Для удобства выбора и использования шрифты принято классифицировать, делить на группы. Это можно делать в зависимости от исторических, пластических свойств и назначения шрифта.
Текстовые шрифты (text faces) Шрифты, предназначенные для набора сплошных текстов, принято называть текстовыми (а совсем не наборными, как о них иногда ошибочно говорят. Наборный шрифт — любой, которым можно набирать: металлический, деревянный, фотонаборный, цифровой). Текстовые шрифты наиболее консервативны в отношении формы. Они должны быть максимально привычными и незаметными, чтобы не отвлекать читателя от содержания текста.
Заголовочные и выделительные начертания (display faces) Заголовочные и выделительные начертания — обычно часть текстовой гарнитуры. Они встречаются в сплошном тексте и служат для того, чтобы привлечь внимание к его фрагментам или заголовку. По рисунку заголовочные начертания немногим отличаются от текстовых, но предназначены для более крупных кеглей (начиная с четырнадцатого). К заголовочным начертаниям относятся начертания более жирные, более светлые или более контрастные, чем это необходимо для набора сплошного текста.
|
|
Акцидентные шрифты (display faces) Акцидентные шрифты ещё называют декоративными (ещё они частично совпадают с понятием афишноплакатных шрифтов). Их главная задача — привлечь внимание читателя. Обычно акцидентные шрифты используются в крупных кеглях.
Какими бывают шрифты
Обычно оформление текста начинается с выбора шрифтов. Их все можно разделить на пять групп: антиквы, гротески, брусковые, рукописные, декоративные.
Антиквы — это первое типографическое достижение человечества. Для латинского алфавита антикву разработали в 15 веке. Шрифту предшествовало письмо от руки: поэтому у всех букв есть засечки, а начертания основаны на дуктальном принципе — есть тонкие и толстые линии, как от движения пера.
Антиква старого стиля. Apple использовали шрифт Garamond. Он живой, детализированный, с умеренным контрастом между толщинами линий, знаки открытые
В 17 веке в эпоху барокко антиква трансформировалась — контраст толщин увеличивался, линии становились более жесткими и механистичными, внешне буквы все более отдалялись от рукописных.
Переходная антиква эпохи барокко на обложке каталога с «лабутенами»
В конце 18 века для французских революционных плакатов начали создавать антиквы нового стиля. Сейчас такие шрифты часто используют в заголовках и логотипах.
У новых антикв огромная разница между толщинами в буквах — это хорошо в большом масштабе для привлечения внимания
Гротески. Они с нами сравнительно недавно. В 19 веке их начали активно применять для газетных заголовков, плакатов и афиш — такие буквы были четко различимы издалека. К началу 20 века их стали брать и для набора больших текстов: форма начертания тут проще, чем в антикве, и печать обходилась дешевле. Сейчас гротески повсеместно нас окружают и никакого удивления не вызывают.
|
|
Это — Franklin Gothic, который относится к старым гротескам. Овалы вытянутые, все буквы закрытые и тяготеют к одной ширине.
В 50-х годах возникли неогротески. Они развивались в традициях швейцарской школы — это стандартные, незаметные, функциональные шрифты, обычно имеющие много вариантов начертаний.
Самый популярный неогротеск — Helvetica. Нейтральный шрифт, который подходит для любых ситуаций
Другие шрифты
Брусковые буквы развиваются с 19 века. Для гротеска в них слишком явная разница толщин и мощные засечки. Для антиквы — разница толщин слишком маленькая, а засечки слишком грубые. В итоге вышел гибрид — странный, но симпатичный.
Некоторые брусковые шрифты развивались из антиквы, другие — из гротесков. Тут представлен первый случай
Наконец, декоративные шрифты – это все, что не вписывается ни в какие рамки.
Если вы вообще не понимаете, что за шрифт перед вами — значит он декоративный. Такие буквы хороши для заголовков, если использовать их дозированно
Сейчас новые шрифты создаются каждый день. Многие гарнитуры стали своеобразной классикой, и крупные компании с удовольствием их используют. А вот новые шрифты имеют свойство устаревать — чем сложнее их форма, тем быстрее наш мозг улавливает паттерн и привыкает к нему. И повторное появление шрифта у другого бренда вызовет ощущение дежавю. Поэтому выбирать стоит или старые проверенные шрифты, или совсем свеженькие.