Социологическая концепция интереса

Хотя понятия встроенности и поля являются центральными в современной экономической социологии, это не относится к понятию интереса. Социологи обычно игнорируют эту концепцию и с радостью оставляют ее экономистам. Я занимаю другую позицию в этом вопросе: чтобы продвинуть экономическую социологию, а также поставить ее на прочную основу, концепция интересов должна быть явно введена в социологический анализ.

Первая задача в экономико-социологическом анализе должна состоять в том, чтобы выяснить, какие интересы вовлечены и как субъекты пытаются реализовать свои интересы, как правило, с помощью социальных отношений. Я утверждаю, что для этого вам нужна социологическая концепция интереса, и такая концепция несколько отличается от концепции интереса, которая используется в основной экономике. Мотивация начинать с интересов, тем не менее, одна и та же: прежде всего вам необходимо установить основные мотивы актора или основные силы, которые его побуждают.

Акцент в том типе экономической социологии, который я защищаю, должен делаться не на рациональном выборе как последовательности (чтобы поговорить с Амартья Сеном), а на рациональном выборе как реализации интересов (Сен 1986). Что имеет первостепенное значение, так это наличие интереса и то, что актор пытается реализовать этот интерес, а не то, что актор знает, как реализовать свой интерес или что актор делает это рациональным образом. Формальными терминами Сена для первого типа анализа является «подход согласованности интересов», а для второго «подход соответствия интересов». Еще одна причина, по которой подход согласованности интересов может быть менее подходящим для экономической социологии, заключается в том, что субъект воспринимает его или ее интерес в принципе является эмпирическим вопросом. В то время как актор может быть в состоянии упорядочить свои предпочтения в последовательном порядке в определенных ситуациях, в других это может быть не так.

Хотя экономика и социология разделяют понимание того, что интересы необходимы для анализа общества, они, тем не менее, отличаются по нескольким аспектам. С одной стороны, экономика имеет тенденцию принимать во внимание только один тип интересов, и это экономические интересы (или, альтернативно, непосредственное отношение неэкономических интересов к тому, как они относятся к экономическим интересам). Экономика также имеет традицию оперировать несоциологической концепцией интереса (которую она в настоящее время пытается преодолеть). Обе точки требуют некоторого объяснения.

Экономисты, как правило, ставят все интересы в одну и ту же форму, а именно интересы экономического интереса, и следуют подходу согласованности интересов, в то время как экономические социологи, которые предпочитают анализ, основанный на интересах, ведут себя по-другому. Они утверждают, что различные типы интересов не могут быть проанализированы с использованием одной и той же метрики. Социолог должен действовать эмпирически и, в частности, исследовать, как акторы (стр. 944) воспринимают свои разные интересы. Религиозный интерес, например, может быть значительно сильнее, чем экономический интерес в определенных ситуациях, как и политический или эротический интерес. Характер интереса не следует предполагать перед анализом, но должен быть определен путем исследования. Хотя интересы иногда основаны на человеческой природе, они признаются и обсуждаются только в обществе - в их социальной форме - и именно эта социальная форма должна быть установлена ​​эмпирически.

Интересы могут быть реализованы только через социальные отношения. Хотя роль общественных отношений в объяснении экономических явлений прямо отрицается в ранней неоклассической экономике, и хотя она все больше признается в современной основной экономике, она была в центре экономической социологии с самого начала. Многие сложные проблемы, без сомнения, возникают для социологов, занимая эту позицию, и один из способов приблизиться к ним - сделать предположение, что интересы движут действиями, а социальные отношения дают им направление. Или перефразировать известную формулировку Вебера:

Не общественные отношения, а материальные и идеальные интересы напрямую управляют поведением людей. Тем не менее, очень часто социальные структуры, созданные социальными отношениями, подобно коммутаторам, определяли пути, по которым действие продвигалось динамикой интереса. (ср. Вебер, 1946, 280)

Один пример, который может проиллюстрировать, как перспектива социологической концепции интереса может помочь в анализе проблем на стыке политики и экономики, можно найти в теории политического капитализма Вебера (см., В частности, исследования Вебера о древности, например, Вебер, 1976). ср. Любовь 1991). В различных работах Вебер противопоставляет то, что он называет рациональным капитализмом, другим формам капитализма, особенно традиционному капитализму и политическому капитализму. При традиционном капитализме экономические интересы могут быть реализованы только через общепринятые и длительные формы взаимодействия (такие как традиционные формы работы, нединамическая конкуренция, медленные рынки и т. д.). При рациональном капитализме экономические интересы в первую очередь реализуются через безличные рынки, где государство на заднем плане гарантирует рыночные правила. Наконец, в политическом капитализме прибыль получается через контакты в государстве или под непосредственным влиянием вмешательства государства в другую страну, как в случае классического империализма. Результатом является форма капитализма, которая склонна к коррупции и тесно связана с состоянием политической власти.

Другой пример того, как субъекты обычно должны принимать во внимание социальные отношения, чтобы реализовать свои интересы, можно найти в классике экономической социологии Стюарта Маколея «Недоговорные отношения в бизнесе» (1963). В предварительном исследовании, основанном на интервью с представителями производственных фирм в Висконсине, Маколей обнаружил, что бизнесмены часто предпочитают не обращаться в суд в случае разрыва контракта. Причина этого в том, что обращение в суд окончательно разрушит отношения между двумя сторонами. Последующие исследования подтвердили выводы Маколея, даже если решение не обращаться в суд может быть не таким распространенным, как Маколей в 1963 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: