Армения – первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии

Приветствия, общие выражения

Здравствуйте Барев дзез
Доброе утро Бари луис
Добрый день (вечер) Бари ор/бари ереко
До свидания Стесуцюн
Как дела? Горцерт вонцен?
Спасибо Шноракалютюн
Пожалуйста Хндрем
Извините Кнерек
Как вас зовут? Инчпеса дзер анунэ?
Меня зовут… Им анунэ…
Вы понимаете по-русски? Дук хасканумек русерен?
Кто-нибудь здесь говорит по-русски? Инчвор мек хасканума русерен?
Я вас не понимаю Ес дзез чем хасканум
Что вы посоветуете посмотреть в городе? Инч хорурд ктак наел кахакум?
Да Аё
Нет Воч

Цифры и числа

Нуль Зро
Один Мек
Два Ерку
Три Ерек
Четыре Чёрс
Пять Хинк
Шесть Вец
Семь Ёт
Восемь Ут
Девять Инэ
Десять Тас
Двадцать Ксан
Тридцать Ересун
Сорок Карасун
Пятьдесят Исун
Шестьдесят Ватсун
Семьдесят Ётанасун
Восемьдесят Утанасун
Девяносто Инэсун
Сто Арюр
Тысяча Азар

 

Перечень цветов

Белый/ая Спитак
Голубой/ая Еркнагуйн
Жёлтый/ая Дехин
Зелёный/ая Канач
Красный/ая Кармир
Коричневый/ая Дарчнагуйн
Оранжевый/ая Газарагуйн
Розовый/ая Вардагуйн
Синий/ая Капуйт
Серый Мохрагуйн
Фиолетовый/ая Манушакагуйн
Чёрный/ая Сев
Светлый/ая Бац
Тёмный/ая Муг

 

Застолье открывает самый старший в семье, даже если это очень старый дедушка. Он произносит небольшую речь, в которой объясняется, по какому поводу все приглашены на это торжество и назначает тамаду, т.е. столоначальника, и предлагает всем поднять бокалы и выпить первый тост за тамаду. С этого момента старшим за столом является тамада, который в солидном и приятном стиле должен руководить застольем. Конечно, каждый тамада ведет застолье несколько своеобразно, стараясь отличиться оригинальностью и остроумием, сам определяет очередность тостов и интервал подачи блюд, тем не менее, существует несколько обязательных моментов, которые ни один тамада не может не соблюдать. Второй тост провозглашает уже тамада. Он обязательно красивыми словами и добрыми пожеланиями освещает повод и причину, по которой они собрались за данным столом. Затем тамада предлагает всем желающим также высказаться и произнести свои пожелания. Тем самым повод данного торжества обрисовывается с разных сторон устами почти всех присутствующих. Затем поднимаются тосты за здоровье всех присутствующих по очереди в порядке старшинства. (Если кого-то вдруг забыли — это будет причиной очень глубокой обиды). Тот, за которого подняли тост и выпили, поднимается, благодарит за хорошие слова о нем, обещает стать еще лучше, умножить свои достижения и искоренить недостатки. Когда закончились индивидуальные тосты, произносится один традиционный тост: «Да будет всегда незапятнанной честь нашего рода, чтобы нам никогда не пришлось стыдиться за кого-либо, но чтобы мы были всегда желанны и рады друг другу. Нашей чести, нашему очагу, нашей земле, чтобы мы всегда были истинными хозяевами. Господь да убавит от корысти да прибавит к добродетели нашей. Хлеб и вино да пребудут всегда на нашем столе, а самый наш трудный день пусть будет похож на этот…». В последние годы, после Карабахской войны (1990-1994 гг.) в обязательном порядке все стоя выпивают за героев, павших боях за Отечество, желают, чтобы они были последними жертвами. Чтобы все родители, когда придет время уходить в мир иной, уходили «не зная слез», т.е. чтобы дети хоронили престарелых родителей, а не наоборот. И чтобы ни один ребенок не становился сиротой. Обязательно пьют за мирное небо, а в самом конце, на прощание — за этот хлебосольный и гостеприимный дом. Вспоминают всех замечательных людей данного рода, благодарят хозяйку и всех, кто ей помогал. Во время застолья каждый, кто хотел высказаться, обязательно просит разрешения у тамады. Без разрешения тамады нельзя вставать и выходить из-за стола. Курить нельзя не только за столом, но вообще считается аморальным, когда молодой человек курит в присутствии боле старших. Это считается неуважением к старшим. (Даже 60-летний сын не курит в присутствии своего отца). Тосты обычно произносятся как здравица, похвала, но обязательно также как наставления и пожелания дальнейшего совершенствования, особенно, если речь идет о молодых. Армянский пикник в Карпуте, 1914 год Обычай «чокаться», т.е. соприкасаться бокалами во время тоста имеет глубокий смысл — это символическое единение, знак дружбы и уважения. Нельзя допустить, чтобы ваш бокал при этом был выше, чем у того, с кем вы «чокаетесь» — значит, вы себя ставите выше его. Это — проявление неуважения. Поэтому кто старше по возрасту, у того бокал должен быть выше при «чоканий». Мужчина всегда проявляет уважение к женщине (любого возраста), опуская свой бокал хоть немного ниже ее бокала. Когда в силу каких-либо обстоятельств между бывшими друзьями происходит размолвка, говорят «Да я же с ним тосты говорил, как я могу с ним рассориться?». Хотя бы однажды проведенное вместе застолье, разделенное вместе «хлебосоле» обязывает. Возникшее за столом знакомство превращается в доброжелательные приятельские отношения. Звон бокалов еще долго звучит в душе порядочного человека. Вообще раньше армяне пили водку 20-25 грамм только одним глотком утром, натощак, для хорошего пищеварения и «дезинфекции организма», причем прежде чем выпить, осеняли себя крестным знаменем и произносили «Господь наш Иисус Христос- Амен». Вечером, за семейным столом мужчины обязательно пили вино. Но не более трех стопок. В праздники и женщины пили только вино. Вино в армянском народном быте не является простым напитком. Оно символизирует живительный богоданный сок. Вино готовилось почти из всех фруктов, но самыми избранными стали виноградное, гранатовое и вишневое вина. Вино делали в каждом доме, и на каждом столе всегда стоял кувшин с вином. Первые три года вино постоянно процеживали, очищая от осадка. Пить его можно было только после трех лет с момента его изготовления. Когда оно становилось прозрачным. Очищенное трехлетнее вино хранили в больших глиняных кувшинах «карасах», зарытых в земле (чтобы оно хранилось в постоянной прохладе). Запечатанный карас открывался только по особому случаю. Виноградное вино подавалось к мясным блюдам, а гранатовое — к рыбным. В конце пиршества подавались фрукты, сладости, орехи всякие, сушеные фрукты, чай или кофе. Иногда устраивались развлечения — состязания для молодежи. Например, кто сможет съесть целый гранат, не уронив ни зернышка, кто сможет съесть яблоко или грушу так, чтобы не было ни звука, кто сможет съесть ежевику или кизил, совсем не испачкав пальцы. Эти игры в шутливой форме воспитывали у детей аккуратность и опрятность. Застолье для армянина — прежде всего место общения, место интересной беседы, Место еще большего сближения с родными и близкими, место духовного наслаждения. Вино при этом помогает слегка раскрепоститься и стать более красноречивым и искренним. Стол должен быть обильным. «Если зовешь гостей, на столе должно быть все — от грибного масла до сорочьего молока». Застолье длится долго, едят и пьют много, но пьяных не бывает. Считается, что настоящий сильный мужчина не пьянеет, если же опьянел, то он слабак, это бесчестье для него и для его семьи. Женщины пьют вино 1-2 бокала....

После произнесения основных тостов, Вы и ваши гости можете импровизировать в свое удовольствие. А после, устроить голосование за лучшие авторские тосты.

Альтернативой может стать, напечатанные на бумаге, уже готовые тосты, которые можно вытягивать по очереди.

После приема пищи можно заняться следующими развлечениями:

Если есть возможность выйти на улицу или имеется некоторое пространство в помещение и отсутствуют хрупкие предметы, то можно попробовать сыграть в:

Цветы и ветерки

 

Цель игры: развитие двигательных качеств, внима­ния, выдержки.

В середине игровой площадки на расстоянии 2 м про­водятся две черты. За ними на расстоянии 10—15 м про­водятся еще две черты. Выбираются две команды: цветы и «ветерки». Каждая из команд стоит перед внутренней чертой лицом к команде соперников.

Игру начинают «цветы», заранее выбрав себе имя — название цветка. Они говорят: «Здравствуйте, ветерки!» «Здравствуйте, цветы!» — отвечают ветерки. «Ветерки, ве­терки, угадайте наши имена», — вновь говорит «цветы».

«Ветерки» начинают угадывать названия «цветов». И как только угадывают, цветы убегают за вторую черту. «Ветерки» их догоняют.

Правила игры:

· очки определяются по числу пойманных цветов;

· победителя определяют по условленной сумме очков;

· после одной игры команды меняются ролями.

Категория: Армянские народные игры
Развивает: внимание, выдержку, двигательные навыки

Пастух

 

Цель игры: развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.

На игровой площадке чертится линия — ручеек, по одну сторону от которого собираются выбранные пастух и овцы, по другую сидит волк. Овцы стоят позади пасту­ха, обхватив друг друга за пояс.

Волк обращается к пастуху со словами: «Я волк гор­ный, унесу!» Пастух отвечает: «А я пастух смелый, не отдам». После этих слов пастуха волк перепрыгивает че­рез ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, рас­ставив руки в стороны, защищает овец от волка, не давая ему возможности дотронуться до них. В случае удачи волк уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.

Правила игры:

· волк переходит линию только после слов пасту­ха «не отдам»;

· овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.

Категория: Армянские народные игры
Развивает: быстроту реакции, внимание, ловкость

Похитители огня

 

Цель игры: развитие ловкости, быстроты; укрепле­ние костно-мышечного аппарата ног.

На игровой площадке прямоугольной формы (дли­на — 30—40 м, ширина — 15—20 м) в каждом углу чер­тится круг диаметром 2—4 м. Круги обозначают крепость. Внутри игровой площадки чертятся линии опасности (или линии огня) длиной 2—3 м. Играющие делятся на ко­манды по 10—15 человек. Каждая команда располагается вдоль своей линии опасности. Команды выбирают капи­танов и отличительный знак (элемент национального костюма). По жребию выбирается команда, начинающая игру первой. По определенному сигналу капитан коман­ды, начинающей игру, подходит к противникам, легким ударом по руке любого из игроков берет огонь и убегает к своей границе. Тот бежит за ним, стараясь поймать, пока первый игрок не добежит до границы. Если убегаю­щего игрока поймают, он становится пленником и его сажают в крепость противника. Если же не удается дог­нать убегающего, а догоняющий игрок доходит уже до линии опасности, то из команды соперника выбегает дру­гой игрок и старается взять в плен догоняющего.

Правила игры:

· игра продолжается до тех пор, пока все игроки какой-либо команды не окажутся в плену;

· преследователь должен догонять противника до линии опасности, откуда начали игру;

· преследователь, догнавший убегавшего, становит­ся носителем огня. Он может подойти к шеренге противника и, ударив по руке любого игрока, убе­жать обратно к своей границе как начинающий игру;

· пленники освобождаются в том случае, когда их друг, получив огонь от соперника, беспрепятственно проходит в крепость и касается их рукой: они все быстро бегут к своей границе.

Категория: Армянские народные игры
Развивает: быстроту движения, ловкость

Перетягивание палки

 

Цель игры: развитие силы, выдержки, укрепление мышц туловища.

Два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями. В руки они берут палку (можно веревку, ремешок, или просто держаться за руки). При этом одна рука находится в середине палки, другая с краю. По сигналу игроки начинают тянуть друг друга, стараясь поднять со­перника па ноги.

Правила игры: выигрыва­ет тот игрок, которому удается поднять противника на ноги. Выигравший имеет право про­должить игру со следующим иг­роком.

Категория: Армянские народные игры
Развивает: выдержку, силу

Крепость

 

Цель игры: развитие сообразительности, ловкости, согласованности движения.

Игроки делятся на две команды. По жребию опре­деляют, какая из команд будет защищать крепость, а ка­кая нападать.

В центре игровой площадки кладут доску (камень, коврик). Это и есть крепость.

По сигналу защитники окружают крепость на рас­стоянии 2—3 м и защищают ее от нападения соперников. Нападающие расходятся в разные стороны. Крепость счи­рвется завоеванной, если кто-нибудь из игроков насту­пит ногой на доску и не будет пойман защитником.

Нападающие составляют различные планы осады, подходят к защитникам и всячески их отвлекают. Таким образом нападающие стремятся прорваться к крепости, а защитники стараются их поймать. Защитники, оставши­еся за прорванной линией, выбывают из игры. Нападаю­щий, который сумел прорвать цепь защитников, но не успел поставить ногу на доску до того, как его поймают, гоже выходит из игры.

Правила игры: нападающим засчитывается очко, если они завоюют крепость. Если же всех нападающих поймают защитники, то игроки меняются местами, но ним о очко не получает. Побеждает та команда, которая наберет установленное количество очков (например, пять).

Если же у нас нет большого пространства, а гости торжественно одеты, то нашими играми будут:

1.Армянские народные загадки

На току стоит дерево, на дереве — семь комнат,

в каждой комнате — семь иголок

Солнце
Сам тысячеглазый, движется торжественно, словно на базар

Млечный Путь
Без ног — ходит, без глаз — светит,

без рта — глотает

Река
Веревка, а не складывается,

наматываю — не наматывается

Дорога
Во дворе — рогатая корова,

один раз в год молоко дает, а домой не идет

Сад
Ножка деревянная, во рту шерсть,

лисички поели, пошли гулять

Шиповник
Какой вардапет, пока молод, спокойно сидит,

а как стареет — ерепенится?

Редька
Снизу камень, сверху камень, ест траву, но не корова,

яйца несет, но не курица

Черепаха
На горе пасется стадо овец,

волк их не ест и в хлев зайти боится

Муравейник
Во дворе курица есть, хлеб клюет, но воду не пьет

Шелковичный червь
Сам — царек, корона — пилой,

сорок жен на улице бродят, а он по чужим ходит

Петух
У меня есть крепость:

снаружи — серебро, внутри — золото.

Хоть весь мир соберется, такую не построит

Яйцо
Есть у меня яма, сколько бы ни наполнял — не наполняется?

Рот
Не увидеть, не поймать, не купить, не продать,

и царь и пленник — все им живут

Ум
Есть у меня что-то: у него три рта,

в большой рот — человек влезает

Штаны
Пока был жив — ходил на ногах,

а подох — оказался на голове

Папаха
Завязываю — по всему миру ходят,

развязываю — не двигаются с места

Трехи
Слаще меда, слаще сахара,

желтее шафрана, но не шафран

Золотая монета
Шампур — из мяса, шашлык — из металла

Кольцо на пальце
Невсхожее погрузили на неплодного,

повели через непрестанное

Соль, мул и река
Какие три вещи в мире невозможны?

Небо подпереть, море покрыть и заставить мула родить

 

2.Расскажите гостям об интересных фактах, связанных с Абхазией, а потом устройте по ним викторину.

Общие и интересные сведения о стране.

· 1. Шахматы являются обязательным предметом в школах

Интересно, да? Все учащиеся проходят в школе обязательный предмет – шахматы, по которым даже сдают экзамены. На фото запечатлен известный Дом Шахмат имени Тиграна Петросяна, в котором проходило множество шахматных турниров.

 





Армения – первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии

97% населения Армении составляют христиане и самые красивые церкви мира находятся именно в Армении. Страна была обращена в христианство в 301 году Григорием Просветителем (Григор Лусаворич) и с тех пор построено множество армянских церквей, носящих его имя. В Армении так много красивых церквей, что мы составили специальный список из 10 самых красивых, которые нужно посетить.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: