Троллейбусный спуск (история троллейбуса в Севастополе)

Севастопольский троллейбус — троллейбусная система в городе Севастополе, открытая 6 ноября 1950 года. По состоянию на сентябрь 2019 года действуют 16 троллейбусных маршрутов, 3 из которых обслуживаются троллейбусами с увеличенным автономным ходом.

 

Троллейбусное хозяйство города находится под управлением ГУП «Севэлектроавтотранс им. А. С. Круподерова».

 

Существовавшая в городе до Великой Отечественной войны трамвайная сеть не подлежала восстановлению. Вместо этого было принято решение работу трамваев не восстанавливать, а организовать в городе троллейбусное движение.

 

Постановлением Совета Министров РСФСР № 293 от 30 апреля 1946 года был утвержден генеральный план восстановления Севастополя. Основным видом городского транспорта был избран троллейбус. Строительство троллейбусного парка на 60 машин и тяговой подстанции начались в феврале 1950 г. В мае 1950 г. с Тушинского авиазавода № 82 в Севастополь на железнодорожных платформах были доставлены восемь новых троллейбусов МТБ-82Д красно-желтых цветов, которые получили инвентарные № 10-17. 5 ноября основные работы по сооружению первой очереди были завершены, а 6 ноября 1950 г. состоялась торжественная церемония пуска троллейбуса на площади Комунны (ныне Ушакова) по первому маршруту «Депо — вокзал». 29 апреля 1951 года троллейбусы пошли по улице Большой Морской до площади Нахимова (ныне это пл. Лазарева). Было введено два маршрута: № 2 «Депо — площадь Нахимова» и № 3 «Вокзал — пл. Нахимова».

 

Движение троллейбусов по всему кольцу города открылось 5 ноября 1951 года с пуском линий по ул. Ленина и проспекту Нахимова.

 

6 января 1966 г. введено в эксплуатацию второе троллейбусное депо на 50 машин в конце ул. Горпищенко, а в июле 1982 года его вместимость была увеличена до 100 троллейбусов.

 

Пл. Суворова

Площадь Суворова — площадь в Ленинском районе Севастополя, в центральной части города. Делит улицу Ленина на две неравные части: короткую — до площади Ушакова и длинную — до площади Нахимова. Названа в честь российского полководца, генералиссимуса Александра Суворова.

 

В нынешнем виде площадь сформировалась в 1983 году, когда перед празднованием 200-летия Севастополя была проведена её перепланировка. К этому времени площадь носила имя А. С. Пушкина, а в её центре находился бюст поэта, стоящего на постаменте посреди большой круглой клумбы. Накануне юбилея Севастополя площадь решили переименовать в честь одного из основателей города, а памятник поэту перенесли на мыс Фиолент, где А. С. Пушкин побывал в 1820 году.

 

На переименованной площади у лестницы, ведущей на Центральный холм, установили бюст А. В. Суворова по проекту скульпторов В. С. Гордеева и В. В. Рябкова. Ниже находятся лестницы, ведущие на холм от площади Суворова. Они были построены в 1961 году (архитекторы К. Бутова и Е. Веникеев). Вдоль подъема создан сквер с террасами. За памятником Суворову также находятся зеленые ворота, наполовину скрытые плющом. Это вход в туннель, который был сооружен перед Великой Отечественной войной для того, чтобы пустить трамвай под Городским холмом и спрямить путь на Корабельную сторону. До войны по нему можно было пройти пешком и попасть на улицу Большую Морскую. После войны этот тоннель был переоборудован в противоатомное бомбоубежище.

 (с минуты 32.44)

Прямо перед нами памятник, бюст одному из основателей Севастополя Александру Васильевичу Суворову.

А справа на постаменте боевая машина пехоты, принимавшая участие в боевых действиях в Афганистане и очень красивый сквер воинов-интернационалистов.

Также справа обратите внимание на величественный памятник в сквере Комсомольцев. Автор – знаменитый севастопольский архитектор Станислав Чиж.

А мы с вами движемся по улице Ленина, одной из центральных улиц Севастополя. Дома на ней послевоенной постройки. Вообще центр Севастополя, исторический, центр отличает только этому городу присущи характер зданий. Здания сделаны в основном из инкерманского камня, о котором мы сегодня уже говорили – это несложный в обработке известняк, который добывают в городе Инкерман. Город-спутник Севастополя.

Ленина - старейшая улица Севастополя первоначально называлась Балаклавской дорогой, потом Адмиралтейской, Екатерининской. Длина улицы более километра. С 1921 г. решением Севастопольского ревкома была переименована в ул. Ленина.

В 30-е годы XIX века на Екатерининской улице находились частные дома, купеческие дома, женское училище, казармы флотских экипажей, за которыми размещалось училище флотских юнг.

К 1840 году были застроены обе стороны улицы. Здания этого периода, имели небольшие размеры. С правой стороны стояли дома высшего командного состава Черноморского флота, где жили командиры кораблей и офицеры.

После окончания Крымской войны, город начали восстанавливать и приводить в порядок.

К концу XIX века на Екатерининской улице были разобраны последние руины и здесь свои дома начали строить богатые купцы, офицеры и чиновники. В это же время было проведено электричество и запущен городской трамвай.

В 1921 году решением Севастопольского ревкома Екатерининская была переименована в улицу Ленина.

Во время Второй мировой войны улица подверглась сильному разрушению.

В конце 40-х и начала 50-х лет XX века велись работы по ее восстановлению и реконструкции.

На улице Ленина огромное количество туристических объектов, памятников, достопримечательностей.

Я очень рекомендую вам побывать на пешеходной экскурсии по историческому центру нашего города, чтобы неспешно прочувствовать очарование старинных лестниц, тихих двориков, стен, заросших виноградом.

А мы с вами пересекаем площадь Нахимова, куда еще вернемся и поговорим о великом адмирале. Справа нас сопровождает Приморский бульвар – излюбленной места прогулок горожан. Вечерами тут прямо на улице играют музыканты и танцуют люди. Также справа красивейшее здания с колоннами. Это Дворец детства и юности.

Наш автобус движется по проспекту Нахимова и слева мы видим Морскую библиотеку.

Справа от нас здание Академический драматический театр имени Луначарского. Он построен в 1956 году.

Обратите внимание, в правые окна машины мы наблюдаем старые, роскошные платаны. Они дают очень густую тень, поэтому даже в самый зной на улице в этом месте прохладно.

Напоминаю, что мы движемся по проспекту имени Нахимова.

Наш автобус поворачивает налево, мы огибаем площадь Лазарева с огромным атласским кедром – визитной карточкой этой площади.

И начинаем движение по самой знаменитой и самой красивой центральной улице Севастополя – Большой Морской улице.

ЕЕ длина 1 км 100 м, мы сейчас движемся немного в гору. Улица расположена на одной из сторон центрального городского холма.

Улица появилась вскоре после основания Севастополя в 1786 году, за это время она несколько раз меняла название: Морская, затем Большая Морская, Карла Маркса и снова Большая Морская.

В левые окна машины сейчас мы увидим старинное здание с елями возле него. Это здание караимской кенасы, молитвенного дома народности караимов.

Продолжаем двигаться по Большой Морской улице.

Селиться на ней стали уже вскоре после основания Севастополя. В основном это были офицеры, купцы – очень состоятельный люди. В 2019 году улица была благоустроена – тротуары сделаны из гранитной плитки, заменены старые фонари. Что важно – форма и стиль фонарей полностью идентичен предыдущим. Историю в Севастополе чтят.

Как мы теперь знаем, во времена Адмирала Лазарева – градоначальника, блестящего офицера – на Большой Морской улице, у подножия холма, селились очень состоятельные люди, аристократы. А вот ближе к вершине холма, который находится слева по ходу движения автобуса, мы на него сейчас заедем, селилась беднота в ветхих лачугах.

И постепенно самое заметное место в городе стало покрыто скопищем уродливых землянок и мазанок. Нравы на холме царили соответствующие, и место получило название Хребет беззакония.

А ведь это было первое, что видели корабли, входящие в город.

Адмирал Лазарев решил не только отселить городскую бедноту, но и выдать денежную компенсацию, чтобы построить более приличное жилье.

А на хребте снесли все лачуги, проложили улицы по проекту английского инженера Джона Уптона, застроили красивыми и добротными домами. Настолько добротными, что некоторые из них сохранились до сих пор, пережив все войны, бомбежки и революции.

А наш автобус сейчас проезжает площадь ушакова и слева мы увидим здание театра имени Лавренева. По-другому оно называется Матросский клуб. И вот сейчас мы начнем подниматься на городской холм. Делать мы это будем, заехав на улицу Советская.

На советской улице много очень старинных домов. Например в правые окна мы сейчас видим здание, напоминающее крепость. Сейчас это Гиманазия №3, а построена она была в 1875 году для реального училища.

Далее справа мы видим старый, необычный жилой дом с колоннами. А до войны это было здание протестантской кирхи.

А мы пересекаем улицу Людмилы Павличенко.

На холме находится Петропавловский собор, сейчас мы его увидим в правые окна машины – любимое детице адмирала Лазарева, преклонявшегося перед античной архитектурой. Это здание уникально, оно построено как языческий древнегреческий храм. По всем правилам. И больше всего эта православная церковь похожа на афинский Парфенон.

Прямо перед нами здание Штаба Черноморского флота. Это тоже исторические здание, оно построено в 1958 году и являет собой великолепный образец архитектуры.

Во внутреннем дворике (направо) здания штаба можно разглядеть памятник Федору Федоровичу Ушакову, равноапостольному воину, канонизированному церковью. В сонме святых воинов Ушаков занимает почетное второе место. Первое место занимает равноапостольный князь Александр Невский.

А мы с вами поворачиваем налево на улицу Суворова и приближаемся к Владимирскому Собору – усыпальнице адмиралов.

Улица Суворова покрыта очень старой итальянской брусчаткой, которая, как можно убедиться служит и по сей день.

Слева мы видим памятник Ленину, это советское наследие, но от него решили не отказываться.

До революции эта улица называлась Соборная, потому что именно на ней находится Владимирский Собор, к которому мы и приближаемся.

Сейчас мы выходим из автобуса и сделаем остановку возле этого прекрасного и священного места.

Владимирский Собор

История собора началась в 1825 году, когда командующий Черноморского флота адмирал А. С. Грейг подал прошение императору Александру I установить памятник на развалинах Херсонеса, в котором был крещён князь Владимир.

был объявлен конкурс на создание памятника. Утверждение получил проект архитектора К. А. Тона (1794—1881) — крестово-купольный пятиглавый кубовидный храм в русско-византийском стиле. В 1842, по ходатайству адмирала М. П. Лазарева, обеспокоенного недостаточным числом православных храмов в Севастополе, было принято решение о строительстве собора в центре города, а не на развалинах Херсонеса. Факт непосредственного деятельного участия адмирала М. П. Лазарева в возведении храма подтверждается его письмом таврическому губернатору В. И. Пестелю, текст которого хранится в фондах Государственного архива Крыма. В письме адмирал просит содействия в получении дополнительных пожертвований на строительство храма «на указанном Его Императорским Величеством месте».

Строился храм на добровольные пожертвования.

Подготовительные работы начались в 1848 году. Через три года, в 1851, умер адмирал М. П. Лазарев, командующий Черноморского флота, и в память о его заслугах решено было похоронить его в специально сооруженном склепе на месте будущего собора.

Во время Крымской войны в склепе будущего храма были захоронены адмиралы В. А. Корнилов, В. И. Истомин, П. С. Нахимов, погибшие на бастионах Севастополя.

После Крымской войны, в 1862, работы по возведению собора возобновились. Для этого пригласили известного архитектора, академика А. А. Авдеева (1818—1885). Он жил тогда в Севастополе, сооружал храм святого Николая на Братском кладбище (Северная сторона).

В начале 1930-х годов храм был закрыт, в здании размещали авиамоторные мастерские. Во время Великой Отечественной войны храм серьёзно пострадал.

В 1991 году специальная комиссия обследовала склеп, и обнаружила среди мусора лишь обломки костей. После этого было привлечено внимание общественности к фактическому отсутствию могилы у прославленных адмиралов и найденные останки В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова и М.П. Лазарева были торжественно перезахоронены в 1992 году.

Архитектура Собора:

Здание сооружено из инкерманского камня, его высота с крестом составляет 32,5 метра. Наружные колонны сделаны из диорита, для облицовки внутренних колонн использован каррарский мрамор.

Снаружи в стены северного и южного фасада вмонтированы четыре мемориальные плиты с именами погребенных адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова, датами их жизни.

На внутренних стенах собора свинцовыми буквами записаны имена офицеров, особо отличившихся при обороне и удостоенных ордена святого Георгия.

А сейчас у вас будет время посетить Собор. Он действующий, поэтому, уважая каноны христианской религии, я прошу обратить внимание, что на входе слева есть платочки и юбки, если кому-то потребуется.

Давайте встретимся у автобуса через 15 минут.

Встречаемся не позже 11.00, потому что в 11.20 нас ждут на морской прогулке.

От Владимирского Собора до пл. Нахимова

Итак, мы с вами познакомились с прекрасным собором святого Владимира, усыпальницей великих адмиралов и сейчас отправляемся на площадь Нахимова где нас уже ждут на морскую прогулку.

Наш автобус движется по улице Марата. Заметили, как сейчас трясет машину? Дело в том, сто и на этом месте до сих пор лежит старинная итальянская брусчатка, она тоже, своего рода исторический объект.

Поворачиваем на улицу Фрунзе и слева от нас находится памятник Ленину. В истории конечно было немало противоречивых событий, в том числе связанных с революцией 1917 года, но этот памятник решили не разрушать, жители к нему привыкли. Да и смотрится он величественно и гармонично на городском холме в окружении зелени.

Изготовлен он из гранита и бронзы, по углам, внизу – фигуры солдата, моряка, рабочего и крестьянина, символизирующие главные силы Октябрьской революции.

Сама фигура Ленина высотой 9 метром, а постамент 13 метров.

К памятнику ведет лестница.

А мы с вами поворачиваем направо и вновь перед нами штаб Черноморского флота.

Инициатором строительства штаба был выдающийся военачальник Сергей Горшков, который на протяжении 30 лет с 50-х годов был главнокомандующим морским флотом СССР. Целая жизнь! Ое был заместителем министра обороны СССР.

Слева остается штаб, а справа открываются великолепные панорамные виды на южную бухту. Вот она во всей своей красе перед нами. Южная бухта впадает в большу. Севастопольскую бухту. С бухтами вы сегодня подробно ознакомитесь на морской прогулке..

А мы продолжаем двигаться. Прямо перед нами реконструкция Матросского бульвара. Это старейший бульвар Севастополя, который существовал еще в начале 19 века. Он тоже менял свои названия, сейчас это Матросский бульвар. А мы спускаемся с холма, покидаем некогда Хребет беззакония, а нынче красивый, тихий, исторический центр.

Вы выехали на улицу Ленина, некогда Екатерининскую и двигаемся в сторону площади Нахимова. Справа от нас – Дом офицеров черноморского флота. Тут проходят концерты, встречи ветеранов и прочие интересные события.

Екатерининская улица заканчивается и нас встречает площадь Нахимова, которая до революции также называлась Екатерининской площадью.

Остановка, выход на пл. Нахимова.

Друзья, мы с вами находимся у памятника Павлу Степановичу Нахимову.

Памятник 1959 года. Постамент дореволюционный, на нем стоял первый памятник Нахимову, он был обращен лицом к морю. Потом тут установили памятник Ленину. В 1957 году было принято решение о восстановлении скульптуры Нахимова.

Нахимов Павел Степанович родился в многодетной дворянской семье в 1802 году в Смоленской губернии.

Его отец был майором в отставке. Семья состояла из семи человек. Будучи юношей, Нахимов мечтал стать морским офицером: его влекло море, поэтому, не раздумывая решил готовиться к поступлению в кадетский корпус.

Жизнь юношей в корпусе была достаточно трудна и своенравна.

Нахимов блестяще окончил обучение в Морском кадетском корпусе и в звании мичмана был направлен для прохождения службы на Балтийский флот, где его замечает Лазарев и берет в кругосветное трехлетнее путешествие.

Лазарев воспитал блестящую плеяду учеников: Истомин, Корнилов, Нахимов.

Но и в этой лазаревской школе моряков Нахимов занял особое место. Был он необыкновенный добряк по натуре — это во-первых; а во-вторых, как уже сказано, он был в полном смысле слова фанатиком морской службы: он не имел ни в молодости, ни в зрелом возрасте семьи, не имел "сухопутных" друзей, не имел никаких привязанностей, кроме как на кораблях и около кораблей, потому что для него Севастополь, Петербург, Лондон, Архангельск, Рио-де-Жанейро, Сан-Франциско, были не города, а лишь якорные стоянки. Все эти его свойства сделали то, что на матросов он стал смотреть как на свою единственную, правда большую, семью.

Когда он, начальник порта, адмирал, командир больших эскадр, выходил на Графскую пристань в Севастополе, там происходили любопытные сцены, одну из которых со слов очевидца, князя Путятина, передает лейтенант П.П. Белавенец. Утром Нахимов приходит на пристань. Там, сняв шапки, уже ожидают адмирала старики, отставные матросы, женщины и дети — все обитатели Южной бухты из севастопольской матросской слободки. Увидев своего любимца, эта ватага мигом, безбоязненно, но с глубочайшим почтением окружает его, и, перебивая друг друга, все разом обращаются к нему с просьбами... "Постойте, постойте-с, — говорит адмирал, — всем разом можно только "ура" кричать, а не просьбы высказывать. Я ничего не пойму-с. Старик, надень шапку и говори, что тебе надо".

Старый матрос, на деревянной ноге и с костылями в руке, привел с собой двух маленьких девочек, своих внучек, и прошамкал, что он с малютками одинок, хата его продырявилась, а починить некому. Нахимов обращается к адъютанту: "...Прислать к Позднякову двух плотников, пусть они ему помогают". Старик, которого Нахимов вдруг назвал по фамилии, спрашивает: "А вы, наш милостивец, разве меня помните?" — "Как не помнить лучшего маляра и плясуна на корабле "Три святителя"... "А тебе что надо?" — обращается Нахимов к старухе. Оказывается, она, вдова мастера из рабочего экипажа, голодает. "Дать ей пять рублей!" — "Денег нет, Павел Степанович!" — отвечает адъютант, заведовавший деньгами, бельем и всем хозяйством Нахимова. "Как денег нет? Отчего нет-с?" — "Да все уже прожиты и розданы!" — "Ну, дайте пока из своих". Но у адъютанта тоже нет таких денег. Пять рублей, да еще в провинции, были тогда очень крупной суммой. Тогда Нахимов обращается к мичманам и офицерам, подошедшим к окружающей его толпе: "Господа, дайте мне кто-нибудь взаймы пять рублей!" И старуха получает ассигнованную ей сумму. Нахимов брал в долг в счет своего жалованья за будущий месяц и раздавал направо и налево. Этой его манерой иногда и злоупотребляли. Но, по воззрениям Нахимова, всякий матрос уже в силу своего звания имел право на его кошелек.

Севастополь был обречён. Долговременная оборона города объяснялась только беспримерным героизмом защитников да в высшей степени умелыми действиями адмирала Нахимова. Но 28 июня 1855 года, на трёхсотый день со времени высадки союзников, неожиданный ружейный выстрел прозвучал первым сигналом к сдаче.

Чуть свет командующий обороной города уже на ногах. Высокий, сутуловатый, в чёрном сюртуке с вице-адмиральскими эполетами. Вообще-то ему ещё на Пасху было присвоено полное адмиральское звание, но сменить эполеты он до сих пор не удосужился. Когда из месяца в месяц приходится спать не раздеваясь, тут не до мундирных формальностей. Вот Георгий 2-й степени на шее — не формальность, потому и носил его бессменно, единственный из почти полутора десятков своих орденов. И шпага — тоже, поскольку трофейная, доставшаяся от Осман-паши, взятого в плен ещё при Синопском сражении.

Издалека доносилась вялая ружейная перестрелка, время от времени ухали орудия. И вдруг привычное уже к этой музыке ухо уловило, что пушечный огонь по 3-му бастиону заметно усилился. Уж не задумал ли неприятель в очередной раз перейти к штурму?

Нахимов приказал седлать лошадей, чтоб ехать на бастион. Но в этот миг как из-под земли вырос дежурный штаб-офицер Платон Воеводский, племянник, сын сестры Анны. В любых других условиях Нахимов, конечно же, не потерпел бы родственника при своём штабе, но здесь, в Севастополе, тёплых местечек нет, всюду передовая.

- Ваше высокопревосходительство, не изволите подписать бумаги? Дядя Павел, это срочные, из Петербурга!

Бумаги были всего лишь уловкой, с помощью которой офицеры штаба старались как можно дольше не отпускать Нахимова на позиции. Павел Степанович, которого боготворил весь Севастополь, ходил под пулями, словно под моросящим дождём. Сколько раз уже смерть оказывалась совсем рядом! Однажды он не заметил катящегося ему под ноги ядра и уцелел только потому, что адъютант со всей силы вдруг оттолкнул его в сторону. В другой раз ядро пролетело так близко, что опалило сюртук. Иногда Нахимов поминал в письмах об опасностях, но мимоходом: "...получил две царапины, о которых не стоит говорить". Несколько раз его контузило, причём в последний раз особенно болезненно: вся спина — сплошной синяк.

- Давай, только быстро! — сказал Нахимов племяннику.

Одни восхищались бесстрашием адмирала, другие ругали его за глупую беспечность, и только близкие знали, что сам Нахимов убеждён: мужество защитников начинается с командующего. Он понимал, что судьба и ему, и городу уже вынесла свой приговор, он готов был погибнуть первым, чтобы только не видеть, как станут сдавать Севастополь.

Когда бумаги, наконец, были просмотрены и подписаны, Платон попытался ещё раз уговорить дядю остаться в штабе.

- Там веселей дышишь, — сказал Нахимов и сел в седло.

Его маленькая серая лошадка, которую все почему-то звали татарской, потрусила в сторону 3-го бастиона. Потом Нахимов решил завернуть на Корниловский бастион, находившийся на Малаховом кургане. Это — господствующая высота, важнейший пункт обороны города, а потому и доставалось ему больше всех. Защищал Корниловский бастион трёхтысячный гарнизон во главе с капитаном 1-го ранга Фёдором Керном. Здесь, на смотровой площадке, где недавно погиб адмирал Корнилов, был выложен из ядер крест.

Керн выбежал навстречу с рапортом: всё идёт по распорядку, не занятые в дежурствах находятся на общей молитве, и если Павел Степанович соблаговолит почтить своим присутствием...

- Я вас не держу, — усмехнулся Нахимов, без труда разгадав очередную попытку увести его подальше от огня.

Из-за бруствера, сквозь специальные отверстия, сигнальщики вели постоянное наблюдение за неприятелем. Адмирал взял у одного из них зрительную трубу, направил её сначала в одну сторону, потом в другую. Но картина получалась фрагментарной, а он хотел видеть всё сразу, потому что в последнее время сапёры противника, скрытно рывшие подкопы в направлении бастиона, грозили приблизиться на опасное расстояние. Нахимов поднялся повыше и встал на барбет — возвышение, на котором при необходимости устанавливали лёгкие орудия. Было ещё около половины седьмого пополудни, и в закатных лучах солнца фигура адмирала, в чёрном сюртуке с золотыми эполетами, вмиг превратилась в отличную мишень. Керн и Колтовский, флаг-офицер адмирала, наперебой стали упрашивать Нахимова спуститься. Бесполезно.

В это мгновение раздался радостный крик: бастионные артиллеристы сделали удачный выстрел. И тут же в мешок с песком — рядом с локтем адмирала — впилась пуля. Вторая выбила из стены небольшой, величиной с гальку, камешек. Тот, отскочив, переломил пополам козырёк фуражки стоявшего неподалёку Колтовского. Выстрелы были явно прицельные, стреляли из штуцерного ружья, с винтовой нарезкой, а дальность полёта штуцерной пули достигала нескольких сотен саженей, то есть почти километра.

Керн и Колтовский снова принялись умолять Нахимова вернуться в безопасное место.

- Сегодня они целят изрядно, — спокойно заметил сверху Нахимов, повернулся, чтобы сойти вниз. И внезапно рухнул на руки сигнальщика Короткого, матроса с фрегата "Коварна".

Первым из офицеров подбежал Керн. Он ещё успел услышать последние слова тяжелораненого: — Боже милосердный!..

Срочно собравшийся консилиум лучших врачей Севастополя был единодушен: ранение смертельное. Тем не менее главный военный хирург города профессор Христофор Гюббенет и его коллеги всё же пытались сделать невозможное. Их усилия оказались тщетны. Спустя 40 часов, утром 30 июня, адмирал Павел Нахимов, так и не придя в сознание, скончался.

После отпевания и панихиды, которую проводили двенадцать священников, госпитальную кровать с телом покойного поставили на кожуховую лодку, и катера повели её из Куриной балки через бухту в город. На квартире командующего в большой комнате над Нахимовым были склонены три знамени: контр-адмиральское, вице-адмиральское и адмиральское. Тело накрыли пробитым ядрами в Синопском сражении кормовым флагом с "Императрицы Марии". Похоронили Нахимова в адмиральском склепе, рядом с Лазаревым, Корниловым и Истоминым.

А мы с вами проходим на графскую пристань.

Графская пристань

Графская пристань –парадная пристань, главные морские ворота Севастополя. Попав на нее, вы можете загадать желание и оно обязательно исполнится при условии, что у вас всё хорошо с математикой, точнее, со счётом.

Изначально она была полностью деревянная.

В народе ее стали называть Графской в честь командира Черноморской эскадры, графа Марко Ивановича Войновича, который ежедневно отправлялся отсюда на корабли.

С развитием города остро стал вопрос об обустройстве центральной пристани и приданию ей более благородного вида, нежели изношенные за полвека деревянные настилы.

В 1846 году Графская пристань полностью реконструируется по инициативе адмирала Лазарева и, как и подобает главным воротам города, ее покрывают камнем.

Со стороны моря на пристани покоятся два мраморных льва, сделанные под заказ в Италии известным скульптором Фердинандо Пелличио.

За львами начинаются каменные ступеньки к площади, сделанные из инкерманского камня, одного из лучших в Крыму. А выход на площадь заканчивает всю композицию огромная колоннада в римском стиле.

Интересна история этой колоннады.

В начале 40-х годов 19 века Лазарев решил возвести вот эту колоннаду. Прошение на строительство колоннады Лазарев подал на высочайшее имя. Дело в том, что все проекты, связанные с Севастополем, Николай 1 утверждал лично. Но колоннада ему не понравилась, он утвердил только вот эти два павильона, стоящие по ее бокам.

Но вот однажды темной зимней ночью в воду бухты с пристани упала пролётка с пьяным извозчиком. Лазарев использовал этот случай как повод, чтобы построить двойной ряд колонн с портиком и отделить площадь от бухты.

 

Самый большой ущерб Графской пристани был нанесен во время фашистской оккупации в 1941-1944 гг Севастополя при боях за освобождение города.

Враг долго и упорно не хотел сдавать позиции города, и война велась буквально за каждый метр Севастополя. На территорию Графской пристани попало около 30 снарядов.

В конце 70-х годов прошлого века пристань была полностью реконструирована, восстановлена каменная кладка и колоннада.

Сегодня Графская пристань в Севастополе, не только главные морские ворота города, но и главная пристань, с которой принимается парад Победы и все морские праздники и торжества.

Вы, наверное, обращали внимание, что на ступенях Графской "проложена" красная дорожка. Всем курсантам рекомендуется обязательно по ней пройти до самой кромки моря, есть поверье, что это сулит успех на службе.

Ещё одна примета связана с деревянным настилом. Нужно встать на границе каменной пристани и брусчатки, загадать желание и пересчитать все досочки. В случае, если вы посчитаете всё верно - загаданное обязательно исполнится.

Морская прогулка.

Приморский бульвар

Строительство бульвара начато в 1884 году на месте разрушенной французами Николаевской батареи. В 1885 году тут высадили деревья и кустарники, обустроили прогулочные площадки с видом на море.

В простонародье бытовало и другое название — «Примбуль».

К 50-летию обороны Севастополя 1854—1855 годов на Приморском бульваре появился Памятник затопленным кораблям. На набережной бульвара указано место, откуда начинался плавучий мост, по которому защитники Севастополя в ночь с 27 по 28 августа 1855 года переправились на Северную сторону.

Драконий мостик

Пешеходный мостик на Приморском бульваре, называемый драконьим, гербовым или мостиком влюбленных, является одной из самых узнаваемых достопримечательностей Севастополя. Знаменито это сооружение благодаря барельефу, рассказывающему геральдическим языком об обороне города в 1854-55 гг.

С двух сторон фризы моста украшены барельефами из альминского камня, на которых изображен герб Севастополя, атакуемый драконами. В центре герба города находится грифон – геральдический символ силы и мужества, а драконов геральдика трактует, как опасность и угрозу. Окаймляется барельеф венками с цифрами «1854» и «1855» Таким образом, на фронтоне моста в символической форме изображена осада Севастополя во время Крымской войны.

Сохранились и две каменные скамьи, устроенные под крутыми сводами, возможно, именно благодаря им, в те времена, когда поцелуев стеснялись, эту архитектурную достопримечательность и облюбовали севастопольские влюбленные.

Памятник затопленным кораблям.

Памятник затопленным кораблям стоит в Севастополе, недалеко от Приморского бульвара. Это величественное сооружение высотой в почти 17 метров напоминает о событиях 1854–1855 годов — о первой обороне Севастополя.

Во время Крымской войны, когда английский, французский и турецкий флоты подступали к берегам Севастополя, князь Александр Меншиков отдал приказ затопить часть устаревших судов на входе в Севастопольскую бухту. 11 сентября 1854 года пять кораблей и два фрегата бросили якоря и выстроились в линию с севера на юг.

Подобную тактику оценили даже неприятели. «Если бы русские не заградили вход в Севастопольскую бухту, затопив пять своих кораблей и два фрегата, я не сомневаюсь, что союзный флот после первого же выдержанного им огня проник бы туда с успехом и вступил бы из глубины бухты в сообщение со своими армиями», — сказал вице-адмирал Фердинанд Гамелен.

Грустно уничтожить свой труд: много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла.

(Вице-адмирал Владимир Корнилов).

Во время Крымской войны город держал оборону в течение 349 дней. На дно Севастопольской бухты легло около 90 судов, очистительные работы после войны велись 10 лет.

Монумент сооружен в 1905 году, к 50-летию первой обороны Севастополя. Он представляет собой символический утес из гранитных глыб с семиметровой коринфской колонной, увенчанной бронзовым двуглавым орлом.

Птица держит в клюве лаврово-дубовый венок с прикрепленным к нему якорем. К пьедесталу прикреплена бронзовая плита: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 годах для загражденiя входа на рейдъ».

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: