Слёзное делание vs цифровая реальность

(праздник Успения Божией Матери в посёлке Шуя 28.08.2019 г. по Р. Х.)

 

 

… И Самой Ей пробило оружие чистую душу.

Слёзное сеянье в камни окрестностей душных

Вечного Города породило ростки блаженства.

Тихое слёзное деланье, материнское, женское,

В толпе неприметное, тайное, как и всё настоящее,

Святое, для мира сокрытое, о себе смиренно молчащее,

Приведшее к смерти, мирным успением ставшей.

Так вот и шла и предста Царица одесную Господа нашего.

 

Это вчера сидела я и чертила в тетрадке на очередном педагогическом форуме об инновациях (интересно, устареют ли когда-нибудь уже инновации эти, а?), где нас убеждали, что с появлением айфона произошла 2-я технологическая революция (1-ю Гуттенберг со станком своим печатным совершил), появилась новая реальность, населенная нашими детьми — цифровыми аборигенами, развилось новое мышление (клиповое), непонятное нам, цифровым эмигрантам, учителя нет — есть организатор деятельности с функцией эксперта, ученика нет — есть субъект учебной деятельности, ну и прочее в том же духе. Прямо сидишь и думаешь, памятуя Некрасова: жаль, что пришлось дожить до этой прекрасной поры:))) Хотя… Слышали мы уже и про общество спектакля аж полстолетия назад, и про новое мышление (оно, правда, тогда мЫшлением звалось), и что «будет одно сплошное телевидение», и про мосты хрустальные с машинами паровыми, и про роботов, что мир поработят… Суета сует, сказал Екклезиаст, суета сует, — всё суета!

Поэтому у одних цифровая якобы реальность, а у нас Успение Божией Матери — живой праздник, являющий смерть, ставшую, по словам архимандрита Кирилла (Павлова), величайшей радостью и светлейшей надеждой. «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена» (Пс. 44:10). И вопрос в задаче такой: что реальнее и неизбывнее? Угу.

 

х х х

Сегодня были в Шуе, в храме Рождества Иоанна Предтечи у отца Геннадия Кузькина. Лет пятнадцать ничего не меняется. «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит…». Люд вдохновенно молится, очень много одухотворенных детей с абсолютно «старорежимным» мышлением. Над ними орлом парит батюшка, всячески их опекая и назидая. Т. е., допустим, такая нетривиальная картина: на трапезе дети едят, а отец после службы им книгу читает о празднике Успения. Потом уже сам есть сел. Карельский патерик. Вокруг храма аналог райского сада — цветы, цветы, цветы… Река течёт и «возвращается, чтобы опять течь». Нет, может, где революция и прошла, но уверяю, многие из присутствующих айфона в глаза не видали. И живы до сих пор. Причём в реальной реальности, в которой чают и почить, чтоб потом воскреснуть. Пригодна ли для этого события цифра? Ответ не нужен, ибо банальность человека унижает.

 

Стоишь тут перед украшенной цветами Плащаницей с изображением Успения Пречистой Девы и думаешь о… Нет, понятно, что молишься. Думаешь позже, когда уже в город приехал, по улицам походил, свободных радикалов нужную порцию вдохнул. Так вот, думаешь о смирении Божией Матери. Никогда раньше не обращала внимания на слёзное делание Богородицы — на эти сокрытые миру слёзы, которые Она проливала, путешествуя после Вознесения Её Сына по местам, ознаменованным Его молитвой, страданием и смертью. Неоднократно посещала Она Голгофу, вертоград с Гробом Господним и Елеонскую гору, где молилась. Молилась о том, чтобы соединиться с Господом, дабы никогда более не разлучаться.

— Молимся ли так мы? — спросил на проповеди после литургии отец Геннадий. — Молимся ли, чтобы наконец-то Господь забрал нас из этой жизни? Святой Иоанн Кронштадский говорил, что люди делятся на три категории. Одни живут небесным и устремляются туда, для них смерть долгожданна. Другие ведут духовную жизнь, стараются соблюдать заповеди Божии, участвуют в таинствах церковных, но есть вещи, которые удерживают их на земле — дела, семья, работа… И они вроде как и нашим, и вашим. А третьи вообще о духовных предметах не задумываются и ужасаются смерти. Это, конечно, я пересказал весьма условно. Но тем не менее, можно задать себе вопрос: а к какой группе принадлежу я? чего хочу? как готовлюсь к последнему дню? станет ли мне гроб лествицей в небо, как он стал для Матери Божией?

 

х х х

На Елеонской горе, ставшей любимым местом для молитвы, за три дня до Своего блаженного успения Богородица встречает архангела Гавриила, который однажды благовествовал Ей рождение Христа. На сей раз он говорит Ей о том, что молитва Её исполнится, и пришло время для Её переселения от земли на небо и причастия благодатных утешений от Духа Святого. Круг земной замкнулся.

 Думается, что зачастую мы смотрим на жизнь Пресвятой Девы Марии да и святых угодников Божиих как на лубок: жили-были, светили миру, почили, всё хорошо. Вон на иконах — блаженствуют в лучах Славы Божией. Может, и нам что перепадёт в будущем. А пока мы тут лямку тянем и сказкой утешаемся про «прекрасное далёко».

А ведь Пресвятой Деве прямым текстом было сказано: И Тебе Самой оружие пройдёт душу. Безгрешная, тихая, кроткая, смиренная, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим будет жестоко страдать. И не только при Голгофе. А ещё — до, а потом — после. Вот этот путь смиренного страдания важен. Отношения безвинного к бреду окружающему, озверению повсеместному, когда душа рвётся, а терпеть надо. И Она терпела молитвенно. С Богом. И дошла до успения. И нам тропу проложила.

Великий урок праздника Успения Матери Божией.

 

х х х

Шуя продолжает течь. Солнце светить. Трава зеленеть. Нет ничего нового под небом. Кроме евангельской истории, которая всякий раз открывается для нас глубже и глубже. Открывается в нашей Церкви, которая стоит уже не одну тысячу лет…

И цифровые реальности не одолеют её:)))

Слава Богу!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: