Тема: Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Студент должен:

Знать:

Варианты политического переустройства общества; изменения в идеологических и правовых основах государственности.

Уметь:

Систематизировать материал переустройства общества, анализировать изменения, характеризовать движения и реформы.

 

Учебная цель: Изучитьособенности модернизации как процесса перехода от традиционного общества к индустриальному; установить причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами.

Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

Учебно-методическая литература:

Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н. п. 52 с.189-194

Задание 1. Прочитайте отрывок из романа Ч. Диккенса «Лавка древностей» и ответьте на вопросы. (1б)

«По обеим сторонам дороги стояли фабричные трубы и извергали в небо клубы смрадного дыма, затемняли свет и отравляли воздух этих мест. Справа и слева какие-то странные машины вертелись и корчились среди куч золы, будто живые существа под пыткой, сотрясали землю своими судорогами и пронзительно вскрикивали. Кое-где попадались закопченные, вросшие в землю лачуги – без крыш, с выбитыми стеклами, подпертые со всех сторон досками с соседних развалин, служившие людям жильем. Мужчины, женщины и дети, жалкие, одетые в отрепья, работали около машин, подкидывали уголь в их топки, просили милостыню на дороге или озирались по сторонам, стоя на пороге своих жилищ, лишенных даже дверей. Впереди вереницей высились кирпичные трубы, которые изрыгали черный дым, губя все живое, заслоняя солнце».

1. Каковы были последствия промышленного переворота для рабочих?

2. Было ли подобное положение рабочих неизбежным?

Задание 2. Прочтите воспоминания испанца на острове Гаити (пользуясь интернет ресурсом «Гибель цветущей цивилизации» Лиелайс А.К «Конкистадоры» ответьте на вопрос ниже.) (1б)

Индейцы работали в те времена непрерывно, над ними ставили жестоких надсмотрщиков-испанцев. Они обращались с ними сурово, жестоко и бесчеловечно, не давая им минуты покоя ни днем ни ночью, что напоминали служителей ада.

Они избивали индейцев палками и дубинками, давали им оплеухи, хлестали плетьми, пинали ногами, и те никогда не слышал от них более ласкового слова, чем «собака». И тогда, измученные непрерывными издевательствами и грубым обращением со стороны надсмотрщиков на рудниках и фермах и изнурительным трудом безо всякого отдыха, обреченные на гибель – они стали убегать в леса и горы, пытаясь укрыться там. В ответ на это испанцы учредили полицию, которая охотилась за беглыми и возвращала их обратно. Главный полицейский отдавал приказ привязать к столбу беглеца, брал в руки твердую, как железный прут, просмоленную морскую нагайку и с чудовищной жестокостью самолично наносил удары по обнаженному, худому, костлявому, изможденному голодом телу индейца до тех пор пока не начинала сочиться кровь, сопровождая избиение угрозами, что в случае, если он попытается сбежать еще раз, то будет забит насмерть, и оставлял индейца полумертвым.

Почему испанцы так жестоко обращались с индейцами?

Задание 3. Выбрать правильный вариант ответа. (1б)

1.Какой термин является синонимом Возрождения?

а) ренессанс б) декаданс в) оба термина являются синонимами

2. Кто из великих ученых эпохи Возрождения был сожжен на костре за

свои научные убеждения?

а) М.Лютер б) Г.Галилей в) Дж. Бруно г) Т.Мор д) все перечисленные

3. Самый знаменитый итальянский художник эпохи Возрождения, автор «Джоконды»:

а) Рафаэль б) Эль Греко в) Леонардо да Винчи г) Диего Веласкес

4. В чем находило итальянское Возрождение величие человека, в его?

а) Богоподобности б) смиренности в) активности г) таланте

5. Что означает понятие Новый Свет?

а) название Америки

б) освоение новых рудников золота, серебра, изумрудов

в) по сравнению со Старым Светом в Америке всё было новым

г) все соответствует понятию Новый Свет

6. Кто из мореплавателей открыл Америку?

а) Х.Колумб б) Б.Диаш в) А.Веспуччи г) Васко да Гама д) Ф.Магеллан

7. Кто из путешественников первым совершил кругосветное плавание?

а) Х.Колумб б) Б.Диаш в) А.Веспуччи г) Васко да Гама д) Ф.Магеллан

Задание 4. Прочтите отрывок из сочинения Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» и ответьте на вопросы. (1б)

«Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру. Тем не менее, её совершенная округлость заметна не сразу из-за большой высоты её гор и глубины долин, что, однако, совершенно не искажает её округлости в целом.

Такой же формой, по наблюдениям мореплавателей, обладает и водное пространство, поскольку земля, неприметная с корабля, видима с верхушки его мачты. И, обратно, огонь, горящий на вершине мачты, при отдалении судна от земли кажется тем, кто остается на берегу, мало-помалу опускающимся до тех пор, пока, наконец, не скрывается, как бы закатившись.

В сравнении с небом Земля не более как точка или как бы определённое количество в сравнении с бесконечным. Невозможно, что бы Земля представляла центр мира. Как! Неизмеримое будет вращаться в двадцать четыре часа вокруг ничтожества.

Принимая во внимание огромную удалённость небесных тел, трудно себе представить, что бы они могли описать такой необъятный круг в течение 24 часов. И зачем: почему именно бесконечная Вселенная должна вращаться вокруг ничтожно малой Земли?»

1. Почему учение Коперника можно назвать революционным? В наше время католическая церковь признает систему мироздания. Почему она не могла это сделать в те далекие годы?

2. «Сжечь - не значит опровергнуть», - заявил Джордано Бруно. Можно ли сжечь идеи, остановить прогресс? Почему, на ваш взгляд, Д. Бруно предпочел умереть на костре, чем отречься от своих взглядов?

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: