Организация Африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г., является самой крупной из региональных организаций по количеству участников и насчитывает свыше 50 государств-членов. Ее институциональная система включает ежегодную Ассамблею глав государств и правительств, собирающийся дважды в год Совет министров (на уровне министров иностранных дел, базирующийся в Аддис-Абебе (Эфиопия), Генеральный секретариат, специализированные комиссии (по социально-экономическим вопросам; по образованию, науке, культуре и здравоохранению; по беженцам; по оборонным вопросам; по посредничеству, примирению и арбитражу). Есть также автономные специализированные агентства ОАЕ (Общеафриканский союз телекоммуникаций, Общеафриканский почтовый союз, Общеафриканское агентство новостей, Союз африканских железных дорог, Организация африканского профсоюзного единства и др).
Это самая крупная международная региональная организация, членами которой являются более 50 государств. Она была создана 25 мая 1963 года.
|
|
Целями ОАЕ являются: укрепление единства и солидарности африканских государств, координация и укрепление сотрудничества между ними, защита их суверенитета, территориальной целостности и независимости, уничтожение всех видов колониализма на Африканском континенте.
Членство в ОАЕ открыто для любого независимого и суверенного государства.
Основными органами ОАЕ являются Конференция глав государств и правительств, Совет министров, Генеральный секретариат, Комиссия по посредничеству, примирению и арбитражу.
Проблемы и условия развития интеграции стран участниц СНГ
После развала СССР в 90-е годы началось формирование ряда новых независимых государств. Становление новых государственных образований сопровождалось заметным падениям производства в основном из-за разрыва хозяйственных связей.
Правительства вновь образованных государств сознавали невозможность ликвидации исторически сложившегося разделения труда между бывшими союзными республиками и не могли не осознавать, что процессы мировой экономической интеграции являются одной из ведущих тенденций развития мировой экономики.
Факторы, осложняющие развитие интеграции между странами Содружества.
1. Интеграция в СНГ осуществляется в условиях глубокого экономического кризиса. В странах СНГ не завершены рыночные преобразования.
2. Существует определенное противодействие ведущих мировых держав интеграционным процессам стран СНГ.
3. Региональные интересы национальных элит, национальный сепаратизм.
Процессы взаимного экономического сотрудничества на базе существования новых независимых государств начались с осени 1992 года.
|
|
В сентябре 1993 в Москве на уровне глав государств и правительств подписан договор о создании экономического союза стран СНГ. Первоначально в экономический союз вошли Армения, Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Молдавия и Украина на правах ассоциированного члена.
Договор декларировал положение о поэтапном формировании общего экономического пространства. Отношения в нем должны строиться на принципах рыночной экономики, на обеспечении равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов, совместном осуществлении крупных экономических проектов и решении экологических проблем.
Договор о создании экономического союза предполагал поэтапное продвижение государств-участников СНГ от одной стадии интеграции к другой: зона свободной торговли – таможенный союз – платежный и валютный союзы – общий рынок товаров и услуг.
Договор об экономическом союзе (14.05.1993) предполагает:
Свободное перемещение факторов производства, товаров и услуг;
Проведение согласованной кредитно-денежной, бюджетной, налоговой, ценовой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики;
Гармонизация хозяйственных законодательств договаривающихся сторон и сближение методов регулирования экономической деятельностью.
В соответствии с Договором было намечено создать зону свободной торговли (ЗСТ). Соглашение о создании ЗСТ было принято 15 апреля 1994. Этот документ был подписан руководителями всех 12 стран СНГ, а ратифицирован лишь 6. Цель - переход от двусторонних к многосторонним механизмам торговли. Со времени подписания соглашения о ЗСТ между странами СНГ наметились две тенденции: одни государства желали регулировать вопросы взаимной торговли через многосторонний механизм ЗСТ, другие - не желали связывать себя многосторонними обязательствами через многостороннюю ассоциацию свободной торговли.
Только в отношении кооперации в СНГ существует ЗСТ. Происходит унификация внешнеторговых законодательств, полностью завершена она в отношении РФ, Беларуси и Казахстана - они перешли на российское внешнеторговое законодательство. Эти страны считали, что создание таможенного союза выгоднее ЗСТ как
- лучшая защита совместного рыночного производства от конкурентов;
- единый субъект на переговорах с другими партнерами;
- возможность унификации хозяйственных законодательств, формирования институциональных органов;
- совместный бюджет - источник финансирования расходов стран участниц за счет поступления импортных сборов;
- приоритетность производственно-инвестиционного и научно-технического сотрудничество.
Образование таможенного союза Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России в 1995 году во многом помогло наладить взаимный благоприятный режим свободной торговли. 29.03.1996 года состоялось подписание соглашение об углублении процесса интеграции между 4-мя государствами. Соглашение является открытым для других государств - не только членов СНГ. В 1997 году этим странам удалось на 95% согласовать таможенные тарифы. Однако проведение затем каждым из государств собственной таможенной политики привело к тому, что по уровню таможенных пошлин страны вернулись к уровню 1995-1996.
Достижением интеграционного процесса в рамках СНГ стало образование в апреле 1997 года «Союза двух» – России и Белоруссии, которые являются крупными торговыми партнерами. Процесс объединения двух государств вызвал споры, но договор был заключен, ратифицирован Устав Союза Белоруссии и России. Фактически Устав ставит своей целью создание наиболее зрелого интеграционного объединения, включающего ЗСТ, таможенный союз, единое экономическое пространство, экономический и валютный союз с последующим перерастанием в политический союз - единое государство.
|
|
Соглашение, подписанное в 1994 году (о ЗСТ) предусматривало трансформацию расчетов в единый валютный союз. 1-я стадия: взаимное признание и официальные котировки всех валют государств; многосторонний клиринг через межгосударственный банк или другие банки с использованием национальных валют; конвертируемость национальных валют по текущим расчетам. 2-я стадия: трансформация платежного союза в валютный союз на базе плавающих обменных курсов национальных валют и полной их конвертируемости.
Межгосударственный банк создан в декабре 1993 года, но он не стал главным инструментом организации расчетов между государствами. Новые валюты быстро достигли ограниченной конвертируемости по текущим операциям. В основном же расчеты идут через коммерческие банки, именно они решают проблему обменных курсов.
55% всех расчетов осуществляется в национальных валютах через корреспондентские счета в коммерческих банках.
15% - двусторонний межгосударственный бартерный клиринг.
5% - через хозяйственные счета в национальных ЦБ.
10% - негосударственный бартер, клиринг, другие виды безвалютных расчетов.
15% - расчеты в твердых валютах, либо в национальных валютах с валютной оговоркой.
В отличие от ЕС - система многосторонних валютных курсов сформировалась без контроля сверху, т.е. без конкретных обязательств ЦБ по отношению к определенному диапазону курсовых колебаний. Платежный механизм формируется в обход национальных норм валютного законодательства, что обусловило проблему неплатежей, черный валютный рынок - утечка капитала, сокрытие прибыли, счета подставных офшорных компаний. Существует задолженность стран СНГ РФ по ранее предоставленным им кредитам на поддержание взаимного товарооборота. Самые крупные должники - Украина, Беларусь, Казахстан, Молдова.
|
|
Реально же интеграционный процесс тормозится. В последнее время взаимоотношения между странами-членами СНГ характеризуются рядом отрицательных тенденций. Неотработанность механизма торговых связей в рамках СНГ заметно отражается на их взаимном товарообороте. Определяющей тенденцией экономических связей СНГ остается снижение взаимной торговли стран Содружества и переориентировка торговли на дальнее зарубежье. Последовательное приближение цен внутри СНГ к уровню мировых еще более усиливает деструктивные процессы.
Фактически многосторонние соглашения только декларируются. На практике страны предпочитают развивать отношения путем подписания двусторонних межправительственных соглашений. Проблемы интеграционного процесса - создание действенных механизмов, а не декларирование идей. Необходимо создать единое интеграционное сообщество. Выдвигаются различные концепции взаимодействия в СНГ, которые встречают неоднозначные оценки. Концепция содействия интеграционным процессам на основе последовательной реализации поэтапного формирования экономического союза имеет наибольшую поддержку. Исходит из необходимости отказа от форсирования объединения стран СНГ, т.е. постепенное объединение на основе идеи разноскоростной интеграции (по примеру ЕС - вначале формируется “твердое ядро”). По существу очаги, претендующие на более глубокую форму интеграции это: Азиатский союз и группировка в составе РФ, Беларуси, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана.
Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.
Состав 2001: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Киргизия, Российская Федерация, Республика Таджикистан.
С мая 2002 года наблюдателями стали: Армения (2003), Молдавия (2002), Украина (2002)
Задачи
· Завершение оформления режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования
· Обеспечение свободы движения капитала, формирование общего финансового рынка
· Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС
· Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки
· Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования
· Разработка и реализация межгосударственных целевых программ
· Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности
· Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы
· Формирование общего энергетического рынка
· Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон
· Предоставление гражданам государств Сообщества равных прав в получении образования и медицинской помощи на всей его территории
· Сближение и гармонизация национальных законодательств
· Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества
БРИКС (англ. BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (B razil, R ussia, I ndia, C hina, S outh Africa). До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS. По мнению Goldman Sachs, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки).