143. Орфографический практикум.
В XIX веке в русском языке было два слова, озн..чающих очень бли..кие понятия, — «сласти» и «сладости». Для мно-гих это одно и то же: сла..кая еда, лакомства. Но вот поэт Н. М. Яз́ков писал домой из д..ревни о том, что любезная х..зяйка дома, где он г..стит, по..чует его сладостями и сла-стями иску(с/сс)твенными, например предл..гает в..ренья. То есть поэт разл..чал сладости — сла..кие фрукты и яг..-ды — и сласти, которые нужно г..товить.
(Е. Первушина)
§ 15. Речевой этикет: нормы и традиции
144. 1) Прочитайте. О чём говорится в тексте? Как его можно озагла-вить?
То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы по многу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а ино-гда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то же-лаем удачи или делаем комплимент, кому-то соболезнуем,
|
|
Сочувствуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглаша-ем... Таким образом, речевой этикет представляет собой со-
Вокупность словесных формул учтивости, вежливости, то есть то, без чего нам с вами просто нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли мы ни находились.
(Н. Формановская)
2) Продолжите синонимический ряд слов.
Вежливый, учтивый, почтительный, предупредитель-ный…
117
3) Используя информацию текста, письменно ответьте на вопрос: «Что такое речевой этикет?»