Тема 2. Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи

Влияние условий прослушивания на оценку качества звучания: акустика помещения, параметры звуковоспроизводящего тракта, уровень громкости воспроизводимого сигнала. Необходимость нормирования условий слухового контроля при проведении звуковых работ по созданию различного вида аудиовизуальных программ. Факторы, влияющие на оценку качества звукозаписи (слуховые способности, эстетический вкус, эмоциональное состояние).

Тема 3. Слуховое восприятие искажений и помех

Восприятие нелинейных и частотных искажений, неравномерности отдачи, различных типов шумов. Восприятие искажений в процессе аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразований сигнала. Нормирование параметров качества трактов формирования и передачи звуковых программ.

Тема 4. Субъективная оценка качества натуралистической звукозаписи акустической музыки по художественно-техническим параметрам

Пространственное впечатление. Звуковая перспектива. Звуковые планы. Соответствие звукового пространства стилю и жанру записываемой музыки.

Тембровая окраска. Влияние различных факторов на тембр звучания.

Прозрачность звучания и ее зависимость от акустической обстановки при записи, от музыкального и акустического балансов, инструментовки и аранжировки исполняемого произведения. Различимость линий партитуры. Разборчивость речи и факторы, ее определяющие.

Музыкальный баланс. Проблема сохранения естественного баланса при записи музыки.

Взаимосвязь пространственного впечатления, прозрачности, баланса и тембра в звуковой картине. Влияние маскировки звуковых сигналов в процессе микширования на художественно-технические параметры качества звучания.

Динамика в звукозаписи. Проблемы передачи естественного динамического диапазона.

Стереовпечатление. Стереофонический баланс.

Тема 5. Эстетическая оценка музыкального материала и исполнения

Оценка качества исполнения, оценка инструментовки, аранжировки. Оценка голосов исполнителей.

Тема 6. Художественно-эстетическая оценка качества фонографии с элементами активного звукорежиссёрского воздействия на звуковой образ

Оценка фонографического замысла, звуковой драматургии.

Художественная убедительность как главный критерий эстетической оценки качества звукозаписи. Концептуальность при построении фонографической композиции.

Выразительные средства звукорежиссуры, применённые в звукозаписи. Наличие искусственной динамики звукового образа (изменения пространственных характеристик, тембра, громкости отдельных звуковых объектов и звуковой картины в целом) как средства выстраивания звуковой драматургии, описание и оценка определяемых на слух звукорежиссёрских действий. Художественная обоснованность разделения и слияния голосов в звуковой картине. Наличие электронных, синтезированных и сэмплированных звучаний и их оценка с позиции музыкального и звукотембрального программирования. Наличие средств трансформации звука, применённых с целью изменения существующих тембров либо привнесения новых красок в звучание записи и оценка их использования. Соответствие фонографического замысла и звуковой драматургии жанровым и стилевым особенностям записанного произведения. Убедительность в передаче музыкально-художественных образов, заложенных при сочинении и исполнении произведения. Наличие в звуковой картине явлений, идущих в разрез с существующими художественно-техническими критериями оценки качества звукозаписи, и их оценка с точки зрения художественной оправданности. Органичность взаимодействия всех элементов звуковой картины, выразительных средств звукорежиссуры.

Анализ звукозаписи произведения крупной формы (оперы, рок-оперы, мюзикла, концептуального альбома и т.д.): оценка целостности, концептуальности фонографии, порядок выстраивания номеров, убедительность переходов от номера к номеру, наличие номеров, контрастирующих с точки зрения звукового изображения, логичность выстраивания звуковых картин с позиции художественной формы произведения.

Оценка воплощения в звукозаписи заявленного фонографического замысла (если о нём что-либо известно). Оценка силы эмоционального воздействия звукозаписи на слушателя. Общее впечатление о звукозаписи.

Анализ различных звукозаписей, выполненных одним и тем же звукорежиссёром, звукозаписей различных произведений одного композитора, звукозаписей различных произведений из репертуара одного исполнителя или музыкального коллектива, различных звукозаписей одного и того же произведения с точки зрения различия и сходства построения звуковых картин.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

С обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения

обеспечиваемых дисциплин

1 2 3 4 5 6
1. Для всех дисциплин         +  
2. Звукорежиссура + + + + + +
3. Звукозапись в студии + + + + + +
4. Техническая тренировка слуха + + + + + +
5. История звукозаписи + + + +   +
6. Музыкальная акустика + + + + + +
7. Акустические основы звукорежиссуры + + + +    
8. Электронная музыка и электромузыкальные инструменты       + + +
9. Музыкальное и звукотембральное программирование         + +
10. История музыки       + + +
11. Инструментоведение       + + +
12. Инструментовка       + + +


Лабораторный практикум - не предусмотрен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: