Смертная казнь в древнем мире

Смертная казнь: историко-правовое исследование.

Введение

 

Никогда еще история человечества не обходилась без преступлений и наказаний. Наказания за преступления весьма разнообразны, некоторые из них смертельны для преступника. В настоящей работе мы рассмотрим эволюцию законодательства и отношения к такой высшей мере наказания, как смертная казнь.

Право на жизнь является естественным правом и благом для каждого человека. Актуальность данной работы обуславливается тем, что сейчас существует великое множество точек зрения, относящихся к применению смертной казни, но единого мнения до сих пор нет.

Смертная казнь — это узаконенное лишение жизни человека, которое осуществляется в качестве наказания, и применяется, как правило, за тяжкие уголовные преступления.

В любом развитом государстве перед смертной казнью проводится тщательное судебное разбирательство. Казнь производится уполномоченными представителями власти, в обратном случае это действие считается убийством и карается законом.

При некоторых обстоятельствах смертная казнь может быть заменена пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы. Это также производится по решению суда. Также не исключена возможность помилования приговоренного к смертной казни преступника. Помилование (амнистия) осуществляется главой государства или штата (президентом, монархом, премьер-министром, губернатором и т.д.).



Смертная казнь в древнем мире

 

Главным принципом законодательства в большинстве стран древнего мира являлся так называемый «принцип талиона», который характеризуется фразой из Ветхого завета. Полностью она звучит так: «...а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, ушиб за ушиб»[1].

Как юридически узаконенное наказание смертная казнь возникла в начале институциализации власти, когда общество стало правовым, регулируемым.  

В древнем мире законодательство отличалось нестабильностью и чрезмерной жестокостью. Любой безвинный человек мог оказаться приговоренным к смертной казни. Например, существовал следующий обычай: когда умирал вождь, его жену (жен) и прислугу также «приносили в жертву» - считалось, что эти люди должны сопровождать в загробном мире своего мужа (хозяина).

Древний мир отличался тем, что практически все народности практиковали жертвенные казни. Это происходило как во время войн, так и в мирное время, например, при исполнении погребальных ритуалов.этим отличались как «дикие» народности, так и более развитые во всех планах государства. Рассмотрим подробнее эти явления.

В Финикии, например, долгое время существовал чудовищный культ культ бога Хадада. Он заключался в том, что Хададу требовалось приносить человеческие жертвы. В основном это были новорожденные младенцы. Это объясняет тот факт, что впоследствии при раскопках неподалеку от храмов Хадада были найдены громадные скопления детских останков.

Также в Финикии существовал культ бога Молоха, которого считали самым свирепым богом, беспощадным пожирателем человеческих жизней. Культ этого бога отличался тем, что ему требовалось приносить в жертву детей из благородных семей. Финикийцы считали, что даже самый беспощадный бог способен смилостивится, наблюдая тяжесть потери самых любимых чад из знати.

Еще один факт. Карфагеняне, поклоняясь богу Кроносу, периодически приносили ему в жертву самых высокопоставленных чад своего народа. Затем они, решив «обмануть» жестокое божество, начали покупать и окармливать для жертвоприношений чужих детей. В процессе Пунической войны карфагеняне потерпели поражение. При этом они считали, что они разгневали бога своим обманом, отсюда и причина поражений. Пытаясь умилостивить Кроноса, аристократы Карфагена принесли в жертву статуе божества двести своих детей. Жертвоприношение выглядело следующим образом: руки статуи были сделаны таким образом, что образовывали собою желоб. По этому желобу в глубокую горящую яму скатывали жертв.

Древний Египет также не являлся исключением в применении смертной казни. Египтяне приносили в жертву богу солнца Амону Ра пленников, взятых в ходе военных походов. В честь божества самых знатных пленников-воинов вешали либо убивали ударом палицы возле стен храмов. Жертвоприношение происходило при значительном скоплении народа.

Особенностью древнего мира было то, что смертные казни как ритуальные действия являлись чем-то повседневным, обычным. Это наблюдалось как в цивилизованных странах, так и в варварских племенах.

Тем не менее, по мере развития цивилизации народности древнего мира постепенно меняли свое отношение к смертной казни и ее применению. Смертная казнь со временем становилась все более узаконенной. Это проявлялось в том, что смертная казнь начинала рассматриваться не как средство «успокоения» разгневанных богов, а как наказание за противозаконные действия людей. Однако, законодательство было не сформировано, и любой глава страны мог вводить смертную казнь за любые провинности.

У древних иудеев, согласно закону Моисея, к смертной казни приговаривались нарушители всевозможных табу: «...мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волховать», «те, кто приносит своих детей в жертву языческим богам», те, «кто ляжет с мужчиною, как с женщиною», уличенные в кровосмесительных связях, прелюбодеи, злословящие на своих родителей.

Ассирийское законодательство (XIV-XIII вв. до н. э.) давало право мужу, который застал супругу с другим мужчиной, убить обоих на месте. Если же по тем или иным обстоятельствам этого не происходило, суд приговаривал прелюбодея к такому же наказанию, какому муж пожелал подвергнуть свою жену.

Все это в очередной раз говорит нам о диких и жестоких нравах того времени. Это находило свое отражение в законодательстве.

Одним из самых древних законов, которые дошли до настоящего времени, являлись нормативные акты Хаммурапи - вавилонского царя. Этот правитель издал свод законов с целью максимально дисциплинировать свой народ. В законе, который вавилоняне высекли на стелле, содержалось 282 пункта. Также по всей территории царствования Хаммурапи были разосланы копии данного закона, которые были высечены на глиняных табличках. По этим законам, преступников довольно часто подвергали смертной казни.Вот некоторые примеры: «если человек украдет имущество храма или царя, его должно убить; и того, кто возьмет краденое, должно убить. Если человек украдет раба или рабыню, его должно убить. Если человек укроет беглого раба, его должно убить».

Древний мир характеризовался тем, что жестокостью, порой чудовищной, отличалось не только законодательство, но и процесс применения высшей меры наказания – смертной казни. При этом у каждого государства существовали свои традиции проведения казней.

Как уже было сказано выше, преступников Древнего Египта подвергали смерти посредством ударов палицей. В основном, таким образом расправлялись в пленниками, приведенными из воинских походов. Гражданские же люди, приговоренные к смертной казни, подвергались привязыванию к столбам и избиению до смерти простыми палками.

В Финикийском государстве также была весьма распространена казнь через распятие на кресте. Далее опыт этой жестокой расправы перешел к карфагенянам, а затем - к римлянам. Причем на крестах распинали лишь «недостойных» - рабов, изменников, отпетых злодеев, и распятие считалось позором.

Ритуал этой казни проходил следующим образом: палач раздевал приговоренного к смерти, несчастного привязывали к деревянному кресту, затем избивали плетьми или прутьями, после чего осужденный должен был отнести свой крест к месту, на котором была назначена казнь. Крест вместе с приговоренным вкапывали в землю, затем пригвождали к кресту кисти рук и ступни.

Правители Древнего Израиля широко применяли побитие камнями как разновидность смертной казни[2]. В Ассирии в начале второго тысячелетия до нашей эры было популярно сажание приговоренных на кол. На кол сажали в основном бунтовщиков, поэтому эти казни часто изображались на барельефах как назидание для остальных жителей. У ассирийцев сажание на кол происходило в двух вариантах – либо осужденному втыкали в грудь кол, либо кол входил через задний проход. Этот вид смертной казни также был распространен у народов Ближнего Востока и Средиземноморья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: