Уровни личностной тревожности родителей и проявления агрессивного поведения детей (корреляционный анализ r)

                        Уровни (Л.Т.)     Проявления агрессивного поведения детеи     высокий       умеренный       низкий  
  Проявления агрессивного поведения детьми     **** 0,79     *** 0,65     ** 0,45  

Примечание: где ** - корреляционная связь умеренная;

*** - корреляционная связь средняя;

**** - корреляционная связь сильная;

 

 

Таблица 3

Уровни ситуационной тревожности родителей и проявления агрессивного поведения детей (корреляционный анализ r)

                                                    Уровни (С.Т.)   Проявления агрессивного поведения детей     высокий       умеренный       низкий  
  Проявления агрессивного поведения детьми     **** 0,75     *** 0,63     *** 0,68  

Примечание: где *** - корреляционная связь средняя;

**** - корреляционная связь сильная

 

По данным таблиц можно сделать следующие выводы:

· на появление агрессивного поведения детей в большей степени влияет высокий уровень как личностной, так и ситуационной тревожности родителей;

· между умеренным и низким уровнем (ситуационной и личностной) тревожности родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь средней степени выраженности;

· низкий уровень личностной тревожности родителей оказывает незначительное влияние на становление агрессивного поведения детей.

Для подтверждения нашей гипотезы, что именно ситуационная и личностная тревожность родителей оказывает влияние на становление агрессивного поведения детей, а не агрессивное поведение дошкольников провоцирует появление тревожности у родителей, нами был проведен корреляционный анализ уровней агрессивного поведения детей и тревожности родителей (Приложение 11, Приложение 12). Результаты были оформлены в Таблицу 4.

 

Таблица 4

Влияние агрессивного поведения детей на становление тревожности родителей (корреляционный анализ r)

                    Уровни А.П. детей   Виды тревожности     высокий     умеренный     низкий  
  ситуационная     *** 0,61     **** 0,77     *** 0,68  
  личностная     *** 0,66     **** 0,71     *** 0,69  

Примечание: где *** - корреляционная связь средняя;

**** - корреляционная связь сильная.

 

По данным таблицы можно сделать следующие выводы:

· между высоким и низким уровнем агрессии детей и тревожностью родителей существует корреляционная связь средней степени выраженности;

· между умеренным уровнем агрессии дошкольников и тревожностью родителей существует корреляционная связь сильной степени выраженности.

 

Выводы

Проведенное нами исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Наблюдения за поведением детей в естественных условиях показали, что среди дошкольников широко распространено такое явление как агрессия. Из 80 обследованных - высокий уровень агрессии зафиксирован у 43% дошкольников /р<0,001/, умеренный уровень агрессии отмечен у 30% детей /р<0,005/, низкий уровень агрессии свойственен 27% /р<0,001/.

2. Диагностика тревожности по опроснику Ч.Д. Спилбергера выявила, что родителям экспериментальной группы свойственна как ситуационная, так личностная тревожность. Умеренная ситуационная тревожность зафиксирована у 62% человек /р<0,01/, высокая ситуационная тревожность отмечена у 22% родителей /р<0,001/, а низкая ситуационная тревожность у 16% человек /р<0,01/.

Умеренная личностная тревожность свойственна 49% родителей /р<0,001/. Высокая личностная тревожность зафиксирована у 45% человек /р<0,001/, а низкая личностная тревожность отмечена у 6% родителей экспериментальной группы /р<0,01/.

3. Корреляционный анализ ситуационной и личностной тревожности родителей и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста показал, что между ситуационной тревожностью родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь средней степени (r = 0,69), между личностной тревожностью родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь средней степени (r = 0,62).

4. Корреляционный анализ уровней личностной тревожности родителей и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста показал, что между высоким уровнем личностной тревожности родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь сильной степени (r = 0,79).

Корреляционный анализ уровней ситуационной тревожности родителей и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста показал, что между высоким уровнем ситуационной тревожности родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь сильной степени (r = 0,75).

5. Корреляционный анализ уровней агрессивного поведения детей 6-7 лет и тревожности родителей показал, что между умеренным уровнем агрессии детей и ситуационной тревожностью родителей существует корреляционная связь сильной степени (r = 0,77), между умеренным уровнем агрессии детей и личностной тревожностью родителей существует корреляционная связь сильной степени (r = 0,71).

 

Заключение

Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

1. агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

2. в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.

Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых даёт своё видение сущности и истоков агрессии. Но большинство из них считают, что именно в дошкольном возрасте складываются определенные предпосылки, способствующие проявлению агрессии.

В результате нашего наблюдения за свободным взаимодействием 80 дошкольников шести - семи лет были обнаружены многочисленные и разнообразные формы агрессивного поведения. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдалась прямая и косвенная вербальная агрессия - от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений. Также были зафиксированы случаи физической агрессии - как косвенной (разрушение продуктов деятельности сверстников, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (драки, удары кулаками и ногами, щипание и кусание).

В ходе исследования высокий уровень агрессивного поведения был отмечен у 43% дошкольников /р<0,001/.

В семье ребёнок проходит первичную социализацию. На формирование личности дошкольника оказывают влияние:

· воспитательные стратегии родителей;

· взаимоотношения детей и родителей;

· личностные проблемы родителей (включая и те, которые не осознаются).

 

Основываясь на исследовании А. Прихожана (2001), мы предположили, что на становление агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста влияет тревожность родителей.

В ходе исследования было установлено, что большинству родителей свойственна высокая и умеренная тревожность, как ситуационная (22% человек /р<0,001/ и 62% соответственно /р<0,01/), так и личностная (высокая - 45% человек /р<0,001/ и умеренная - 49% соответственно /р<0,001/).

Для установления влияния тревожности родителей на агрессивное поведение детей шести - семи лет был проведен корреляционный анализ, который показал, что между ситуационной тревожностью родителей и агрессивным поведением детей, а также между личностной тревожностью родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь средней степени (r = 0,69 и r = 0,62 соответственно).

При этом между высоким уровнем как ситуационной, так и личностной тревожности родителей и агрессивным поведением детей существует корреляционная связь сильной степени (r = 0,75 и r = 0,79).

Это свидетельствует о том, что на становление агрессивного поведения детей 6-7 лет влияет высокий уровень как ситуационной, так и личностной тревожности родителей.

Полученные данные подтверждают исследования X. Денгеринга (1983), который считал, что высокотревожные люди не проявляют по отношению к другим агрессивных действий, до тех пор, пока не начнут испытывать раздражение от провокаций со стороны этих лиц.

Тем самым родители с высоким уровнем тревожности, проявляя агрессивные действия по отношению к окружающим людям, становятся для малыша объектом для подражания.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Мы полагаем, что наша работа даст новые ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми и их родителями.

В ходе исследования были решены все задачи.

Дальнейшая работа предполагает рассмотрение данной проблемы в следующих направлениях:

· влияние тревожности матери и тревожности отца на становление агрессивного поведения ребёнка;

· тендерные различия агрессивного поведения детей 6-7 лет высокотревожных родителей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: