Инструкция
Этот тест помогает увидеть свои особенности поведения в конфликтных ситуациях. Как часто вы ведете себя подобным образом? (1 – никогда, 2 – редко, 3 – часто, 4 – постоянно).
1. В споре я стремлюсь показать преимущества своей позиции | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. Я веду переговоры с целью достичь компромисса | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Для меня важно оправдать ожидания других людей | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. Я стараюсь исследовать проблему вместе с другими и найти приемлемое для всех решение | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. Я настойчиво отстаиваю свою позицию | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. Я без нужды стараюсь не обострять отношения | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. Я в чем-то уступаю, но в чем-то твердо настаиваю при решении проблемы | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Я обмениваюсь с партнерами достоверной и полной информацией в решении проблем | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Я избегаю открытых дискуссий по поводу разногласий | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям других людей | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. Я стараюсь прояснить свою позицию, чтобы мы вместе пришли к нужному решению | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. Я предлагаю выбирать среднюю позицию для преодоления разногласий | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. Обычно я соглашаюсь с предложениями | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. Я стараюсь держать свое мнение при себе, чтобы избежать сильного проявления эмоций | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обработка
Подсчитайте сумму баллов по каждой из пяти групп:
1 группа – строка 4, 9, 12. Сотрудничество, или кооперация – самая эффективная стратегия, при которой выигрывают обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, уверенные в себе люди. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.
2 группа) – строка 3, 11, 14. Приспособление – готовность пожертвовать своими интересами ради интересов другого. В этом случае сложно сохранить равноправные, партнерские отношения. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.
3 группа – строка 1, 5, 7. Конкуренция – стремление добиться преимуществ за счет другого. Выигрывает тот, кто сильней. Чаще всего эту стратегию используют агрессивные, амбициозные люди.
4 группа – 6, 10, 15. Избегание – уклонение от принятия решений. Ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. Чаще всего стратегию «избегания» используют люди, неуверенные в себе.
5 группа (компромисс) – 2, 8, 13. Компромисс – стратегия взаимных уступок, при которых каждая сторона соглашается довольствоваться меньшим, чем рассчитывала.
10-12 баллов – ярко выраженная стратегия поведения в конфликтной ситуации.
7-9 баллов – преобладающая стратегия поведения в конфликтной ситуации.
3-6 баллов – не свойственная стратегия поведения в конфликтной ситуации.
При избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, другая проигрывает. Компромисс – половинчатое решение, которое устраивает обе стороны лишь частично. И только при сотрудничестве выигрывают обе стороны.
Запишите результаты в Карту самодиагностики в конце тетради.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ
Инструкция
Прочитайте утверждения. Если вы согласны, поставьте рядом плюс, если не согласны, поставьте минус. Тест основан на самооценке. Его точность зависит от вашей откровенности.
1. У меня бывают головные боли после напряженной работы
2. Перед важными уроками мне снятся тревожные сны
3. В школе я чувствую себя неуютно
4. Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя
5. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает
6. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене
7. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете
8. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки
9. Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке
10. Я болезненно реагирую на критические замечания
11. Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство
12. Мне часто трудно сосредоточиться на задании или предмете
13. Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет
14. Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал
15. Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски
16. Меня тревожат возможные неудачи в учебе
17. Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь
18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом
19. Психологический климат в классе влияет на мое состояние
20. После спора или ссоры с друзьями я долго не могу успокоиться