Педагогика
Семинар 1. Научное исследование в педагогике.
План
Понятие научно-педагогического исследования (НПИ).
Классификация НПИ.
Методологические принципы НПИ.
Методологические характеристики НПИ.
Методы НПИ, их классификация и выбор.
Логика НПИ.
Литература для подготовки
1. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для вузов.
2. Педагогика: учебник /под ред. В.А. Сластёнина.
3. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко.
4. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2 книгах. - Книга 1.
Задания для выполнения дома при подготовке к семинару
(каждым студентом выполняются все задания)
Задание 1. Выпишите определение понятия «научно-педагогическое исследование», предложенное Володаром Викторовичем Краевским.
НПИ – это__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Задание 2. Прочитайте еще одно определение термина «НПИ»:
НПИ – это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологии.
На основе этих двух определений ответьте на следующие вопросы:
1. Что является основной целью, а, следовательно, и результатом всех научно-педагогических исследований?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Можно ли назвать кандидатскую диссертацию и монографию научно-педагогическими исследованиями? Почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Можно ли сказать, что учитель, который изучает личность какого-либо учащегося, проводит научно-педагогическое исследование? Почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. НПИ можно классифицировать по различным признакам. По направленности они подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Охарактеризуйте эти виды НПИ, заполнив следующую таблицу:
Цель/результат | Направленность | Решаемые задачи (теоретические или практические) | |
Фундаментальные | |||
Прикладные | |||
Разработки |
Задание 4. Традиционно выделяют следующие принципы НПИ. Попробуйте пояснить своими словами, что обозначает каждый из них.
|
|
Принцип НПИ | Пояснение |
1) исходить из объективности и детерминированности педагогических явлений – они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей | |
2) обеспечивать целостный подход в изучении педагогических процессов и явлений | |
3) изучать явление в его развитии | |
4) изучать явление в его связях и взаимодействиях с другими явлениями | |
5) рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития |
Задание 5. Каждое НПИ имеет ряд методологических характеристик, которые обычно описываются во введении. Раскройте сущность этих характеристик, заполнив таблицу:
Методологическая характеристика | Сущность методологической характеристики |
1. Проблема исследования | |
2. Тема исследования | |
3. Актуальность исследования | |
4. Объект исследования | |
5. Предмет исследования | |
6. Цель исследования | |
7. Задачи исследования | |
8. Гипотеза исследования | |
9. Защищаемые положения/положения на защиту | |
10. Научная новизна/новизна результатов | |
11. Теоретическая значимость/значимость для науки | |
12. Практическая значимость/значение для практики | |
13. Методологическая база | |
14. Методы исследования |
Задание 6. Выпишите определение понятия «метод исследования».
Метод исследования – это____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Охарактеризуйте основные методы НПИ, заполнив таблицу:
Группа методов | Частные методы | Характеристика |
Общетеоретические методы | Анализ | |
Синтез | ||
Сравнение | ||
Обобщение | ||
Моделирование | ||
Индукция | ||
Дедукция | ||
Эмпирические методы | Наблюдение | |
Беседа | ||
Педагогический эксперимент | ||
Анкетирование | ||
Тестирование | ||
Изучение документов и продуктов деятельности | ||
Изучение и обобщение педагогического опыта | ||
Математические методы | Шкалирование | |
Ранжирование | ||
Корреляция |
Задание 8. Составьте алгоритм проведения НПИ, отражающий его логику и состоящий из 7 шагов (этапов).
Семинар 2. Закономерности и принципы воспитания.
План
1. Сущность процесса воспитания.
2. Понятия «закон», «закономерность», «принцип», «правило» в педагогике.
3. Закономерности воспитания.
4. Принципы воспитания.
Литература для подготовки
1. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко.
2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2 книгах. – Книга 2.
3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учеб. пособие.
Задания для выполнения дома при подготовке к семинару
(каждым студентом выполняются все задания)
Задание 1. Прочитайте информацию о трактовке термина «воспитание» в трех смыслах и определите, в каком из этих смыслов дано приведенное ниже определение. Ответ запишите здесь:_____________________________________
ВОСПИТАНИЕ трактуют обычно в нескольких смыслах:
1) в социальном смысле воспитание — это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.
2) в широком педагогическом значении воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
|
|
3)в узком педагогическом значении воспитание — специальная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека (эту деятельность называют воспитательной работой).
Воспитание - это целенаправленный процесс формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых, с целью формирования у последних положительных личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивации к самовоспитанию.
Задание 2. Выделите особенности процесса воспитания и запишите их:
1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3._______________________________________________________________________
4._____________________________________________________________________
5.______________________________________________________________________
6.______________________________________________________________________
7.______________________________________________________________________
8._______________________________________________________________________
9.______________________________________________________________________
Задание 3. Выпишите определения терминов «закон», «закономерность», «принцип», «правило». Обратите внимание на то, что в разных науках толкование этих терминов может отличаться. Вам необходимо выяснить, как они понимаются в педагогике.
Закон - это_________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Закономерность - это____________________________________________________
________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Принцип - это___________________________________________________________
________________________________________________________________________
Правило - это____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Задание 4. На основе определений терминов «закон» и «закономерность» определите, являются ли все выделенные Л.П. Крившенко законы воспитания действительно законами, или среди них скрываются закономерности? Поясните свое мнение.
|
|
Законы воспитания (по Л.П. Крившенко):
1. Закон соответствия воспитания и требований общества.
2. Закон единства целей, содержания, методов воспитания.
3. Закон единства воспитания, обучения и развития.
4. Закон воспитания в деятельности.
5. Закон активности воспитанника.
6. Закон единства воспитания и общения.
7. Закон воспитания в коллективе.
8. Закон зависимости воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Выпишите закономерности процесса воспитания, выделенные М.И. Рожковым и Л.В. Байбородовой.
1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________