Студенту необходимо…
Знать и понимать:
ü определение категории «общение», выделяя в нем существенные признаки;
ü место и роль общения в жизни человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.А. Петровская),
ü структуру общения в изложении разных авторов (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой, Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, П.В. Растянникова);
ü уровни развития малой группы (А.В. Петровский).
Уметь:
ü сравнивать определения, которые дают категории «общение» разные авторы (А.А. Леонтьев; М.И. Лисина; А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский и др.);
ü называть виды общения и давать им развернутую характеристику (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Л.А. Петровская);
ü давать характеристику межличностным отношениям.
Владеть:
ü опытом сравнения категорий;
ü опытом сопоставления и сравнения позиций разных авторов по одному и тому же вопросу;
ü опытом организации исследования по изучению особенностей общения и межличностных отношений в группе.
|
|
План самостоятельной работы
1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для обсуждения.
2. Законспектируйте статью А.Н. Леонтьева «К теории развития психики ребенка» (с. 509-513) в его работе «Проблемы развития психики», Главу 11. Общение (с. 280-361) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию», Главу 20. Психология межличностного взаимодействия (с. 359-269) в учебнике под ред. В.Н. Дружинина.
3. Прочтите материал лекции по теме «Общение и коллектив». Составьте ее развернутый план.
4. Найдите ответы на вопросы, которые будут обсуждаться на практическом занятии.
Практические задания для самостоятельной работы
1. Выполните методику «Цветопись настроения коллектива» (Приложение 21).
2. Обратитесь к своим любимым художественным произведениям. Найдите в них описания феноменов «общение» и «межличностные отношения в коллективе». По результатам поиска подготовьте презентацию.
3. Предложите 2-3 упражнения на развитие коммуникативных навыков у студентов вашей группы.
Темы рефератов
1. Понятие и виды общения.
2. Роль общения в психическом развитии человека.
3. Техника и приемы общения.
4. Развитие общения.
5. Общение и деятельность.
6. Интимные межличностные отношения (дружба, любовь, вражда, одиночество).
7. Любовь в разные исторические эпохи.
8. Человеческая вражда в произведениях искусства и литературы.
9. Понятие о любви.
10. Возникновение и преодоление одиночества.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.
Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.
|
|
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
Дополнительная:
1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 375 с.
3. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. – 256 с
4. Вачков И.В. Методика преподавания психологии: учебное пособие/ И. В. Вачков, – М.: Ось-89, 2012. – 208 с.
5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.
6. Ларионова Л.И., Алаева Н.А. Швецова Е.В. Теоретические подходы и методики по изучению одаренных детей. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2001. – 244 с.
7. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
8. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – 4-е изд. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. – 584 с.
9. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
10. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.
Работа на занятии
План занятия:
1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Общение и коллектив».
2. Выполнение методики «Самооценка коллектива с помощью эмоционально-символической аналогии» (Приложение 22).
3. Проведение социометрии (Приложение 23).
4. Выполнение и обсуждение результатов исследовательских заданий.
А)Проанализируйте мысли известного отечественного педагога В.В. Сухомлинского и определите основные функции коллектива по отношению к личности.
«Важнейшим принципом нашей воспитательной работы является участие каждого ребенка в жизни нескольких коллективов, каждый из которых открывает перед ним ту или иную сторону многогранной духовной жизни человека» [38: с. 202].
Б) Пользуясь приведенными здесь выводами науки, определите задачи семьи школы в развитии у детей культуры общения.
а) «Человек не может жить без общества себе подобных. … Потребность в общении возникает в раннем детском возрасте. Уже в первые полгода жизни появляется потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Затем нарастает потребность в сотрудничестве со взрослым, стремление получить его одобрение... Потребность во взаимопонимании с окружающими, в их сопереживании – высший уровень потребности ребенка в общении, возникающий в дошкольном возрасте» [37: с. 209].
б) «Если до определенного возраста (приблизительно до 17 лет) человек не приобрел определенного опыта эмоционального общения (с друзьями, со сверстниками и сверстницами, со старшими, с младшими), то потом исправить это почти невозможно (хотя вполне возможно привить навыки культурного поведения)» [22: с. 124].
3. Итоговое тестирование
Итоговый тест
1. Какие характеристики являются принципиальными в определении понятия «общение»?
А) сложный, многоплановый процесс
Б) обусловленный потребностями людей в совместной деятельности
В) осуществляемое знаковыми средствами
Г) изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера
2. Закон формирования высших психических функций Л.С. Выготского показывает роль в психическом развитии ребенка
А) совместной деятельности ребенка со взрослым
Б) общения со взрослыми
В) собственной активности самого ребенка
3. Категории «ориентировочная и исполнительная часть», «внутренние средства деятельности» имеют отношение к
А) общению
Б) к предметной деятельности
В) и к общению и к деятельности
|
|
4. Сторона общения, которая предполагает обмен информацией между общающимися индивидами, – это
А) коммуникативная сторона общения
Б) перцептивная сторона общения
В) интерактивная сторона общения
5.Сторона общения, заключающаяся в организации взаимодействия между общающимися индивидами, при котором они обмениваются знаниями, идеями, действиями, – это
А) коммуникативная сторона общения
Б) перцептивная сторона общения
В) интерактивная сторона общения
6. Сторона общения, обозначающая процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания, – это
А) коммуникативная сторона общения
Б) перцептивная сторона общения
В) интерактивная сторона общения
7. Коллектив в широком смысле слова – это
А) это группа в рамках отдельного учреждения
Б) определенный уровень развития малой группы
8. Коллектив в узком смысле слова – это
А) это группа в рамках отдельного учреждения
Б) определенный уровень развития малой группы
9. Установите соответствие между понятиями и их описанием
1. Коньюнктивные чувства 2. Дизъюнктивные чувства | А) сближающие, объединяющие Б) разъединяющие людей чувства |
10. Установите соответствие между понятиями и их описанием
1. Лидер 2. Руководитель | А) межличностных отношений в группе Б) назначается, либо избирается В) обладает определенной системой различных санкций Г) возникает стихийно |
ЛИТЕРАТУРА,