ЗАНЯТИЕ № 2 (пропедевтика)
Продолжительность занятия 6 академических часов.
ТЕМА: Анатомо – физиологические особенности строения и клиническая анатомия верхней и нижней челюсти. Жевательные и мимические мышцы.
Окклюзии. Прикус.
Строение и функция височно-нижнечелюстного сустава.
Биомеханика жевательно-речевого аппарата.
Аппараты, имитирующие движения нижней челюсти.
Клинические, лабораторные, инструментальные методы обследования.
Диагноз. Заполнение академической истории болезни.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить анатомо – физиологические особенности строения челюстей, строение и функцию височно-нижнечелюстного сустава и биомеханику жевательно-речевого аппарата.
Изучить методы обследования стоматологических больных и научиться заполнять академическую историю болезни.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть:
1. Преподаватель заполняет журнал посещаемости занятий.
2. Преподаватель знакомит студентов со списком рекомендуемой литературы, которая необходима для подготовки к занятиям.
|
|
3. Ответы преподавателя на вопросы студентов, которые возникли при подготовке к занятию.
2. Разбор теоретических вопросов к практическому занятию по теме:
- Строение челюстей и суставов у животных (грызуны, хищники, травоядные).
- Клиническая анатомия верхней и нижней челюсти.
- Контрфорсы лицевого черепа.
- Небный валик и его роль при протезировании.
- Верхнечелюстные бугры, их расположение, форма и роль при протезировании.
- Ретромолярная область, расположение и роль при протезировании.
- Строение и форма зубных рядов.
- Взаимоотношение зубных, альвеолярных и базальных дуг на верхней и нижней челюсти.
- Кривая Шпея.Окклюзионная плоскость.
- Факторы, обеспечивающие устойчивость зубов.
- Мышцы, участвующие в вертикальных, сагиттальных и трансверзальных движениях нижней челюсти.
12. Мимические мышцы, их значение и роль в акте жевания.
- Линия «А», ее расположение и способы определения в полости рта.
- Анатомические особенности строения слизистой оболочки полости рта, имеющие значение для протезировании.
- Переходная складка, ее определение и значение при протезировании.
- Строение височно-нижнечелюстного сустава.
- Виды окклюзии и их характеристика.
- Признаки центральной окклюзии.
- Понятие рабочей и балансирующей стороны.
- Характеристика центральной окклюзии для ортогнатического прикуса.
- Виды прикуса и их характеристика.
- Признаки ортогнатического прикуса.
- Определение понятия артикуляция.
- Движения в височно-нижнечелюстном суставе при вертикальных перемещениях нижней челюсти.
- Определение понятия резцовая точка и ее назначение.
- Движения в суставе при сагиттальных перемещениях нижней челюсти.
- Чему равны и чем образованы углы сагиттального резцового и суставного пути?
- Движения в суставе при трансверзальных перемещениях нижней челюсти.
- Чему равны и чем образованы углы трасверзального резцового и суставного пути?
- Окклюдаторы, их конструкция, характеристика и назначение.
- Виды артикуляторов, их характеристика и преимущества.
- Для чего используется лицевая дуга?
33. Паспортная часть истории болезни.
|
|
34. Какие жалобы чаще всего предъявляет ортопедический больной?
35. Виды анамнеза и их содержание.
36. Что оцениваем при внешнем осмотре пациента?
37. Как и для чего проводится пальпация мышц, лимфатических узлов и ВНЧС?
38. Инструменты для осмотра полости рта, их назначение и методика проведения зондирования, перкуссии, определения глубины зубодесневых карманов и подвижности зубов.
39. Осмотр слизистой оболочки и мягких тканей полости рта.
40. Что такое онкологическая настороженность?
41. Зубные формулы.
42. Какими обозначениями отмечаем результаты осмотра в зубных формулах.
43. Статистические методы учета жевательной эффективности (Агапов, Оксман).
44. Жевательные пробы.
45. Аллергологические пробы.
46. Лабораторные методы обследования
- -виды рентгенологического обследования, радиовизиография
- - назначение и методика получения прицельных снимков
- - назначение и методика проведения ортопантомографии
- - назначение и методика проведения телеренгненографии
- - назначение и методика проведения компьютернаятомографии
- - назначение и методика проведения магнитно-резонансная томографии
- - назначение и методика проведения гнатодинамометрии
- - назначение и методика проведения мастикациографии
- - назначение и методика проведения миотонометрии
- - назначение и методика проведения электромиографии
- - назначение и методика проведения эхоостеометрии
- - назначение и методика проведения электроодонтометрии
- - назначение и методика проведения сонографии
47. Определение и структура диагноза.
48. Правила составления плана ортопедического лечения.
Во время разбора теоретических вопросов преподаватель проверяет домашнее задание (самостоятельную работу студентов – рабочую тетрадь).
ЗАДАНИЕ, которое должны выполнить студенты к Занятию №2:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
1. В тетради нарисовать соотношение зубных, альвеолярных и базальных дуг на верхней и нижней челюстях.
2. В тетради перечислить признаки центральной окклюзии.
3. В тетради нарисовать соотношение бугров первых моляров в передней и боковой проекции в положении центральной окклюзии.
4. В тетради написать классификацию видов прикуса.
5. В тетради перечислить признаки ортогнатического прикуса.
6. В тетради перечислить инструментальные методы обследования.
Практическая работа студентов
ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО ПРИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЁННОСТИ:
1. Изучение анатомии жевательно-речевого аппарата.
2. Изучение движений нижней челюсти и в височно-нижнечелюстном суставе.
3. Освоение методики проведения клинических методов обследования.
4. Освоение методики проведения лабораторных методов обследования
5. Освоение методики проведения инструментальных методов обследования
Разбор общих ошибок при практической работе и оформление протоколов.
Предоставление возможности изменить балл за прошлые или пропущенные по уважительной причине занятие по желанию студентов (о своем желании студенты должны сообщить преподавателю в начале занятия, для того чтобы преподаватель выделил время).