Информационный материал

Общая психология как отрасль психологического знания. Термин «психология» употребляется в нескольких значениях, под ним могут понимать, как научное, так и ненаучное психологическое знание. Определить предмет психологической науки достаточно сложно, в том числе из-за множественности разных точек зрения по поводу решения фундаментальных вопросов. Психологию трактовали как науку о душе, субъективном опыте, сознании, поведении и т.д. Наиболее часто психология рассматривается как наука о психике и психических явлениях.

В качестве основного объекта психологии выступает человек, социальные субъекты, их связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. Психика есть свойство высокоорганизованной материи (мозга), состоящее в отражении субъектом объективной реальности. Под психическими явлениями, в которых проявляется психика, подразумеваются психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Психические процессы – психическая функциональная система в действии, это первичные регуляторы поведения человека. Психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание), эмоциональные (аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс) и волевые (связанные с принятием решений, выбором направления деятельности и поведения, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.).

Психические состояния – внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени, но имеющая свою динамику. Они влияют на течение и результат психических процессов, могут способствовать или тормозить деятельность, иметь объективную и субъективную обусловленность. К психическим состояниям относят такие явления – подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.

Психические свойства есть непосредственная данность субъекта, отражающая его человеческую сущность, относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться входе жизни под влиянием средовых воздействий, опыта деятельности и биологических факторов. Это наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности (общие и специальные) и характер.

Место современной психологии в системе наук. Представление о месте психологии в системе наук предложил Б.М. Кедров. Согласно ей психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Б.М. Кедров представил свою классификацию в виде «треугольника наук». Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол – общественные науки, нижний правый угол – философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными науками) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными находятся технические науки. Психология же занимает центральное место и имеет линии связи, соединяющие ее со всеми тремя группами наук. Однако, современные науковеды пришли к выводу о том, что развитие науки как особой сферы деятельности человека во многом опосредствованно психологией ее представителей, что позволяет рассчитывать именно на взаимодействие психологии и других наук, а не просто на использование ею идей других наук для решения своих задач.

Доработанную Б.С. Братусем схему Б.М. Кедрова также можно представить в виде треугольника, на одной из вершин которого находятся естественные науки, на другой – общественные науки, на третьей – технические науки. Данный треугольник – проекция на плоскость стереометрической фигуры, а именно треугольной пирамиды, на вершине которой находятся философские и математические науки. Психология как наука будет практически даже не в центре треугольника, а внутри треугольной пирамиды.

При этом отдельные отрасли психологии по-разному связаны с вышеперечисленными группами наук. Одни отрасли примыкают по решаемым в них задачам к естественным наукам, другие – к общественным, третьи – к техническим. Есть и те отрасли психологии, которые как бы «парят» над плоскостью треугольника, т.е. находятся ближе всего к философии и математике. Таковой, на наш взгляд, является место психологии в системе наук.

Основные отрасли психологии. Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящуюся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Существует множество классификаций данных областей. Одна из возможностей классификации содержится в принципе развития психики в деятельности. Исходя из этого, в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: 1) конкретная деятельность; 2) развитие; 3) отношения человека.

Общая психология – это отрасль психологической науки, объединяющая фундаментальные психологические знания и решающая задачи по исследованию психических процессов, психических свойств и психических состояний личности, ее индивидуальных особенностей. Она включает в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

Отрасли психологии, изучающие психологические аспекты различных видов деятельности: Педагогическая психология изучает зако­номерности овладения знаниями, умениями и навыками, иссле­дует индивидуальные различия в этих процессах, изучает за­кономерности формирования у школьников активного самосто­ятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания. Психология трудовой деятельности – это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. Юридическая психология – это научная дисциплина, в центре внимания которой находятся проблемы согласования человека и права как элементов единой системы. Успешному развитию юридической психологии способствует системный подход. А так же медицинская психология, психология спорта, военная психология и т.д.

Отрасли психологии, изучающие психологические аспекты развития:

Психология возрастная – раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к др. На основе смены типов ведущей деятельности. Сравнительная психология – отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни.

Отрасли психологии, изучающиепсихологические аспекты отношений личности и общества:

Социальная психология – наука о психических явлениях (процессах, состояниях и свойствах), характеризующих индивида и группу как субъектов социального взаимодействия. Этнопсихология наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях. Особое место среди прочих отраслей психологии занимает так называемая общая психология.

Современный этап развития психологической науки характеризуется тем, что все больше специалистов-психологов работает в областях, связанных с решением практических задач.

Практический психолог занимается оказанием психологической помощи людям в решении жизненных проблем, в организации оптимальных условий жизнедеятельности, способствующих социальной и психологической адаптации и развитию, преодолению негативных последствий пережитых травмирующих ситуаций.

В отличие от психиатра практический психолог работает с людьми, обладающими здоровой психикой.

Выделяют следующие направления практической психологии:

Психологическая диагностика – это измерение индивидуально-психологических особенностей личности и постановка психологического диагноза в соответствии с конкретными задачами (дальнейшей психологической помощи, профессионального отбора, установления соответствия норме и т.д.)

Психологическое консультирование – это помощь клиенту в решении жизненных проблем через осознание им и изменение собственных малоэффективных моделей поведения. Консультирование осуществляется путем специально организованного диалога психолога с клиентом, в ходе которого психолог информирует клиента, объясняет его трудности, помогает клиенту найти приемлемые и эффективные способы решения его проблемы, а также вырабатывает соответствующие рекомендации. При этом ответственность за реализацию решения несет сам клиент как обладающий для этого внутренними ресурсами.

 Психотерапия связана с оказанием психологической помощи людям при различных психологических затруднениях, а также в их саморазвитии. Психотерапия необходима при существенных нарушениях психосоциальной адаптации человека, при отсутствии у него внутренних ресурсов для самостоятельного преодоления трудностей и направлена на глубинные личностные и поведенческие изменения. По сравнению с психологическим консультированием, центрированным на «решении проблемы», психотерапия фокусируется на «изменениях личности».

Психологическая коррекция это исправление (или компенсация) аномалий психического развития человека, а также восстановление нарушенных психических функций. Данный вид помощи реализуется либо как часть реабилитационного процесса в рамках нейропсихологии и позволяет восстанавливать психические функции при локальных поражениях мозга, либо заключается в устранении негативных психомоторных, познавательных, эмоционально-волевых и потребностно-мотивационных явлений в процессе развития в рамках возрастной психологии.

Психологическая профилактика это система мер, направленных на предупреждение нарушений психического и личностного благополучия, а также создание благоприятных условий, способствующих оптимальному психическому и личностному развитию человека.

Психологическое просвещение – это повышение психологической компетентности человека через его информирование о психологических знаниях в ходе специальных обучающих мероприятий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: