Безопасный разворот с использованием прилегающей территории справа

На экзамене по практическому вождению автомобиля вас вполне могут попросить развернутся на такой узкой дороге с использованием въезда во двор.

В принципе можно и так – свернуть направо во двор, остановиться, а затем задним ходом пересечь дорогу (рис. 3б). Правда, в этом случае придётся изрядно повертеть головой – опасность приближается к вам со всех сторон.

Но можно и наоборот – заехать во двор не передним, а задним ходом (рис. 3а). Чтобы завершить разворот, осталось только повернуть налево. Так удобнее, и безопаснее!

При совершении подобных разворотов безопаснее будет не осуществлять движение задним ходом через полосу встречного движения (рис 3а)!!!

 

2. Безопасный разворот с использованием прилегающей территории слева.

Если двор слева, тогда заезжать в него задним ходом непросто (необходимо пересечь полосу встречного движения) (рис 4а).

В этом случае лучше въехать во двор передним ходом. Выезжать, правда, придётся задним ходом, ну так и опасность может приближаться только слева, контролировать ситуацию при таком способе разворота намного проще (рис. 4б).


Обгон.

Обгон – это всегда выезд на полосу встречного движения. И, следовательно, прежде чем решиться на обгон, водитель должен безошибочно просчитать путь предстоящего обгона – успеет ли он вернуться на свою полосу, не создавая помех ни водителю обгоняемого автомобиля, ни водителю встречного автомобиля.

И ещё крайне важно расположиться так, чтобы водитель обгоняемого автомобиля всё время видел вас в зеркало заднего вида и знал о ваших намерениях.

Гораздо удобнее, если держать безопасную дистанцию. Отсюда, кстати, и встречная полоса неплохо просматривается, и водитель грузовика вас видит в зеркало заднего вида. И даже если попытка обгона окажется неудачной, ещё не поздно вернуться назад на свою полосу.

При движении по двухполосной дороге за грузовым автомобилем у Вас появилась возможность совершить обгон. Ваши действия? 1. Максимально приблизитесь к обгоняемому автомобилю, затем перестроитесь на полосу встречного движения и завершите маневр 2. Перестроитесь на полосу встречного движения, после чего произведете сближение с обгоняемым транспортным средством и завершите маневр 3. Допустимы оба варианта действий

 

ЗАНОС АВТОМОБИЛЯ

Прежде, чем перейти к рассмотрению причин заноса на дороге и способов его устранения, мы поговорим о различии в управлении переднеприводным автомобилем и заднеприводным (рис. 1).

У переднеприводного автомобиля ведущими являются передние колёса, т.е. двигатель вращает только передние колеса, а они, в свою очередь, приводят в движение автомобиль.

У заднеприводного автомобиля ведущие колеса задние. Крутящий момент от двигателя передается на задние колеса, они и толкают автомобиль вперед.

Далее переходим, непосредственно, к теме занятия.

Причины заносов могут быть различные, рассмотрим их.

 

1. Занос автомобиля при резком торможении.

При торможении автомобиль движет вперёд одна единственная сила – сила инерции. И приложена эта сила к центру тяжести автомобиля. А сопротивляются силе инерции целых четыре силы, а именно, тормозящие усилия четырёх колёс автомобиля (рис.2).

А теперь представим, что левое переднее колесо тормозит эффективнее правого. Этому может быть множество причин – например, различное давление в шинах, или слева асфальт сухой, а справа влажный и т.д. Да, порой, достаточно, чтобы одно из колёс катилось по дорожной разметке, а другое по асфальту, и уже сцепление с дорогой будет разное, а значит, и эффективность торможения тоже.

В этом случае при торможении сразу же возникает момент сил, стремящихся развернуть автомобиль (рис.3).

В результате левая часть автомобиля начинает двигаться медленнее, чем правая. Происходит занос задней оси автомобиля или просто занос автомобиля.

Первая естественная реакция неопытного водителя – давить на тормоз ещё сильнее. Как вы понимаете, это означает, что занос будет продолжаться. Изменить ситуацию может обратное действие – убрать ногу с педали тормоза.

Убрали ногу с педали тормоза, и сразу же исчез момент сил, разворачивавших автомобиль. Но сила инерции никуда не делась, она по-прежнему двигает автомобиль вперёд! Не беда, поворачиваем рулевое колесо в сторону заноса и выравниваем траекторию движения автомобиля.

Примечание. Как мы уже определились, занос автомобиля – это занос именно задней оси. Задние колеса стремятся сблизиться с передними. В этом случае, выравнивая автомобиль, водитель поворачивает рулевое колесо навстречу приближающимся задним колёсам. Это и принято называть «поворот рулевого колеса в сторону заноса».

Посмотрим, как об этом вас будут спрашивать на экзамене в ГИБДД:

 

 

Для прекращения заноса, вызванного торможением, водитель в первую очередь должен: 1. Прекратить начатое торможение. 2. Выключить сцепление. 3. Продолжить торможение, не изменяя усилия на педаль тормоза.

!!! Существует единый алгоритм действий при возникновении заноса (вне зависимости от причины его возникновения):

· устранить причину заноса;

· повернуть руль в сторону заноса.

2. Занос автомобиля при резком ускорении.

При разгоне сила инерции направлена назад, а вперёд автомобиль тянут ведущие колёса (рис.4). И если ведущие колёса надёжно держат дорогу (не буксуют), то и автомобиль ведёт себя идеально, послушно выполняя все желания водителя.

Однако нет никакой гарантии, что левые и правые колёса всегда держатся за дорогу абсолютно одинаково (рис. 5). Мы уже упоминали о возможной разнице давления в шинах, или, скажем, слева проезжай часть сухая, а справа влажная.

Поэтому занос можно получить не только при торможении, но и при ускорении.

Достаточно резко нажать на педаль газа (особенно на скользком покрытии) и ведущие колёса начнут вращаться с пробуксовкой. А любое проскальзывание колёс – это потеря сцепления с дорогой.

Если ведущие колёса задние, занесёт заднюю ось.

Если ведущие колёса передние, снесёт в сторону переднюю ось.

Так что во всех случаях рецепт один – необходимо избавиться от причины вызвавшей занос, то есть в данном случае – уменьшить нажатие на педаль управления подачей топлива (педаль газа).

Как водитель должен воздействовать на педаль управления подачей топлива при возникновении заноса, вызванного резким ускорением движения? 1. Усилить нажатие на педаль. 2. Не менять положения педали. 3. Ослабить нажатие на педаль.

3. Занос автомобиля при резком повороте рулевого колеса.

Иногда водителям приходится резко вильнуть при объезде препятствия.

Представим, что водитель, двигаясь со скоростью 60 км/ч, в последний момент решил объехать канализационный люк (рис. 6).

Но резкий поворот направляющих колёс это тоже своеобразное торможение. В прямом направлении скорость автомобиля падает, и машина заметно приседает на передние колёса (рис.7).

А раз есть торможение, сразу же появляется сила инерции, при этом корпус автомобиля уже развёрнут – идеальные условия для заноса! Летом на сухом асфальте ничего страшного не случится, просто машину немного качнёт при объезде препятствия. Но зимой на скользкой дороге занос гарантирован (рис.8). Да и летом, если скорость очень высокая, события будут развиваться точно так же.

Что делать в такой ситуации?

Всё то же самое. Как только водитель почувствовал, что автомобиль уходит в занос, надо немедленно избавиться от причины, вызвавшей занос.

Быстро (но плавно!) поворачиваем рулевое колесо в сторону заноса (рис 9).

Передние колёса восстанавливают сцепление с дорого, управляемость автомобиля восстанавливается, и машина послушно возвращается на свою полосу.

Не забудьте только вслед за этим выровнять траекторию движения автомобиля опережающим воздействием на рулевое колесо.

Посмотрим, как об этом вас будут спрашивать на экзамене в ГИБДД:

Что следует предпринять водителю для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса на скользкой дороге? 1.Быстро, но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения автомобиля. 2. Выключить сцепление и повернуть рулевое колесо в сторону заноса. 3. Нажать на педаль тормоза и воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: