Правовое регулирование оборота оружия в Китайской Народной Республике

 

В целях пресечения незаконного оборота оружия и улучшения криминогенной обстановки законодательные органы Китая приняли в 1996 году Закон "О контроле над огнестрельным оружием". Данным законом была введена система мер по регулированию производства, продажи, передачи огнестрельного оружия, его приобретения гражданами и организациями, а также предусмотрен новый вид оружия - служебного. Законом разрешено в гражданском обороте использовать только спортивные и охотничьи образцы огнестрельного оружия, которое приобретается по специальным лицензиям местных органов общественной безопасности. Использование огнестрельного гражданского оружия в целях самообороны не предусмотрено. Законом предусматривается и категория служебного оружия. Общий контроль за оборотом служебного и гражданского оружия в КНР, возложен на Министерство общественной безопасности. Оружие производится под контролем Правительства КНР, причём производство и торговля оружием лицензируется. Указанным законом, а также уголовным и административным законодательством установлены повышенные санкции за преступления и правонарушения, связанные с незаконным производством, продажей, приобретением и хранением огнестрельного оружия либо его контрабандой. [25, с.126]

В настоящее время борьба с нелегальным оборотом оружия и боеприпасов по-прежнему является ключевой в работе правоохранительных органов КНР и осуществляется на плановой и долгосрочной основе.

Китай является крупнейшим производителем и экспортёром взрывчатых веществ в мире, на его территории ежегодно изготавливается более 3млрд. единиц детонаторов. В последние годы на государственных предприятиях - производителях взрывчатых веществ введена система кодирования, компьютерного учёта и контроля, создана информационная система управления производством взрывчатых веществ. Осуществлена и полная автоматизация производства взрывчатых веществ, их хранения, транспортировка и продажи. Однако, несмотря на все эти меры контроля, органами Министерства общественной безопасности в 2005 году было зарегистрировано более 100 случаев хищения взрывчатых веществ общим объёмом 1,5 т.

В Китае незаконный оборот стрелкового оружия принимает главным образом форму контрабандного провоза огнестрельного оружия, особенно в районах вдоль его юго-западных границ. Именно там такая преступная деятельность, связанная с контрабандным провозом и незаконным оборотом огнестрельного оружия, получила наибольшее распространение. Более того, речь идёт главным образом о транснациональных преступлениях, совершаемых организованными группами посредством сговора между местными жителями и посторонними лицами и проявляющих отличительные особенности профессиональной, коллективной и международной преступности, осуществляемой в рамках скоординированного процесса производства, транспортировки и сбыта оружия. Такое оружие поступает главным образом из внешних источников и создает большую угрозу для общественного порядка и стабильности в Китае. Благодаря решительным мерам, принимаемым компетентными властями, в последние два года наметилась тенденция к постепенному снижению количества контрабандного ввозимого огнестрельного оружия.

Норма об ответственности за контрабанду достаточно детально разработана в УК Китайской Народной Республики. Контрабанда отнесена к хозяйственным преступлениям, ответственность за нее закреплена в семи статьях, контрабанда разделена, в зависимости от предмета, на различные виды. Предусматривается также дифференцированный подход к уголовной ответственности за содействие и соучастие в контрабандной деятельности. Законодатель КНР выделяет в самостоятельный состав контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, помещая ее в главе, объединившей преступления против здоровья населения и общественной безопасности. Особенностью УК КНР является то, что субъектами контрабанды могут выступать и юридические лица, которые наказываются штрафом. В УК КНР спектр наказаний широк, и санкция носит наиболее карательный характер. [18, с.15]

Китайские законы запрещают частным лицам владеть оружием и боеприпасами. Соответствующие китайские законы содержат подробные положения, регулирующие производство стрелкового оружия и торговлю им, и в них установлена политика строгого контроля за экспортом стрелкового оружия, с тем, чтобы препятствовать перенаправлению законного оружия

по незаконным каналам. Что касается незаконного оборота огнестрельного оружия внутри страны, то органы государственной безопасности Китая продолжают неустанно бороться против такой деятельности и объединяют свои усилия в деле борьбы, профилактики, контроля и организационного строительства с целью сведения воедино своего практического опыта и создания эффективного рабочего механизма. Во-первых, они четко определяют свои цели и предпринимают специальные действия в надлежащее время. Во-вторых, они проводят экстенсивные информационно-пропагандистские кампании, мобилизуют широкие массы населения и используют средства массовой информации, включая газеты и телевещание, с целью повышения уровня осведомленности населения и расширения его знаний по проблеме огнестрельного оружия. В-третьих, они активизируют свои надзорные и правоприменительные функции. В-четвертых, они создают систему регулирования для эффективного выполнения своих обязанностей.

В целях борьбы с деятельностью, связанной с трансграничным контрабандным провозом и незаконным оборотом стрелкового оружия, китайские органы государственной безопасности укрепляют свои административно-контрольные функции на границах, ужесточают проверки при выезде и въезде и активизируют сотрудничество с компетентными органами соседних государств путем заключения соглашений о сотрудничестве с ними, включая соглашения относительно расширения обмена информацией и совместных действий по борьбе с преступной деятельностью, связанной с контрабандным провозом и незаконным оборотом огнестрельного оружия. Китайские органы государственной службы безопасности постоянно уничтожают незаконное оружие и боеприпасы, конфискованные ими.

Китай неизменно поддерживает усилия международного сообщества по искоренению контрабанды этих видов оружия. Китай поддерживает борьбу стран Центральной Африки с незаконным оборотом оружия.

Предотвращение и искоренение контрабанды стрелкового оружия и легких вооружений благоприятствуют разумному урегулированию региональных конфликтов, сохранению там мира и стабильности, поэтому отвечают их общим интересам. Китай выступает за активизацию усилий на национальном, региональном и международном уровне для поиска разумного решения этой проблемы. 9 июля 2009 года Ван Инфань, глава китайской делегации на Конференции ООН по проблеме борьбы с незаконным распространением стрелкового оружия и легких вооружений, выступил с инициативами, содержащими пять направлений действий. Во-первых, страны мира должны разработать и усовершенствовать законодательные акты в соответствии с конкретными условиями в целях предотвращения возможности незаконного овладения элементами оружия, изготовленного или переданного законным путем.

Во-вторых, страны мира должны расширять взаимодействие и наращивать согласованные усилия в ходе борьбы с контрабандой оружия, в частности расширять обмен и сотрудничество между полицейскими, таможенными ведомствами и пограничными службами.

В-третьих, международное сообщество должно оказывать дальнейшую поддержку усилиям стран и регионов мира в борьбе с незаконным оборотом оружия. ООН и соответствующие международные организации могут сыграть важную роль в этом.

В-четвертых, искоренить источники контрабанды оружия. Международное сообщество должно, направляя усилия на устранение напряженности и прекращение конфликтов в отдельных странах и регионах мира, оказывать им активную помощь в развитии экономики, выходе из бедности и обеспечении продолжительного развития, прочного мира и стабильности.

В-пятых, уважать суверенитет стран мира и их права на законное производство, хранение и передачу стрелкового оружия и легких вооружений.

Китай глубоко озабочен ущербом, нанесенным ряду развивающихся стран контрабандой оружия. Он с полным пониманием относится к их желанию ужесточить борьбу с незаконным оборотом оружия и поддерживает расширение сотрудничества международного сообщества в этом направлении. Китай решительно против незаконного производства и передачи стрелкового оружия и легких вооружений. Он всегда ответственно подходит к этому вопросу и разработал ряд строгих правовых и административных мер.

Китай решительно выступает против того, чтобы отдельные страны увязывали нормальное военное сотрудничество между Китаем и другими государствами, связанное с торговлей вооружениями, с контрабандой оружия и даже дестабилизацией региональной безопасности.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: