Занятие 3. Поговорим о наших именах. Кто я? Моя индивидуальность. Мир наших эмоций и чувств. Как управлять отрицательными эмоциями и создавать положительное настроение.
Цель: способствовать самоанализу участников; развивать дальнейшее самораскрытие, самопознание, прояснение Я – концепции, умение анализировать и определять психологические характеристики, свои и окружающих людей. Учить находить в себе главные индивидуальные особенности.
Материалы:
Разминка
Мои колени хороши»
Мои плечи хороши, а у соседа лучше…
Мои ушки хороши, а у соседа лучше…
Мои колени хороши, а у соседа лучше…
Мои ладошки хороши, а у соседа лучше…(ударяем по ладошкам соседа и идем по кругу).
2. Упражнение-разминка «Те, кто…»
Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Те, кто…»
- хлопните в ладоши те, кто любит сладкое;
- поменяйтесь местами те, у кого в группе есть друзья;
- поднимите правую руку те, кто любит играть в футбол;
- хлопните в ладоши те, у кого есть кошка;
- улыбнитесь те, у кого сейчас хорошее настроение;
|
|
- поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
-поднимите левую руку те, кто хорошо знает своих сверстников;
- хлопните в ладоши те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
- поднимите высоко руки и скажите «Я» те, кому 11 лет (называется возраст детей, с какими проводится тренинг).
- помашите мне рукой те, кто хочет узнать, что мы будем сегодня делать на занятии.
Основная часть
Ведущий. А скажите, пожалуйста, ребята, чем отличаются люди друг от друга? (Физическими данными: ростом, фигурой, походкой, (внешностью): цветом волос, цветом глаз, манерами себя вести, манерой одеваться, характером, темпераментом, внутренним миром – душой).
Задание: послушайте меня, пожалуйста, внимательно и догадайтесь – о чём я говорю.
«Они являются зеркалом реальности, отражают окружающий нас мир в переживаниях и чувствах, а также сильнее раскрывают богатство внутреннего мира человека. Они – реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную окраску. Это внешнее проявление чувств».
– О чём я говорю?
Я говорю об эмоциях.
– Назовите, пожалуйста, эмоции, которые вы систематически испытываете?
(плачем, смеёмся, злимся, радуемся, обижаемся, мы бываем, охвачены гневом или восторгом, можем испытывать страх).
Постоянно, каждый день, каждый час мы что-то чувствуем и нас наполняют эмоции. Мир духовных переживаний, ваши эмоции помогают вам жить или, наоборот, вам трудно обуздать эту силу?
А может, наши эмоции – это иллюзии?
Сегодня мы поговорим о мире эмоций.
Ведущий: научиться управлять своими эмоциями, как и эмоциями других людей, довольно сложно, необходима постоянная тренировка. Если вы хотите понять, как управлять своими эмоциями и чувствами, то следует развивать в себе следующие качества. Терпение, собранность и сосредоточенность, переключение, самоанализ, расслабление и отдых.
|
|
Все люди разные. Эмоциональные и спокойные. Часто это зависит от человека, от его умения управлять своими эмоциями, от особенностей нервной системы, от темперамента. Люди делятся по видам темперамента:
- сангвиник – человек веселого нрава, оптимист, полный надежд, шутник.
- флегматик – хладнокровный человек, медленно приходит в состояние возбуждения.
- холерик – вспыльчивый, не сдержанный человек.
- меланхолик – для него характерен мрачный настрой, сложная напряженная внутренняя жизнь. Меланхолик придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой.
- Ребята, а вы себя знаете? Например, геометрические фигуры могут многое рассказать о человеке.
Тест психогеометрический
Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на листе бумаге. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это я. Запишите ее название под № 1, затем проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке вашего предпочтения.
Если основной формой оказался:
Квадрат - упорный, усердный, неутомимый труженик, выносливый, терпеливый, это коллекционеры. Квадрат очень внимателен к деталям, подробностям. Эмоциональная сухость, холодность мешает квадрату быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат относится к левополушарным мыслителям.
Треугольник – сильная личность, энергичный, тяга к лидерству, импульсивность, склонность к риску, бывает категоричным и в большинстве случаев поступает по своему. Является левополушарным мыслителем.
Круг – высокая потребность в общении. Щедрость, способность к сопереживанию, спокойствие, хорошая интуиция, доверчивость, эмоциональная чувствительность. Круг относиться к правополушарным мыслителям.
Прямоугольник – непоследовательность и непредсказуемость в поступках, изменчивость, доверчивость, наивность, имитация поведения других людей, занижена самооценка. Прямоугольность – всего лишь стадия. Она пройдет.
Зигзаг – непоследовательность, непостоянство настроения, стремление работать в одиночку, независимость, одержимость новыми идеями, наивность. Зигзаг относится к правополушарным мыслителям.
Так как мы разные, то каждый по-своему поступает и реагирует на поступки и слова.
Упражнение: «Хорошие и плохие дела».
Участники делятся на две команды. Первая команда – пишет на листе ватмана как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Вторая команда – пишет на листе ватмана как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется.
Ведущий. У каждого есть выбор между теми и другими поступками. Но каждый раз, выбирая то или иное поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
Ведущий: Одни люди предпочитают делиться своими эмоциями легко и свободно, получая разрядку и облегчения. Другие – глубоко скрывают свои чувства и эмоции по разным причинам:
- стыдно казаться слабым;
- затаенные обиды;
- неудобно обременять других своими проблемами;
- боязнь быть непонятыми;
- вдруг будут смеяться.
Упражнение: «Волшебная рука».
Участникам тренинга предлагается обвести контур своей руки. На каждом контуре пальца написать свои хорошие качества, а на ладони плохие.
Ведущий: плохие качества могут стать проблемой. И не всегда человек может самостоятельно справиться со своей проблемой. И из-за этого человек страдает, а иногда и делает глупые, необдуманные поступки.
|
|
- Ребята, назовите, какие могут быть глупые и необдуманные поступки?
(участники тренинга называют поступки)
Самый глупый и нелепый поступок это самоубийство (суицид).
Когда совершается самоубийство, что этим хотят выразить, отомстить, заставить страдать кого-либо или привлечь внимания к себе?
А если подумать, то этим наказывают тех, кто любит, кто переживает.
«Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».
И.В. Гетте.