Содержание страница

 

Введение __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __     3        

Глава I. Проблемы детской тревожности в психологии __ __ __ __ __ __ _    6

 

1.1. Понятие тревожности в психологических исследованиях__ __ __ __ __     6

1.2. причины возникновения тревожности и особенности

ее проявления у  детей дошкольного возраста__ __ __ __ __ __ __ __ __ _   12

 

Глава II. Проблемы общения с взрослыми и сверстниками

тревожных детей__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 22

 

2.1 общая характеристика общения с взрослыми

и сверстниками в детском возрасте__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 22

2.2 Особенности общения и поведения тревожных детей__ __ __ __ __ __ __ 33

 

Глава III. Экспериментальное изучение проблемы

влияния эмоциональной тревожности на специфику

общения дошкольников с взрослыми и сверстниками__ __ __ __ __ __ __ __ 36

3.1 Организационные аспекты эксперимента__ __ __  __ __ __ __ __ __ __ _36

3.2 Анализ результатов экспериментального исследования

Особенностей общения со сверстниками и взрослыми у тревожных

Детей дошкольного возраста__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ 39

Заключение__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ _ 50

Литература__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __  __ __ __ __ __ __ __ __ 54

Приложение __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ _ 56

 

                                                     

Введение

  По данным исследователей в области психологии можно говорить о том, что в современном обществе с каждым днем увеличивается количество тревожных детей, которые существенно отличаются от своих сверстников повышенным беспокойством, неуверенностью в себе и эмоциональной неустойчивостью.         Изучение проблемы тревожности показывает, что психологическое самоощущение детей характеризуются нехваткой любви, теплых и надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Большинство детей склонны к проявлению признаков неблагополучия, напряженности в контактах, страхам, тревоге, регрессивным тенденциям.

Устойчивая тревожность и постоянные интенсивные страхи детей относятся к числу наиболее частых поводов обращения к психологу детского сада. При этом в последние годы по сравнению с предшествующим периодом количество таких обращений существенно увеличилось. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют и специальные экспериментальные исследования. 

Изменилось и «качество» тревожности. В настоящее время значительно возросла выраженность форм тревоги, имеющих глубинный характер, то есть наиболее тяжелых и в наименьшей степени поддающихся преодолению.

 В дошкольном детстве тревожность, как правило, не является устойчивой чертой характера, но именно с этого момента отмечается рост количества детей с высоким уровнем тревожности, что естественно создает угрозу, как психическому здоровью личности ребенка, так и сказывается, на качестве социального функционирования личности.

Поэтому объектом изучения мы определили тревожность и особенности ее проявления в детском возрасте.

       

 

Под влиянием тревожности у дошкольников возрастают значительные неблагополучия в коммуникативной сфере.

 У ребенка снижается возможность в полноценном удовлетворении, такой важной потребности дошкольного детства, как общение.  Мы же знаем, что общение является важнейшим условием  в развитии ребенка.  Надстраиваясь над врожденными особенностями ребенка, полноценное общение между взрослыми и ребенком не только способствует ходу нормального развития, но и может быть «лекарством» при неблагополучном генетическом фоне.

Опыт первых отношений является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Именно он определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. У детей имеющих по тем или иным причинам высокий уровень тревожности уже в дошкольном возрасте формируются проблемы в коммуникативной деятельности, вследствие чего возникают весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача родителей и педагогов. Для этого необходимо знать возрастные особенности общения детей, нормальный ход развития общения со сверстниками, а также психологические причины различных проблем в отношениях с другими детьми.

Целью исследования является изучение особенностей общения тревожных детей с взрослыми и сверстниками.

Предметом исследования – особенности общения дошкольников с взрослыми и сверстниками

Гипотеза:  под воздействием тревожности коммуникативный потенциал ребенка  как бы парализуется, не проявляется в должной мере, что неизбежно сказывается как на протекании общения, так и на его развитии.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать и систематизировать литературные источники по проблемам общения и тревожности

2. Выявить причины возникновения детской тревожности и особенности её проявления.

3. Изучить феномен общения и его роль в психическом развитии ребенка.

4. Рассмотреть специфику и особенности общения ребенка с взрослыми и сверстниками

5. Исследовать экспериментально особенности общения тревожных детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками.

В своей работе использовала методы:

1. Изучение и анализ теоретической литературы

2. Анализ и обобщение материала полученного практическим путем

3. Наблюдение

4. практический метод (эксперимент)

 

 

Глава 1. Проблемы детской тревожности в психологии

1.1 понятие тревожности в психологических исследованиях.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Ей посвящено значительное количество исследований.

  Тревожность – состояние которому свойственно нервно-психическое напряжения, когда нейтральная ситуация воспринимается человеком как угрожающая.

  В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

  На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение.

   На физиологическом уровне реакция тревожности проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порога чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску [1с. 64].

В работах психологов по исследованию тревожности можно встретить много версий, объясняющих это понятие. Но большинство из них сходятся в признании необходимости рассматривать тревожность дифференцированно – как ситуативное явление и как личную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так в своих исследованиях А.М. Прихожан считает, что тревожность - это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». (Макшанцева, 1998).

Макшанцева различает тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента[2.с.29].

По определению Р.С. Немова, «тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»[3.стр30].

А.В. Петровский определял тревожность как “склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующуюся низким порогом возникновения реакции тревоги и один из основных параметров индивидуальных различий”. По мнению А.В. Петровского тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности[4.].

Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения (Петровский, 1990).

Н. Аракелов рассматривает тревожность - как черту личности, которая связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обуславливающими постоянно повышенным чувством эмоционального возбуждения, эмоций тревоги(Аркелов, 1997).

Т.В. Драгунова, Л.С. Славина, Е.С. Макслак, М.З. Неймарк показывают, что аффект становится препятствием правильного формирования личности, поэтому очень важно его преодолеть[3].

Отечественные психологи, в отличие от зарубежных исследователей, показывают, что отрицательные переживания, ведущие к трудностям в поведении детей, не являются следствием врожденных агрессивных или сексуальных инстинктов, которые "ждут освобождения" и всю жизнь довлеют над человеком.

Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания тревожности, как результат реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Эти проявления тревожности носят социальный характер.

Проблема тревожности имеет и другой аспект, - психофизиологический.

Большое число авторов считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения – "стресса".

Отечественные психологи, изучавшие состояние стресса, внесли в его определение различные толкования. При всех различиях в толковании понимания "стресса", все авторы сходятся в том, что стресс - это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях. Ясно потому, что стресс никак нельзя отождествлять с тревожностью, хотя бы потому, что стресс всегда обусловлен реальными трудностями, в то время как тревожность может проявляться в их отсутствии. И по силе стресс и тревожность - состояния разные. Если стресс - это чрезмерное напряжение нервной системы, то для тревожности такая сила напряжения не характерна.

Можно полагать, что наличие тревоги в состоянии стресса связано именно с ожиданием опасности или неприятности, с предчувствием его. Потому тревога может возникнуть не прямо в ситуации стресса, а до наступления этих состояний, опережать их.

Тревожность, как состояние, есть ожидание неблагополучия. Однако тревога может быть различной в зависимости от того, от кого субъект ожидает неприятности: от себя (своей несостоятельности), от объективных обстоятельств или от других людей[5].

Важный факт: во-первых, как при стрессе, так и при фрустрации, авторы отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности. Но эта тревога всегда обоснованная, связанная с реальными трудностями. И.В.Имедадзе прямо связывает состояние тревоги с предчувствием фрустрации. По ее мнению, тревога возникает при антиципации ситуации, содержащей опасность фрустрации актуализированной потребности[3].

Таким образом, стресс и фрустрация при любом их понимании включают в себя тревогу.

Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических особенностей свойств нервной системы мы находим у отечественных психологов. В лаборатории И.П.Павлова, было обнаружено, что, скорее всего нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью.

Данные Б.М.Теплова также указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанные им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В. Д. Небылицина (Б. М.Теплов, 1957).Он делает предположение о более высоком уровне тревожности со слабым типом нервной системы[6].

Особый интерес представляет исследование В.А. Бакеева, проведенное под руководством А.В. Петровского, где тревожность рассматривалась в связи с изучением психологических механизмов внушаемости. М.С. Каган рассматривает тревогу как врожденную реакцию на опасность, присущую каждой личности, с другой стороны - ставит степень тревожности человека в зависимость от степени интенсивности обстоятельств (стимулов), вызывающих чувство тревоги, с которыми сталкивается человек, взаимодействуя с окружающей средой. Можно рассматривать состояние страха, беспокойства и тревоги как реакцию субъекта на события, происходящие непосредственно в окружающей обстановке. Различия между этими явлениями не делается. Беспокойство присуще уже младенцу, когда он слышит громкий звук, испытывает внезапное перемещение или потерю опоры, а также другие внезапные раздражители, к которым организм оказывается неподготовленным. Однако маленький ребенок остается нечувствительным ко многим стимулам, которые могут его потенциально тревожить в более позднем возрасте[7].

Если рассматривать тревогу или тревожность как состояние, переживание, или как более или менее устойчивую особенность личности, то несущественно, насколько она адекватна ситуации. Переживание обоснованной тревоги, по-видимому, не отличается от необоснованного переживания. Субъективно же состояния равны. Но объективно разница очень велика. Переживания тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации - это нормальная, адекватная реакция, реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности субъекта. Переживание же тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным. Адекватные отношения с миром нарушаются. В этом случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом виде неадекватности.

            Выделяют два основных вида тревожности.Ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.                         

             Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.Личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное[7].     

              Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.                                    

             Изучив подходы разных ученых к проблеме тревожности, мы можем сделать вывод, что в понимании тревожности можно проследить два подхода - понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как  реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.  Таким образом, если рассматривать тревожность, как состояние, переживание или как устойчивую характеристику личности, то можно сказать, что на первый взгляд переживание обоснованной тревоги, не отличается от необоснованного переживания на физиологическом уровне, человек испытывает волнение, страх, головокружение и другие симптомы. Но объективно разница очень велика. Переживание тревоги в объективно тревожной для человека ситуации - это нормальная, адекватная реакция, реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности личности. Переживание же тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным неадекватным. Отношения с миром, с социальным окружением нарушаются. В этом случае речь идет о тревожности, как особой, устойчивой характеристики личности субъекта, возникновению которой способствует ряд причин.

 

1.2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении ребенка, они информируют нас взрослых, о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. От простых базовых чувств возникающих у ребенка в младенчестве по мере его роста и развития к дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится разнообразнее и богаче, он переходит к более сложной гамме чувств, радуется, сердится, восторгается и удивляется, ревнует, грустит. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.[5]

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может показать не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

Несмотря на это, эмоции, которые испытывают дошкольники, легко прочитываются у них на лице, в их поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон, который может быть положительным или отрицательным. Отрицательный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью.  Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Наряду с попытками прийти к согласованному определению для описания тревоги, исследователи пытаются выявить, в чем кроются истинные причины возникновения этого состояния. Среди возможных причин называются физиологические и индивидуальные особенности детей, взаимоотношения со сверстниками и родителями, влияние социальной среды. Т.Д Марцинковская, кроме выше перечисленных, выделяет в качестве причины побуждающей возникновение тревожности сложности, возникающие в период прохождения кризиса трех лет.[8] 

 В процессе развития личности каждого ребенка существуют стабильные и критические периоды – кризисы, во время которых в плавном процессе становления психики детей,  происходит резкий скачек, приводящий на новый уровень своего развития. В любом кризисе выделяются две фазы: негативная и позитивная. В процессе кризиса трех лет ребенок начинает ощущать себя индивидуальностью, осознает, что уже может многое может сделать самостоятельно. Всем своим поведением ребенок утверждает: «Я сам хочу сделать то или иное действие, пусть, даже если это плохо получается». В этот период у ребенка может сформироваться либо чувство самостоятельности, автономности от взрослого, либо, при неблагоприятных условиях, чувство зависимости от него. В случаях, когда взрослый не поддерживает попытки самостоятельности, у детей появляются первые признаки негативизма, упрямства, агрессии, тревожности, т.е. происходит фиксация на негативном этапе кризиса. Поэтому в данный период гиперопека, авторитарность, непосильные требования и резкая критика со стороны взрослого не только препятствует нормальному развитию самосознания и самооценки детей, но и приводят к тому, что негативизм, упрямство, тревожность становятся устойчивыми свойствами личности ребенка [2стр5].

При понимании тревожности как свойства темперамента («психодинамическая» тревожность, по терминологии В.С.Мерлина) в качестве основных факторов возникновения тревожности признаются природные предпосылки – свойства нервной систем и эндокринной систем, в частности слабость нервных процессов (Н.Н.Данилова, 1992; В.С.Мерлин, 1986). Так дети, по своей природе имеющие меланхолический или холерический тип темперамента чаще других могут иметь высокий уровень тревожности. Т.Д Марцинковская в качестве причин тревожности обусловленных психодинамическими свойствами называет индивидуальные особенности детей и их личностные качества. Так дети, имеющие повышенную чувствительность (сензитивность) очень остро реагируют на происходящие вокруг них события, он чувствителен не только к обидам, нанесенным ему, Но и проявляет не меньшую чувствительность по отношению к окружающим его людям.  

       Исследуя влияние природных предпосылок на возникновение тревожности (Мусина И.А., 1994; Рейковский Я., 1979, Спилбергер Ч.Д. и другие) считают, что состояние тревоги продуцируют влияние двух факторов: безусловных, таких как вегетативное, или «психовегетативное», реагирование и так же обусловленных какими либо факторами в жизни человека.[2]  

Так Е.Савина на первое место среди причин вызывающих детскую тревожность ставит неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, непринятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в ласке, в любви и защите. В этом случае у ребенка возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви, ребенок думает, что если он что-то сделает плохо, его не будут любить.[9]

   Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная защита, мелочный контроль, большое количество ограниченных запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что-то не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность.

      Не менее губительное влияние оказывает чрезмерная похвала, если одобрять ребенка во всем без разбора, не указывая на сделанные им ошибки, то у ребенка сформируется неадекватная самооценка, уже в дошкольном возрасте завышенная самооценка может сопровождаться страхом несоответствать ей, не получать привычной похвалы, когда задание выполнено не слишком хорошо. Привыкнув к постоянной похвале, ребенку будет трудно существовать без нее.

    Воспитание по типу гиперопека, может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями - тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности. (Т. В. Лаврентьева 1996)

Существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог. (Захаров А.И.1997г.)

Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

Причиной тревожности у детей может быть конфликтная атмосфера в семье (если супруги ссорятся между собой), и неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой, образом жизни.[10]

Почти у всех детей вызывает резкое повышение тревожности развод родителей. Особенно травматично протекает этот период для тревожного ребенка, если взрослые не могут договориться между собой, и непоследовательны в своем поведении. Например, если папа обещает завтра пойти с дочерью в парк, но потом пропадает на неделю, решая свои проблемы, или если мама, когда подходит время встречи с папой, начинает убеждать девочку, что ей нужно сегодня подготовиться к занятиям или сделать еще что-нибудь полезное (вместо полноценного досуга с отцом).

  Неминуемо тревожность (и другие проблемные черты) возникнет у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания или их действия спонтанны и непоследовательны. Отец считает, что за совершенный ребенком проступок его надо наказать домашним арестом на неделю, мама в принципе согласна, но считает меру слишком суровой и втайне от папы ее смягчает (если ребенок ведет себя хорошо, то она позволяет ему ходить в гости к другу), а бабушка игнорирует полученные ребенком запреты вовсе и отпускает его куда угодно, когда родители отсутствуют. Причем в следующий раз позиции взрослых могут меняться на противоположные. Если ребенок попадает в такие ситуации систематически, то он, либо становится тревожным (не понимает, какую реакцию семьи на свой поступок встретит на этот раз), либо начинает манипулировать взрослыми, учитывая их слабости и отношения между собой.

Если в силу тех или иных причин в семье обстановка сложится так, что за короткий промежуток в жизни ребенка происходит много перемен, к которым ему приходится адаптироваться. Так, если сложить вместе переезд  в другой город, замену бабушки няней, выход мамы на работу и начало обучения в первом классе, то нужно ли говорить, что результатом такой "суммы" может стать повышенная тревожность даже у вполне спокойного и эмоционально устойчивого ребенка.[10]

  К пяти-шести годам дети благодаря играм, начинают осознавать, что существует определенная социальная система отношений. Появление собственных мотивов, целей, стремлений имеет для него большое значение, помогает формированию его самосознание, развитию интеллекта, созданию более полного и правильного образа мира и своего места в нем. Однако именно эти качества могут стать и причиной тревоги личности дошкольника. Если семейное воспитание складывается из одних запретов, то у одних детей (например, с выраженной экстрпунитивностью) это принимает форму постоянной агрессии и желание противоречить взрослому, у других форму постоянной тревоги, вызванной сознанием своей вины. Когда в сознании ребенка сосуществуют одновременно два мотива (например, желание сделать по своему и желание получить похвалу взрослого), постоянное одергивание со стороны взрослого не дает возможности ребенку реализовать оба этих мотива, что приводит к возникновению тревоги и неуверенности у большинства детей независимо от их индивидуальности.

       Одним из условий бесконфликтного развития личности является положительное отношение к себе, наличие точных знаний о себе. В этом случае самооценка совпадает с оценкой окружающих. Родителям надо помнить, что постоянные замечания, одергивания, недооценка его стараний, могут вызвать у детей неуверенность в себе, повышенную тревожность, чувство вины, что в общей массе может привести уже в дошкольном возрасте к комплексу неполноценности.

Родители и воспитатели в дошкольных учреждениях должны знать и понимать, что в дошкольном детстве помимо самооценки начинает формироваться уровень притязаний. У тревожных, закомплексованных детей занижается не только самооценка, но и уровень притязаний  во всех видах деятельности. Страх не быть оцененными по достоинству сковывает таких детей, они бояться показать свои знания и умения, даже если могут сделать что-то хорошо. Боязнь сделать что-то не так – это не боязнь наказания. Это страх потерять любовь близкого человека, который приводит к развитию постоянной тревоги, формированию комплекса неполноценности и комплекса потери матери. Часто родители сами провоцируют этот страх, стремясь добиться послушания, таким образом, взращивают тревогу, боязнь новых людей, сравнение с которыми он опасается не выдержать. При этом всякое новое дело, требующее определенных усилий,  может вызывать у ребенка слезы, бессонницу и даже температуру и рвоту.

    Марцинковская выделяет еще тревоги и страхи мальчиков, при воспитании которых родители (чаще отцы) устанавливают холодный, отстраненный тип общения. Требуя от мальчиков сдержанности чувств, ассоциируя это с мужским стилем поведения, когда поцелуи и нежность исключаются вообще. Высказывания типа «Не плачь, ты не девочка», «Будь настоящим мужчиной, умей дать сдачи» и т.д. мало подходят для детей дошкольного возраста. Как уже подчеркивалось раньше, для детей важно ощущать привязанность родителей, их тепло, особенно матери, что создает у них уверенность в своей защищенности, развитие смелости, умения рисковать и настаивать на своем, то есть тех качеств, которые обычно и хотят воспитать в мальчике. Холодность и отсутствие нежности плохо влияют на всех детей, но особенно плохо, когда таким путем родители своего мягкого и чувствительного мальчика пытаются сделать жестким и агрессивным. В этом случае тревога мальчика усугубляется тем, что он не только не соответствует требованиям взрослых, но и идеалу мужчины вообще, что приводит к формированию комплекса «Я плохой». Неспособность выполнить требования сопровождается у них усилением тревожности. Страхи множатся, и ребенок все более утверждается, что он трус. Как не парадоксально, именно нежность и ласка матери не только его еще большей «нюней», но придадут ему некоторую уверенность и вызовут желание заслужить эти проявления одобрения и в дальнейшем.[8]

   Детскую тревожность вызывает ситуация непринятия со стороны сверстников. Ребенок считает: в том, что его не любят, есть его вина. Заслужить любовь ребенок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если это стремление не оправдается, то тревожность ребенка увеличивается.

Ситуация соперничества, конкуренции, вызывает особенно сильную тревожность. Дети, попадая в ситуацию соперничества, стремятся любой ценой достигнуть самых высоких результатов.

Ситуация повышенной ответственности. Когда тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать  надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.

   У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе - одно из проявлений заниженной самооценки.

Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Теперь он все преломляет через призму тревожности, мнительности. Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется неадекватная заниженная самооценка.

Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью.

Они очень чувствительны к своим неудачам, болезненно и остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной.

Часто такие дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают. [11]

У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле, как правило, они сидят аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шумят, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, они избегают контактов со сверстниками и взрослыми, малоинициативные, замкнутые.

Как уже говорилось выше вся жизнь человека проходит в общении и межличностных контактах, и от того, как ребенок выстраивает свои отношения с другими людьми, будь то сверстники или взрослые, во многом зависит не только их успех, но и эмоциональное благополучие. В дошкольном возрасте большинство детей осваивают элементарные навыки общения, у них формируются коммуникативные умения. В то же время мы сталкиваемся с трудностями в общении у тревожных детей.

При общении такой ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется, подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

 Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.

Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: "чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня". Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры.

На основании изложенного мы можем сделать вывод, что причины возникновения тревожности можно поделить на две группы: причины, носящие физиологический характер к ним можно отнести темперамент ребенка, его индивидуальные особенности, сложности, возникающие в период возрастного кризиса трех лет; ко второй группе причин мы отнесем причины социального характера такие как: нестабильная семейная ситуация (частые ссоры и конфликты близких людей), авторитарность, жесткие чрезмерные требования со стороны взрослого, холодность, отгороженность близкого человека, неумение или нежелание показать ребенку свою любовь, сильный испуг, стресс или аффективная ситуация, пережитая ребенком. Все эти причины связаны между собой, одна может порождать другую. Так конфликтные ситуации в семье приводят к возникновению тревоги у детей эмоциональных, чувствительных, т.е имеющих определенные индивидуальные особенности.  Под воздействием той или иной группы причин   у детей складывается показатель высокого уровня тревожности, способствующий нарушению эмоционального благополучия ребенка, в результате чего  у ребенка возникают трудности в коммуникативной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: