Значимость темы.
Успешная субъективная оценка тренерами способностей лошадей, прогнозирование их поведения, реакций и результатов требует большого опыта.
Научные познания позволяют смоделировать паттерн «чутье» или «чтение лошадей» на основании общепризнанных положений, обоснованных опытами, которые построены на критериальном, понятийном научном подходе.
Это дает тренеру и всаднику больше уверенности в своих силах, верности подхода, который «сверяется» с наукой, позволяет скорректировать свой стиль тренинга в сторону экологии и адекватности, общепринятых норм нравственности при планомерном следовании в направлении цели.
Неправильный тренинг без учета типа ВНД лишает возможность «выбрать ресурсы» с большего количества лошадей.
Другими словами, применяя аналогию, правильный тренинг, - «индивидуализация» повышает конверсию (Конверсия — в интернет-маркетинге отношение числа посетителей сайта, выполнивших на нём какие-либо целевые действия (скрытые или прямые указания рекламодателей, продавцов, создателей контента — покупку, регистрацию, подписку, посещение определённой страницы сайта, переход по рекламной ссылке), к общему числу посетителей сайта, выраженное в процентах Источник – Википедия), т.е. отношение числа результативных лошадей к общему количеству участвующих в «процессе» тренинга.
|
|
Индивидуализация тренинга спортивных лошадей с учетом разных типов ВНД представляет практический интерес и дает возможность подготовить спортивных лошадей к успешным выступлениям.
Тема представлена в интернет пространстве, были выбраны и изучены 5-6 источников: относительно имеющихся подходов к проведению тестирования физиологии высшей нервной деятельности лошадей, индивидуализация тренинга представлена в контексте ипподромных испытаний рысаков и в контексте выездки.
Особое внимание при анализе будет уделено конкретным рекомендациям по индивидуализации тренинга на уровне поведения, а так же на адаптации тестирования лошадей в условиях стандартного конного клуба с манежем.
При изучении темы обратил внимание на разделение авторами «базы», т.е. ВНД и внешнего поведения, от которого часто впечатляются, и, ошибочно (не научно) обобщают до ярлыков и пседонаучных «мнений» интересанты конного контекста. Это приводит к вредным «советам», от которых на практике страдают не только лошади, но и любители, имевшие первоначально позитивные намерения относительно конного мира.
Возможно в будущем при купле – продаже лошади в договорах будут прописаны данные ВНД, на ряду, с другими параметрами и отличительными чертами лошади. Это даст малоопытным владельцам требовать от тренеров обоснованного подхода, что приведет к развитию и улучшению грамотности и популяризации науки, даст в среднесрочные перспективы, повышения спортивных результатов.
|
|
«Тренеры всегда по-разному подходили к работе со спокойными, горячими, ленивыми, пугливыми, норовистыми лошадьми. Этот список можно было бы продолжить, но дело в том, что подобный метод субъективных характеристик является скользким и может ввести в заблуждение, так как при определенных условиях тренинга и содержания нервными, ленивыми, пугливыми могут стать лошади любого типа высшей нервной деятельности. Способы борьбы с ленью, горячностью или норовом, эффективные в применении, скажем, к лошадям сильных уравновешенных типов, могут оказаться губительными для лошадей неуравновешенного типа или слабого. Поэтому своевременное определение типа ВНД каждой лошади дает возможность индивидуализировать тренинг в соответствии с основными свойствами нервной системы лошадей». (Г. НАЗАРОВ, тренер международной категории Л. АШИБОКОВ, аспирант ВНИИК)
Физиология высшей нервной деятельности
«Физиология высшей нервной деятельности как дисциплина начала формироваться в первом десятилетии XX в. В этот период практически параллельно Э. Торндайк в США и И. П. Павлов в России разрабатывали основы экспериментальной психологии.
Установленные Павловым и его школой закономерности высшей нервной деятельности, лежащие в основе поведения человека и животных, явились крупнейшим событием в изучении физиологии нервной системы в первой половине XX в. Основным объектом и единицей исследования являлся рефлекс. Изучение высшей нервной деятельности, проведенное Павловым, с неоспоримой убедительностью доказало идею Сеченова, что деятельность головного мозга в самых сложных своих проявлениях осуществляется по рефлекторному принципу. Основной акцент в исследованиях Павлова сделан, однако, не на изучении закономерностей поведения, а на изучении закономерностей механизма рефлекторной деятельности, лежащей в основе поведения.
Изучение закономерностей высшей нервной деятельности с ее элементарной единицей – рефлексом требовало специальных условий эксперимента. Основным требованием такого эксперимента являлось создание условий, в которых наиболее четко проявлялась бы рефлекторная деятельность нервной системы. Выбранный Павловым и использованный в качестве объекта исследования закономерностей высшей нервной деятельности слюнный рефлекс предполагал необходимость выключения всего многообразия поведения животного. Последнее достигалось помещением животного в такие условия, в которых на него действовало минимальное количество внешних раздражителей, и все многообразие его поведения угасало, а основным функциональным индикатором разыгрывающихся процессов нервной деятельности становился слюнный рефлекс.
Выяснилось, что в основе сложных актов поведения животных лежат те же закономерности, которые были обнаружены при изучении слюнного рефлекса. И. П. Павловым было доказано, что открытые и изученные при помощи слюнного рефлекса закономерности высшей нервной деятельности являются универсальным механизмом нервной деятельности, лежащим в основе актов поведения. Согласно схеме, предложенной Павловым, поведение животных складывается из безусловных рефлексов, сочетание которых дает сложное безусловно-рефлекторное поведение, и условных рефлексов, способствующих лучшей адаптации организма к внешним условиям.
Именно условный рефлекс был признан элементарной единицей всех проявлений высшей нервной деятельности. В дальнейшем метод условных рефлексов служил одним из основных способов объективного изучения физиологических механизмов приобретенного поведения животных. Таким путем сформировалось одно из ведущих направлений современной физиологии.
|
|
Эта сторона научной деятельности И. П. Павлова широко известна, однако она не исчерпывает ни его реальных интересов, ни тех разносторонних работ, которые проводились в его лабораториях. Так, наряду с углубленными исследованиями условных рефлексов животных и человека, в лаборатории И. П. Павлова как при его жизни, так и впоследствии проводился анализ и безусловнорефлекторной деятельности, иначе говоря, инстинктов, хотя этот термин физиологи павловской школы почти не использовали. Изучались проблемы онтогенеза поведения, и были начаты работы по генетике высшей нервной деятельности».
Сотская М.Н. «Зоопсихология и сравнительная психология».