Дополнительная:
1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.
2. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 680 с.
6. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.
Работа на занятии
План занятия:
1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Восприятие».
2. Выполнение упражнения и обсуждение результатов исследовательской задачи по изучению свойств восприятия.
Цель упражнения: развитие точности восприятия времени.
Инструкция: обучаемым дается задание определить промежуток времени между первым и вторым ударами карандаша по столу руководителя занятия. Временные отрезки даются вначале с нарастанием (7, 15, 27, 36, 43, 55 секунд), а затем вразброс (45, 9, 17, 29 секунд). Часами или секундомером пользуется только ведущий. Результаты оценивания заносятся в таблицу.
Номер серии | Продолжительность временных отрезков по оценке обучаемых (В) | Настоящая продолжительность временных отрезков (А) | Разность в оценке временных отрезков (С=В-А) |
Упражнение можно усложнять за счет звуковых или световых помех. Помехи могут создаваться голосом, стуками, включением радио или магнитофона, миганием света и др.
Обсуждение проведенного исследования проводится по вопросам: Удалось ли правильно определить промежуток времени между первым и вторым ударами карандашом по столу? Какие трудности вы испытывали? Что помогало правильно определить временные интервалы [26: с. 20]?
3.Какие явления восприятия можно узнать в приведенных примерах из произведений У. Джемса? В каких из них это явление имеет устойчивый, а в каких – временный характер? Почему?
А) Некоторые жители Полинезии, впервые увидев лошадей стали называть их свиньями, так как рубрика «свиньи» была в их языке наиболее подходящей для никогда не виданного животного – лошади.
Б) Двухгодовалый сын У. Джемса играл целую неделю с апельсином, который увидел в первый раз, называя его мячиком. Мальчика кормили яйцами всмятку, которые подавались ему без скорлупы в жидком виде, вылитые в стакан; когда ребенок увидел впервые цельное яйцо, он назвал его картошкой, так как раньше он видел и ел картофель без кожуры и знал его название. Складной карманный пробочник мальчик без колебаний назвал «дурные ножницы».
В) Фиджийцы, по свидетельству Ч. Дарвина, очень удивлялись при виде маленьких лодок, большие же корабли не вызывали у них никакого удивления.
Г) Сложнейшие по устройству ткацкие фабрики, обширнейшие металлические сооружение для большинства современников У. Джемса были таковы, как вода, воздух или земля – обыденные явления, не вызывающие никаких идей.
Д) Выгравированная на медной пластинке надпись воспринимается как красивая. Но если нам покажут рисунок пером такого же достоинства это невольно вызовет в нас удивление искусством художника. Одна пожилая дама, с восхищением рассматривая картину академика, спросила его: «Неужели Вы это сделали рукой?» [34: с. 354].
Итоговое тестирование.
Итоговый тест
1. Восприятие – это процесс отражения
А) опосредованный
Б) непосредственный
В) отдельных свойств и частей
2. Восприятие – это
А) сосредоточенность сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение
Б) это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе
В) отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств
Г) процесс отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств
3. Свойство восприятия, состоящее в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру, – это
А) предметность
Б) целостность
В) структурность
Г) константность
Д) осмысленность
Е) апперцепция
4. Образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений – это свойство восприятия, названное
А) предметность
Б) целостность
В) структурность
Г) константность
Д) осмысленность
Е) апперцепция
5. Свойство перцептивной системы компенсировать изменения, которые могут происходить в окружающей среде, благодаря чему предметы и явления человек воспринимает как постоянные (по форме, цвету, величине и т. д.), – это
А) предметность
Б) целостность
В) структурность
Г) константность
Д) осмысленность
Е) апперцепция
6. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека от особенностей его личности – это
А) предметность
Б) целостность
В) структурность
Г) константность
Д) осмысленность
Е) апперцепция
7. Свойство восприятия, которое говорит о том, что воспринимаемые нами отдельные ощущения выстраиваются в определенные отношения друг к другу, создавая образ предмета или явления, – это
А) предметность
Б) целостность
В) структурность
Г) константность
Д) осмысленность
Е) апперцепция
8. Свойство перцептивной системы компенсировать изменения, которые могут происходить в окружающей среде, благодаря чему предметы и явления человек воспринимает как постоянные (по форме, цвету, величине и т. д.), – это
А) предметность
Б) целостность
В) структурность
Г) константность
Д) осмысленность
Е) апперцепция
9. Свойство, благодаря которому, тому, что воспринимается, человек всегда склонен придавать определенный смысл с точки зрения уже имеющихся знаний и опыта
А) предметность
Б) целостность
В) структурность
Г) константность
Д) осмысленность
Е) апперцепция
10. Иллюзии восприятия – это
А) ошибки восприятия
Б)зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности
В) склонность человека придавать определенный смысл с точки зрения уже имеющихся знаний и опыта
Тема 7. Внимание
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика внимания. Функции внимания.
2. Виды внимания.
3. Свойства внимания и их физиологическая основа.
4. Индивидуальные особенности внимания