяпенсионная система. Выплата пенсий осуществляется за счет накоплений, сделанных застрахованными в период их трудовой деятельности. Эти системы могут быть как частными, так и государственными.

Государственные пенсии в Республике Беларусь устанавливаются в соответствии с настоящим Законом «О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992 г. №1596-XII. Изменение условий и норм пенсионного обеспечения осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон. Если международным договором РБ установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, применяются правила международного договора [7].

В случаях, предусмотренных настоящим Законом определяется порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан.

Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца - его смерть; основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» предусмотрены трудовые и социальные пенсии. Лицам, имеющим право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

Выделяют следующие виды пенсий:

а) трудовые пенсии:

по возрасту;

по инвалидности;

по случаю потери кормильца;

за выслугу лет;

за особые заслуги перед республикой;

б) социальные пенсии [7].

В соответствии со ст. 58 Закона РБ «О пенсионном обеспечении» в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работника по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы физического лица, самостоятельно уплачивающего обязательные страховые взносы, на которые, согласно законодательству, начислялись и из которых уплачивались обязательные страховые взносы. Натуральные выплаты учитываются исходя из средней цены реализации соответствующей продукции за отчётный период. Премии и иные виды выплат включаются заработок за месяц, в котором они получены. В заработок для назначения пенсии включаются за соответствующие периоды пособия по временной нетрудоспособности либо сохранившийся за работником средний заработок.

В соответствии со ст. 27 Закона «О пенсионном обеспечении» пенсии по инвалидности назначаются независимо от причины инвалидности при наличии следующего стажа работы ко времени наступления инвалидности или обращения за пенсией.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: