4. Божович Л.И. Избранные психологические труды. - М., 1995, с. 193-202, 162-168.
5. Иванников В.А. К сущности волевого поведения // //Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского, М., 1987, с.260-269.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 томах.- Т.2, _., 1989, с. 182-211.
Практическое занятие № 10
ТЕМА: Потребности и мотивация. Проблема мотивации в теории деятельности. Самосознание – как сознание самости
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Ч1.
1. Понятие о потребностях как об основе процессов мотивации. Эволюция потребностей.
2. Понятие потребностей в отечественной психологии. Иерархия потребностей А.Маслоу.
3. Мотивы: понятие. Виды. Понятие мотивация.
4. Специфика мотивации человека. Мотивы и цели деятельности. Функции мотивов. Виды мотивов. Мотивы и сознание.
Развитие мотивоционно-потребностной сферы человека.
Ч2.
1 Понятие самосознание в отечественной психологии:
критерии самосознания; уровни развития самосознания.
2. Понятие Я-концепцци.
· значение Я-концепции для личности человека;
|
|
· оценочная и поведенческие составляющие Я-концепцц;
· внешний облик и Я-концепция.
3. Понятье самооценки. Ее роль в становлении личности. Самооценка и уровень притязаний. Виды самооценки.
1. Формирование самосознания и самооценки человека в процессе деятельности: факторы и условия.
2. Защитные механизмы личности.
ЗАДАНИЯ:
1. Изучить литературу по проблеме.
2. Составить словарь терминов по теме мотивация.
Теория, автор. | Поянтие мотив, потребности (если есть различия) | Виды мотивов (потребностей). Критерий для классификации | Источник мотивации (биологические, социальные) |
Психоаналитическая теория З. Фрейд | |||
Гуманистическая А, Маслоу | |||
Теория деятельности А.Н. Леонтьев | |||
Х. Хекхаузен | |||
3. из источников выписать и проанализировать понятия: самосознание, самопознание, самопринятие, самоотношение, самооценка, Я-концепция.
4. законспектировать Р. Бернс «Развитие Я –концепции и воспитание». (ксерокс) с.30-47,61-64, 97-113.
5. Проанализируйте защитные механизмы по представлено в таблице схеме, продумайте и представьте способы преодоления психологической защиты.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». – С.511-534.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 101-123,189-195, 201-206,. Или избранные психологические труды. - М., 1983. - Т2. – С. 153-165, 204-209, 211-215 (к вопросу 3)
3. Немов Г.С. Психология. - М., 1992. - Т.1. - С. 389-431 или Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М., 2001. – С. 369-391.
4. Общая психология // Под ред. Петровского, М.,1986, С. 215-229 или Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов на Дону 2001, С.226-230.
|
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы и эмоции // Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С. 57-80.
1. Маслоу А. Теория человеческой мотивации / / Хрестоматия: Психология мотивации и эмоций / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М., 2002. - С.238-258.
2. Бернс Р. «Развитие Я –концепции и воспитание». (ксерокс в читальном зале на Торцева 6.) С.30-47,61-64, 97-113.
Практическое занятие № 11
ТЕМА: Человек как субъект общения и межличностных отношений
ВОПРОСЫ
Ч1.
1. Понятия общения. Роль общения в психическом развитии человека.
Основные виды общения. Основные функции общения. Специфика человеческой коммуникации (активность обмена информацией, влияние партнёров друг на друга, возможность коммуникации при сходной системе кодификации и декодификации):
- Общение как обмен информацией. Невербальная сторона общения –коммуникативная.
- Общение как межличностное взаимодействие –интерактивная сторона
- Общение как понимание людьми друг друга –перцептивная сторона. Механизмы межличностной перцепции (идентификация рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция).
2. Барьеры общения.
Ч 2.
- Понятие конфликта, структура конфликта, функции, основные виды конфликтов (внутриличностный, межличностный, межгрупповой, конфликты в группе)
- Этапы разрешения конфликтов, основные способы и приёмы, используемые для разрешения конфликтов. Особенности конфликтов в педагогической сфере.
ЗАДАНИЯ:
1. Дать определение следующих понятий:
- Общение
- Взаимоотношения
- Рефлексия
- Каузальная атрибуция
- Аттракция
- Перцепция социальная
- Эмпатия
- Идентификация
1. Выписать из кн. Кан-Калик «Грамматика общения» основные функции и барьеры общения», с23-26.
2. Понаблюдать за одним человеком в течение недели, описать выявленные за это время наиболее характерные жесты.
3. Пронаблюдать за человеком в эмоционально значимых для него ситуациях. Описать, как жесты отражают его эмоции.
4. Дать анализ общения как одного из видов деятельности (схема строения деятельности см. семинар).
5. Познакомится с методом социометрического исследования: цель, возможности, технология.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988. – С. 87 – 111.
2. Социальная психология /Под ред. А.М.Столяренко. – М., 2001. – С.118-144.
3. Социальная психология /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Дергача. – М., 2003.
4. Социальная психология в современном мире: Уч.пос. /Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М., 2002.
Практическое занятие № 12
ТЕМА: «Психология малой группы»
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие малой группы.
- Её основные характеристики.
- Виды малых групп.
- Эффективная деятельность в малой группе.
2. Коллектив как высшая форма развития группы;
3. Руководство и лидерство в группе. Стиль руководства и лидерства.
4. Образование малой группы (механизмы образования, условия вступления индивида в группу).
5. Этапы развития группы.
6. Социально-психологический климат и сплоченность как социально-психологические явления.
7. Феномен группового давления (понятие, каналы давления, величина давления). Эксперименты С.Аша. Влияние меньшинства.
ЗАДАНИЕ:
1. Опишите систему критериев и признаков эффективной групповой деятельности.
2. Дать определение следующим понятиям:
- Композиция группы;
- Динамические явления в группе;
- Эффективность групповой деятельности;
- Статус;
- Роль;
- Руководство;
- Лидерство;
- Составить социально – психологическую характеристику малой группы (на выбор).
1. Законспектировать статьи:
- Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии. //Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб.,2000, стр. 211-221.
|
|
- Шутц У. Комплементарная функция лидера. // Современная западная соц. психология. Тексты. – М., 1984. стр.162-169.
3. Заполнить таблицу: Сравнительный анализ лидера и руководителя:
Характеристика | Лидер | Руководитель |
Природа | ||
Структура отношений и тип отношений | ||
Возникновение | ||
Право на санкции | ||
Характер воздействия | ||
Статус в группе, как приобретается | ||
Поле деятельности |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г..М. Социальная психология. – М., 2001. – С. 187-203, 235-249.
2. Социальная психология /Под ред. А.М.Столяренко. – М., 2001. – С.101-112.
3. Социальная психология /Под ред. А.Н.Сухова, А.А. Дергача. – М., 2003.
4. Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, Донцова. – М., 2002.
Дополнительная литература:
1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000. – С.112-126.
2. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М., 2003.- С.229-241.
3. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995.