Музыкальное воспитание и образование в Спарте

 

Дорийцы были известны как воинственное племя, поэтому Спарта возникла из военного лагеря, расположенного на берегу реки Эврота. Государство контролировало все сферы жизни. Весь уклад жизни был подчинен строгой дисциплине и жесткими правилами. Человек и его жизнь ценились постольку, поскольку они могли быть полезны военному государству.

Спартанское воспитание было суровым, военным и строго государственным. Воспитание спартанцев было общественным. Ребенок поступал в ведение государства с самого рождения.

До 7 лет дети оставались в семье, но воспитывались и здесь под контролем государства – в презрении ко всему, что угрожало развитию воинской силы и крепости человека, в презрении к наслаждению, которое порождало личные интересы. При этом дети илотов были лишены воспитательного, культурного воздействия. По свидетельству многих греческих авторов, им даже запрещалось петь песни.

Обучение поручалось педоному (греч. paidonomos, от pais – дитя и nemo – управляю) – одному из самых мудрых и храбрых воинов, который назначается советом старейшин. Он наблюдает за нравственным поведением и военно-физическими упражнениями детей и подростков. Личное наблюдение за воспитанием осуществляли старейшие, эфоры (всего 5) – коллегия высших должностных лиц, которые фактически руководят государством.

С семилетнего возраста мальчики воспитывались за счет государства в особых общественно-воспитательных заведениях, где на первом месте была гимнастика. Весь уклад их жизни, начиная с платья и прически, был строго определен древне-дорийскими обычаями. Однако Плутарх писал: «С тем же тщанием, с каким мальчиков приучали к чистоте и простоте выражения, обучали их тоже песням и пению, воспламенявшим мужество и возбуждавшим страстный порыв к подвигам. Слова песни были и естественны и возвышенны, содержание их было нравоучительное, в них говорилось большею частью о славе и счастии павших в бою за Спарту, или о позоре бежавших трусов, о горе и бедствии их жизни».

По содержанию воспитание в Спарте было военно-гимнастическим, и строго подчинялось целям военного государства. К военно-гимнастическому воспитанию почти не присоединялось интеллектуальное. Чтение и письмо не считалось обязательным, их начали признавать только с времен персидских войн. Дети обучались преимущественно музыке, причем музыка должна была оставаться строго дорической, простой и размеренной, без мелодий, пробуждающих чувственность. Музыка служила аккомпанементом военным танцам, или сопровождала религиозные гимны и хвалебные песни в честь граждан, погибших за отечество. Спартанцы ценили музыку как образовательное средство и видели в ней вернейший способ защищать юношей от распущенности, воспитывать в них любовь к родине.

Подростки и юноши обучались игре на кифаре, петь соло и хором. Одобренные цензурой эфоров хоралы в строгом дорийском ладу, должны были вселять в сердца юношей нравственный зародыш спартанской жизни, мужество и отвагу. Все занятия музыкой проводились с одной целью – воспламенять в юных спартанцах боевой дух и патриотические чувства. Нравственное воспитание в Спарте, в сущности, заменялось музыкальным обучением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: