Результаты исследования и способы их описания

Результатом исследовательской деятельности, как было сказано выше, является научное знание, то есть знание описательное (описывается исследуемое явление или процесс), объяснительное (объясняются закономерные связи, свойства исследуемого явления или процесса), доказательное (доказывается истинность, достоверность полученных результатов).

 Основными характеристика полученных в ходе исследования результатов, то есть научных знаний, является их теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость отражает возможные перспективы использования полученных результатов для дальнейшей работы, для решения других проблем.

Практическая значимость заключается в том, какие конкретные результаты, полученные в ходе работы, можно использовать в педагогической практике.

Описывая практическую значимость исследования, необходимо обозначить раздел практической педагогической деятельности, в котором полезно применить результат исследования для исправления конкретного недостатка.

Например,

«Разработанная и апробированная программа развития общеучебных умений учащихся может быть использована учителями общеобразовательных школ для коррекции неуспеваемости младших школьников».

В.В. Краевский, Е.В.Бережнова обращают внимание на тот факт, что к двум характеристикам исследования — его значения для науки и для практики — приходится обращаться, по меньшей мере, дважды - в начале и в конце пути. На первой стадии исследования в общем виде определяется значение для науки и практики его предполагаемых результатов, и делается это не специально, не отдельно, а в связи с разграничением практи­ческой задачи и научной проблемы при определении темы и цели работы. На этой стадии выделять подобные предварительные пред­ставления в

Основные принципы педагогических исследований

К принципам организации педагогического исследования относятся:

Принцип целостного изучения педагогического процесса или явления. Данный принцип предполагает установление связи между исследуемым феноменом и особенностями личности исследуемого (возрастными, психологическими, физическими, уровнем развития и т.д.). Цель установления связи – это показ влияния разнообразных внешних факторов на формирование качеств личности и раскрытие механизма развития ребенка.

Принцип комплексного применения методов педагогического исследования. Согласно данному принципу в процессе изучения проблем педагогики выдвигается одновременно несколько задач, направленных на достижение поставленной цели исследования.

Принцип объективности подразумевает проверку и перепроверку каждого полученного факта несколькими методами исследования, которые взаимодополняют или взаимокорректируют друг друга.

Принцип единства воспитания и обучения личности. Предполагает изучение не только субъектов педагогического процесса, но и возможность позитивно влиять на их стремление к самосовершенствованию.

Принцип одновременного изучения личности и коллектива. Данный принцип основан на том, что личность раскрывается в процессе взаимодействия с окружающими и во время коллективной деятельности.

Принцип изучения явлений в процессе развития и изменения. Подразумевает изучение сущности исследуемого явления во взаимосвязи с другими явлениями, их взаимодействии и влиянии друг на друга.

Принцип историзма. Основан на использовании в процессе исследования опорных позиций, выявленных предыдущими исследователями и являющимися фундаментальными в развитии педагогической идеи. Согласно данному принципу, использование ранее выявленных методов и средств, опора на полученные результаты способствует не только проведению качественного исследования, но и выявление изменений взглядов, обобщение накопленного опыта и т.п.

  Принцип объединения научной смелости и предусмотрительности. Согласно данному принципу, исследование необходимо строить таким образом, чтобы оно не повторяло один в один уже проведенное ранее исследование по данной проблеме, а было организовано посредством поиска кардинального решения поставленной проблемы.

Принцип глубинного рассмотрения исследуемой проблемы. Данный принцип предусматривает постепенное изучение и исследование проблем, то есть изначально исследуется то, что является очевидным («лежит на поверхности»), является понятным для всех, а затем то, что скрыто от всех и понятно только исследователю.

Принцип педагогической эффективности, ориентирующий исследователя на позитивную цель, на актуальную проблему, на экономический эффект. Подводя итоги исследования, необходимо давать практические, методические рекомендации по повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.

Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_pedagogicheskih_issledovaniy/.

 

Контрольные вопросы и задания

1.Раскройте суть понятий «методология», «методика», «педагогические исследования».

2.Назовите основные методы педагогического исследования, их классификацию.

3.Охарактеризуйте классификацию педагогических исследований.

4. Как определяются результаты исследования и способы их описания?

5.Назовите и охарактеризуйте основные принципы педагогических исследований.

Литература

1.Бережнова, Е.В.. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов/ Е.В.Бережнова, В.В. Краевский. - М., 2005. – 128 с.

2.Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М., 2005. – 208 с.

3.Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.В. Краевский, Е.В.Бережнова. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.

4.Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998. - Гл. 2. Методология и методы педагогических исследований – 1989

5. Выпускные квалификационные работы студентов ГБОУ ВО РК КИПУ имени Ф.Якубова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: