Архитектура и скульптура барокко

ИСКУССТВО ИТАЛИИ

На развитие итальянского искусства с середины XVI до конца XVII в. ока­зывала воздействие Контрреформация — движение в католическом бого­словии, политике и культуре, направленное против Реформации. Главным оружием Контрреформации стала инквизиция — не подчинявшиеся свет­ским властям церковные суды, призванные бороться с инакомыслием. Од­нако, наблюдая распространение протестантизма в Европе, наиболее дальновидные деятели Церкви призывали защищать позиции католициз­ма, не преследуя протестантов, а создавая новую систему духовного воспи­тания человека. В 1555 г. Папа Римский Павел IV объявил, что основные догматы (положения) христианства человеческое сознание способно вос­принять только через мистическое (сверхъестественное) озарение, кото­рое Бог дарует далеко не каждому. Человек должен покаяться в грехах, при­вести душу в полное подчинение воле Божьей и тем самым приблизиться к познанию истины и воссоединению с Богом.

Эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко, сложившегося в Ита­лии в 80-х гг. XVI в., и определили основные его черты. Эмоциональная вы­разительность, масштабность и насыщенность движением, сложность компо­зиционных решений — всё это призвано было создать у зрителя особый духовный настрой. Само название стиля (итал. barocco — «странный», «при­чудливый») появилось значительно позже и совершенно не отражает его глу­бинного смысла.

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА БАРОККО

Наиболее характерные черты италь­янской архитектуры XVII в. вопло­тились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность барокко — стремление к созданию ансамбля. Этот стиль соединил постройки разных эпох в архитектурное целое. В римской архитектуре барокко появились но­вые типы храма, городской площа­ди и дворцового ансамбля.

Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу, возведённую к 1575 г. архитектора­ми Джакомо Бароцци да Виньола (1507—1573) и Джакомо делла Пор­та (около 1537—1602) для мона­шеского ордена иезуитов. Автор основной части проекта Виньола обратился к форме купольной бази­лики. Центральный неф церкви здесь

короче и шире, чем в предшеству­ющих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (ча­совни).

Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный мощ­ными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей при­тягивает к себе внимание вошедше­го в церковь, как бы намеренно за­трудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный про­рыв вверх. Всё это напоминает ду­ховный путь человека к общению с Богом — через преодоление стра­стей и пороков.

Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта. Мастер разделил ог­ромную плоскость стены на два го­ризонтальных яруса, оформив каж­дый из них ордером. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями — во­лютами (итал. voluta — «завиток») и словно перетекает вниз. Это прида­ёт фасаду сложный и выразитель­ный облик. Впоследствии такое оформление стало типичным для многих соборов и церквей в стиле барокко (позднее появился даже термин «иезуитский стиль», относя­щийся к этим постройкам).

Огромный вклад в создание цер­ковной архитектуры барокко внес­ли три мастера: Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

Главным делом жизни Карло Мадерны (1556—1629) была пе­рестройка собора Святого Петра (1607—1617 гг.). К основному зда­нию, возведённому в эпоху Возрож­дения Микеланджело, он прибавил с западной стороны большой при­твор, превратив весь собор из цен­трического в вытянутый базиликальный. Помещение храма обрело стремительное движение к подкупольному пространству, где нахо­дится могила Святого Петра.

Франческо Борромини (1599— 1667), ученик Мадерны, построил в своей жизни не очень много. В Ри­ме он возвёл церкви Сант-Аньезе на площади Навона (1653—1661 гг.), Сант-Иво во дворе Римского универ­ситета (1642—1660 гг.) и Сан-Кар­ло алле Куатро Фонтане (1634— 1667 гг.).

Для церкви Сан-Карло был отве­дён маленький и очень неудобный участок на перекрёстке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Оваль­ное в плане здание перекрыто купо­лом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибает­ся, то слегка выступает вперёд, и её движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжёлая масса камня постоянно ме­няется прямо на глазах — это лю­бимый мастерами барокко мотив преображения материи. В интерь­ере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и лег­кими. Здесь всё располагает к со­кровенному общению человека с Богом.

В XVII столетии в Италии возво­дилось много дворцовых ансамб­лей. Мастера барокко стремились соединить в них черты городских и загородных построек. Яркий обра­зец такого подхода — палаццо (дво­рец) Барберини (1625—1663 гг.). Его строительство начал Мадерна и завершили Борромини и Бернини. Со стороны входа здесь впервые по­явился парадный двор, форму кото­рого определил фасад с сильно вы­ступающими боковыми крыльями. Двор объединял здание с городским ансамблем. С противоположной сто­роны раскинулся парк. Таким обра­зом, дворец связан с городом и в то же время образует в нём некий осо­бый мир, сочетающий в себе архи­тектуру и живую природу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: