Как учат музыке за рубежом /Сост., авт. предисл. Д. Дж. Харгривз, А. К. Норт. – M.: Издательский дом «Классика-ХХІ», 2009

 

Современные музыкально-педагоги­ческие концепции

Цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы в совокупности образуют ту или иную концепцию музыкального образования. У каждой концепции (от лат. conceptio (восприятие), система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимания чего-либо) есть автор или авторы. Концепция является результатом научно-исследовательской работы в названной области; разрабатывая ее, педагоги­музыканты базируются на методологии, о чем мы упоминали в процессе изучения предыдущей темы. ­

Композитор, педагог и общественный деятель Д.Б. Кабалевскийсоздал педагогическую концепцию массового музыкального воспитания, которая органично связывает музыку как искусство с музыкой-учебным предметом.

Целью музыкального образования Д.Б. Кабалевский провозгласил воспитание музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.

Задачи:

· увлечь детей музыкой, вызвать у них любовь к музыке, научить их ценить красоту музыки;

· развитие личности учащегося, обогащение его духовного мира; развитие способности видеть, слышать, чувствовать, думать;

· формирование навыков и специфических знаний о музыке в процессе

· работы над музыкальными образами, их духовным содержанием;

· выработка самостоятельного творческого мышления;

· формирование способности учащихся схватывать связи и отношения

· отдельных явлений музыкального искусства;

· установление критериев требований к учащимся в области эстетического воспитания.

· Принципы:

· связи музыкальных занятий с жизнью;

· тематического построения программы по музыке;

· доступности учащимся высочайших образцов серьезной музыки и воспитания на этих образцах духовного мира школьника;

· обращения к народному музыкально-поэтическому творчеству;

· импровизационности (реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки);

· образно-игрового вхождения в музыку;

· художественности, увлекательности и педагогической целесообразности

· при отборе музыкальных произведений для музыкальных занятий в школе;

· целостности урока музыки.

В концепции Людмилы Александровны Безбородовой и Юлия Багировича Алиеваподчеркивается, что искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире.

Проект новой концепции для двенадцатилетнего обучения предполагает преподавание музыки в школе с 1 по Х класс. Учитель музыки по своему усмотрению может выбирать учебную программу или работать по авторской программе.

Важнейшим принципомструктурирования музыкального образования должно стать единство двух начал: познание природы музыки через импровизационный личный опыт и активное восприятие ее через разнообразные формы лучших образцов музыкального искусства. Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающей его действительности.

Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений,сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Задачамимузыкального воспитания и образования на уроках музыки в современной школе являются:

· формирование музыкальной культуры учащихся;

· приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности;

· развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной грамоты;

· обретение духовной автономии, развитие духа от безликого «мы» до формирования духовной свободы как основы индивидуальной художественной культуры;

· совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса;

· становление «национальной широты» музыкального вкуса;

· приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни;

· развитие умения общаться с образцами современной музыки;

· активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий;

· приобретение детьми знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств.

Принципы: воспитывающего обучения, связи музыкальных занятий с жизнью, единства эмоционального и сознательного, художественного и технического в музыкальном образовании, основные дидактические принципы. Однако раскрытие этих принципов на практике занятий на уроках в школе требует несколько иного, чем прежде, подхода:

· постоянной реализации задач всестороннего музыкального воспитания каждого ребенка в последовательном усложнении содержания музыкального образования от одной возрастной категории детей к другой;

· понимания музыкальным руководителем, учителем того, чем обогатит воспитанника даже самая элементарная попевка, не говоря об основном репертуаре для пения, слушания музыки и игры на инструментах;

· осуществления на практике требований к музыкальному репертуару, с которым взрослый приходит к детям: художественной ценности (или антихудожественности, если возникает необходимость рассмотреть и это явление), содержательности, отражения в музыке тех явлений, которые не только близки и понятны детям, но и «продвигают» их музыкальное развитие, обогащают общий кругозор, формируя художественные интересы, вкусы и потребности.

Особенностью данной концепции музыкального воспитания детей является ее нацеленность на реализацию основополагающих принципов музыкальной педагогики. Вот почему ее методологическая и методическая основа может быть использована в каждом регионе России, а также за ее пределами.

Вместе с тем основные положения и установки концепции, являясь примерными, типовыми, позволяют многое учитывать при организации музыкальной работы в конкретных региональных условиях.

При этом рекомендуется опираться на специфические черты:

· национальные музыкальные традиции малых и больших народов, в среде которых реализуется данная концепция;

· традиции конкретного региона России;

· работу русскоязычных школ в суверенных государствах - бывших союзных и автономных республиках СССР.

Концепция обучения музыке Нины Александровны Бергер.Автор именует свою концепцию «Музыка для всех» и подчеркивает ее направленность на то, чтобы дать возможность каждому человеку почувствовать на себе благотворное воздействие музыки, найти для себя смысл занятий музыкой, прежде всего, в приобретении личной гармонии.

Цель работы Н.А. Бергер – «развеять миф о тех трудностях, которые поджидают человека на пути к музицированию и музыкальному образованию».

Задачи (в рамках общего музыкального образования):

1. Свободная ориентация в нотном тексте (читать ноты, как читают книгу),его быстрое выучивание и длительное хранение в памяти;

2. Умение записать несложный музыкальный материал нотами;

3. Владение всеми тональностями - звуковыми красками – как равноправными;

4. Возможность раскрытия собственного «Я» через непосредственное высказывание в процессе творческого музицирования.

5. Специальное музыкальное образование предполагает еще профессиональное (виртуозное) владение инструментом или голосом. При этом необходимо сохранить здоровьеребенка и его право на детство.

Принципыосвоения музыкального языка и музыкальной письменности:

1) развитие индивидуально-групповых форм занятий;

2) рационализация процесса изучения нотной грамоты;

3) совершенствование музыкальной письменности;

преобладание творческих форм работы;

4) разработка и применение сравнительно дешевых средств ТСО.

Концепциямузыкального воспитания Н.А. Ветлугиной.Профессор Наталья Алексеевна Ветлугина разработала концепцию музыкального воспитания школьников шестилетнего возрастадля созданной ею учебной программы по музыке.

Цель школьных занятий музыкой – формирование музыкальной культуры как части духовной культуры молодого поколения.

Задача уроков музыки для учащихся-шестилеток – накопление и систематизация жизненного и музыкального опыта детей – опора для дальнейших занятий музыкой.

В основе программы лежит принцип тематизма (выдвинутый Д.Б. Кабалевским), это служит реальной основой для установления преемственности в содержании программы для учащихся шестилетнего возраста и программ последующих классов, достижения единства программ подготовительных групп детского сада и подготовительных классов школы.

Общее, что объединяет учебные программы для первого и подготовительного классов, заключается в нравственно-эстетической направленности тематизма, опоры на развитие восприятия музыки как основы всех видов деятельности на уроке. Различие же состоит в том, что шестилетние дети лишь накапливают музыкальный опыт. Сведения о музыке, которые им сообщают, связаны в основном с практической деятельностью.

Темы программы усваиваются в общей формуле; не следует активизировать процесс овладения, специальными понятиями и терминами: главная задача - различать произведения по характеру и настроению.

Урок музыки проводится один раз в неделю по 35 минут. Он строится по-разному. Обычно на уроке дети слушают 2-3 произведения, поют попевки, разучивают 1-2 песни, исполняют танец, музыкальную игру. В начале занятия чаще даются небольшие музыкально-ритмические задания. Затем дети слушают музыку, поют, играют на детских музыкальных инструментах. Урок для шести леток включает игры, пляски, хороводы. Надо, чтобы дети выражали характер музыки в своих движениях.

 

Литература

1. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. – М.: Просвещение, 1990.

2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2002.

3. Бергер H.A. Современная концепция и методика обучения музыке. – СПб., 2004.

4. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. Под руководством Д.Б. Кабалевского. – М., 2006.

 

Глоссарий

 

Абсолютная сольмизация – метод пения с названием звуков, отвечающих их абсолютной высоте.

Авлос – древнегреческий духовой инструмент. При сольной игре исполнитель обычно использовал одновременно два авлоса: на одном воспроизводилась мелодия, на другом – сопровождающий ее выдержанный звук.

Агон – различные состязания, в том числе и музыкальные в Древней Греции, составляющие часть торжественных игр (Олимпийских, Пифийских и др.). Греки выделяли типа агонов: 1) спортивные; 2) гонки квадриг и скачки; 3) музыкальные и художественные соревнования.

Азбуковники – древнерусские рукописные сборники XIII-XVI веков статей энциклопедического характера.

Академия – название многих музыкальных учреждений, обществ и учебных заведений. Происходит от имени мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где в IV веке до н. э. читал свои лекции Платон.

Аллилуйя – хвалебный припев в христианском богослужении, а также самостоятельный гимн в оратории и др.

Анимализм – жанр изобразительного искусства, отражающий животный мир.

Антифонарий – собрание антифонов, псалмов, предназначенных для исполнения вне мессы.

Антифон (антифонное пение) (в переводе с греческого означает «звучащий в ответ», «вторящий») – песнопение, исполняемое поочередно двумя хорами или солистом с хором. По происхождению связан с древнегреческой трагедией, в которой хор делился на два полухория.

Арфа – многострунный щипковый инструмент, который в простейшем виде встречается почти у всех народов мира. Известны египетские, финикийские, палестинские, греческие, турецкие и др. В Шотландии была излюбленным инструментов бардов, в средние века – трубадуров и миннезингеров.

Аэд – древнегреческий профессиональный поэт и певец, исполнитель эпических песен, аккомпанирующий себе на струнном щипковом инструменте форминксе. Позднее их искусство было утрачено, их место в эллинистическом обществе заняли рапсоды.

Ars nova (в переводе с латинского означает «новое искусство») – прогрессивное направление в музыкальном искусстве, возникшее во Франции и Италии в XIV веке. Одно из самых ранних профессиональных искусств, представленное светскими вокальными жанрами трубадуров, труверов, миннезингеров.

Баллада – одноголосная танцевальная песня у романских народов, ведущая происхождение от народных хороводных песен в Италии. В XII-XIII веках представляет собой один из важнейших жанров трубадуров и труверов.

Баллата – поэтическая и музыкальная форма в Италии XIII – начала XV веков, характерный жанр Ars nova лирического и шуточного содержания.

Бансури (бансри) – индийский духовой инструмент, который делается из полого стебля бамбука с 6-7 отверстиями. Существует две разновидности поперечной флейты: поперечная и продольная. Продольная флейта используется в народной музыке.

Барбитон (или барбитос) – древнегреческий семиструнный плекторный инструмент, схожий с лирой. От лиры отличался тем, что его струны были вдвое длиннее, и он звучал на октаву ниже. Широко использовался в Древней Греции, Малой Азии, Италии.

Бард – народныйпевец-сказитель, в средние века – профессиональный поэт при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии.

Барокко – художественный стиль, господствующий в искусстве и архитектуре конца XVI – первой половины XVIII века.

Брахман – представитель высшего сословия духовенства во всех штатах Индии. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писари, священнослужители, ученые, учителя, чиновники.

Бубен – ударный музыкальный инструмент, используется в профессиональной музыке, обрядах как ритмический инструмент для сопровождения танцев, сольного и хорового пения. Имеет национальные названия: даф, дойра, тамбурин и др.

Бурдон (в переводе с французского «густой бас») – непрерывный и не изменяющийся по высоте звук открытых басовых трубок волынки, обычно нижний голос музыкального произведения (род органного пункта).

Вариация – видоизменение музыкальной темы, ее мелодии, сопровождения или того и другого одновременно.

Вариации – музыкальная форма, в которой тема излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии.

Веды – сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите

Виела – одно из общих названийсредневековых струнных смычковых инструментов. См. Виола.

Вилланелла (в переводе с итальянского означает «деревенская песня») жанр итальянской бытовой музыки XV–XVI веков, в основе которой лежит итальянская (неаполитанская) народная песня, которая исполнялась во время полевых работ.

Вина индийскийструнный щипковый (плекторный) инструмент. Существует свыше двадцатиразновидностейвины (бин, махати вина, рудра вина, шрути вина и др.).

Вильянсико (в переводе с испанского означает «сельская, деревенская песня») – испанский музыкально-поэтический жанр, который сложился в эпоху Возрождения. Одноголосные и двухголосные вильянсико исполнялись в сопровождении виуэлы, трехголосные– a capella.

Виола общее название струнных смычковых инструментов, распространенных в средние века в романских странах. В странах германских языков термину «виола» соответствует термин «фидель». Со временем этот термин также выходит из употребления, а соответствующие инструменты (скрипка, альт, виолончель) стали называться скрипичными.

Виуэла – испанское старинное название ряда струнных инструментов. Выдающимся исполнителем и композитором, писавшим для виуэлы, был испанский композитор Луис де Милан. В конце XVI века в связи с распространением клавишных и смычковых инструментов виуэла утратила прежнее значение, однако бытовала вплоть до конца XVII века.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в развитии стран Западной и Центральной Европы с XIV до XV–XVI веков, в течение которой произошел переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Определяющим для развития искусства имело новое мировоззрение эпохи Возрождения – гуманизм, выдвигающий на первый план ценность человеческой жизни, индивидуальность, интерес к познанию мира и реалистическое отражение действительности. Существенной особенностью явилось обращение к художественным античным идеалам, использование античных поэтических текстов (преимущественно в опере).

Волынка – народный духовой язычковый инструмент, представляет собой мех (воздушный резервуар) из кожи, в который вделаны маленькая трубочка для нагнетания воздуха и несколько игровых трубок для исполнения мелодии, басов, сопровождающие игру непрерывным бурдоном.

Гамма – звукоряд всех ступеней лада, расположенных от основного тона в восходящем и нисходящем порядке в объеме октавы.

Гармоника – наука и учение о звуковысотной структуре музыки, т.е. о гармонии, в период античности, Средние века и эпоху Возрождения. Античная гармоника – прообраз современной учебной дисциплины гармонии.

Гексахорд – диатонический шестиструнный звукоряд, который применялся в музыкальной практике средневековья. Он состоял из последовательности: тон, тон, полутон, тон, тон. Гвидо д,Ареццо в начале XI века дал слоговые названия ступеням: ut, re, mi, fa, sol, la.

Гимн – торжественная песнь, которая отличается образностью литературного языка, запоминающейся мелодией, размеренным (чаще маршевым) ритмом и торжественным, возвышенным характером. Древнейшие гимны были созданы в Древней Греции и Древнем Египте. Они исполнялись хором, под аккомпанемент кифары, нередко исполнение гимна сопровождалось танцами. Существуют государственные, военные, религиозные гимны, созданные в честь какого-либо исторического события или героя, школьные и др.

Гимназия – средние общеобразовательные учебные заведения. Термин заимствован из Древней Греции. В гимнасии, специальном богато украшенном помещении, изучалась грамматика, философия и риторика.

Гипорхема – хоровая песня в Древней Греции, сопровождаемая пляской и мимической игрой, струнными инструментами, флейтой, обычно носила радостный, оживленный характер. Изначально военный танец на о. Крит. Зарождение гипорхемы связывают с именем Фадема (около VII века до н. э.). Благодаря Талету из Гортины после 665 г. до н. э. распространился в Спарте. Вначале развивалась как самостоятельный жанр, позднее вошла как составная часть античной трагедии.

Глас – диатонические попевки в древнерусском церковном пении, связанных с церковным звукорядом. Восемь гласов составили систему осьмогласия, охватывающую весь фонд церковного пения.

Гомофония (гомофонно-гармонический склад) – тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на один главный и несколько второстепенных. Понятие «гомофония» возникло в Древней Греции, где оно означало унисонное исполнение мелодии и сопровождение ее хором или ансамблем в октавном удвоении.

Госюэ – столичные учебные заведения в Древнем Китае.

Григорианское пение (григорианский хорал) – общее название церковных песнопений католической церкви. Название связано с именем Григория I, который по преданию составил антифонарий.

Грихастха (в переводе с санскрита «слуга», «дом», «жилище, «семья») – вторая ступень в законе четырех стадий жизни – стадия домохозяина, которая рассматривалась в Древней Индии как центр всей социальной жизни.

Гу – китайский двусторонний барабан различных размеров.

Гудок – старинный русский струнный смычковый инструмент, на котором исполняли танцы и песни, аккомпанировали пению, нередко играли в ансамбле с гуслями и домрой.

Гуманизм (в переводе с латинского означает «человечный») – система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы, права на счастье. Истоки гуманизма восходят к эпохе Возрождения.

Гуру - шишья – прямая, не­посредственная передача знаний от учителя в Древней Индии.

Гусли – русский струнный щипковый инструмент разной формы (крыловидной, шлемовидной и прямоугольной). Гусли имеют громкое, звонкое звучание. Техника исполнения достаточна сложна, поэтому они находили распространение главным образом среди профессиональных народных музыкантов – скоморохов, сказителей.

Демественник – церковный певчий для старинного русского напева.

Демественный распев (демественное пение) – один из основных распевов русской церкви, певческая традиция, возникшая в Древней Руси в последней четверти XV века одновременно с путевым распевом. Иногда его называют демественным пением.Самое раннее упоминание относится к 1441 году в Воскресенской летописи. Хор и отдельные певцы исполняли его при праздничных богослужениях.

Ди – китайский старинный духовой музыкальный инструмент, род поперечной флейты из тростника с шестью отверстиями. Был завезен из Средней Азии примерно с 140 до 87 гг. до н. э.

Дифирамб – хоровая песня в честь бога Диониса (или Вакха) в Древней Греции. Согласно Аристотелю, из дифирамба возникла греческая трагедия.

Догмат (или догма) – положение вероучения, утвержденное церковью, объявленное обязательным и неизменным, не подлежащее критике.

Дорийский лад – один из натуральных минорных ладов, широко распространенный в античности и средневековье. Название происходит от одного из племен Древней Греции – дорийцев. Отличается наличием повышенной шестой ступени.

Дудка – общее название народных музыкальных инструментов семейства флейт (сопели, свирели, иногда так называли и волынку) в России, Белоруссии и на Украине.

Духовная музыка – вокальные или вокально-инструментальные произведения на тексты религиозного характера, исполняемые во время церковной службы и в быту.

Даюэшу –специальные канцелярии в Древнем Китае, курирующие церковные и народные виды музыки.

Жэнь – одно из главных понятий конфуцианства, означает «гуманность», «человечность», «человеколюбие». Понятие было введено Конфуцием, который понимал его как главное человеческое качество.

Жонглер – средневековый странствующий сказитель, певец, фокусник, часто инструменталист, которого в средние века также называли шпильманом, вагантом или скоморохом.

Знамена (крюки) – безлинейные знаки, применявшиеся для записи древнерусских распевов. См. Крюк.

Знаменное пение (знаменный распев) – основнойвид древнерусского церковного пения. Знаменный распев представлял собой монодию, исполнявшуюся в унисон. Время возникновения знаменного распева точно не установлено.

Имитация (в переводе с латинского означает «подражание») – точное или неточное повторение мелодии в каком-либо голосе мелодии, прозвучавшей непосредственно перед ней в другом голосе.

Калокагатия – понятие, которым Платон обозначил идеал воспитания в древнегреческом государстве, гармоническое сочетание физических и нравственных способностей, совершенство человеческой личности. Человек, воспитанный в духе калокагатии, должен был приносить пользу обществу. Слово возникло в повседневном языке, но использовался как термин в философии Платона и Аристотеля.

Канон – один из приемов полифонического письма, основанного на имитации, а также один из самых распространенных жанров вокального многоголосия в средние века.

Кант (в переводе с латинского означает «пение», «песня»)– бытовая многоголосная песня, распространенная в России, на Украине и в Белоруссии в XVII–XVII вв.

Канцона (в переводе с итальянского «пение, песнь») – первоначально название лирических стихотворений, получивших распространение в Италии XIII-XVII вв. В эпоху Возрождения многоголосная вокальная пьеса, близкая по характеру народной песне. С конца XVI в. появились инструментальные канцоны имитационно-полифонического склада, предназначенные для клавира, органа или инструментального ансамбля.

Качча – поэтическая и музыкальная форма в Италии XIV – начала XV вв., один из характерных жанров светской музыки период Ara nova.

Квадривиум – общее название системы точных наук в Средние века, который включал изучение точных математических наук – арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Учебный предмет «Музыка» изучался как наука гармоника, а не искусство звуков.

Кимвал – древний ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух полых медных тарелок или чаш, издававший при ударе друг о друга громкий звенящий звук.

Кин – один из самых древних китайских струнных щипковых инструмент. Корпус выполнен в форме плоского короба, по всей длине которого натянуты семь струн одинаковой длины. У кина нет ладов, а звук зависит от веса и степени натяжения струн.

Кифара – древнегреческий струнный щипковый инструмент, который применялся как сольный или аккомпанирующий голосу музыкальный инструмент. В изобразительном искусстве кифара – один из атрибутов бога Аполлона.

Кифаристские школы – учебные заведения в Древней Греции, где обучали свободнорожденных граждан музыке, пению и декламации.

Клавесин – щипковый клавишный музыкальный инструмент, известен с XVI века. Струны клавесина приводились в колебание щипком при помощи птичьего пера. Звук клавесина блестящий, но мало певучий, не поддающийся динамическим изменениям.

Кларнет – деревянный духовой музыкальный инструмент, происходит от старинной свирели.

Клавир – общее наименование струнных клавишных музыкальных инструментов в XVII-XVIII веках. Первые упоминания относятся к XV в. К ним относятся чембало, клавикорд, клавесин, фортепиано. Сначала для игры на клавире использовали лютневую и органную музыку. В настоящее время существует другое значение слова «клавир». Так называют переложение для фортепиано партитуры оперы, балета, симфонии или концерта.

Клавирное творчество – первые произведения, написанные специально для клавира, стали появляться во второй половине XVI в. На протяжении XVI-XVIII вв. клавирное творчество обогащается произведениями таких выдающихся композиторов как Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти, И. С. Бах, Г.Ф. Гендель, которые все без исключения были также выдающимися исполнителями-клавиристами.

Клавикорд – старинный клавишно-струнный инструмент, широко распространенный в XV–XVIII вв. Первые упоминания о клавикорде относятся к концу XIV – XV вв. Наиболее древний из дошедших до нас инструментов был изготовлен в Италии в 1547 году. В начале XIX века был вытеснен фортепиано.

Классицизм (в переводе с латинского «образцовый») – художественная теория и стиль в искусстве XVII-XVIII вв. В основе лежит эстетический идеал образцов античного искусства и положения «Поэтики» Аристотеля. Главные правила, которым должно соответствовать художественное произведение – красота и истина, ясность замысла, стройность и законченность композиции.

Колокола оркестровые – ударный инструмент симфонического оркестра. Представляет собой 12-18 цилиндрических металлических трубок, подвешенных к раме-стойке. Ударяют по ним колотушкой, головка которой обтянута кожей.

Кондак – жанр византийской церковной поэзии и музыки. Основоположником жанра является Роман Сладкопевец. В VIII веке стал вытесняться каноном. В современных богослужебных книгах православной церкви сохранились две строфы: 1 – с надписью кондак, 2 – икос.

Кондакарь – древнерусская певческая книга, в которой содержатся разные кондаки.

Кондакарное пение (кондакарный распев) – стиль византийского виртуозного пения, культивирующийся в Киевской Руси. Применялся при исполнении кондаков, стихов из псалмов.

Консерватория – приют для сирот и беспризорных детей в Италии с начала XVI в. Первое из известных заведений учреждений такого рода было открыто в Неаполе в 1537 году. В приютах, создававшихся в основном при церквях, детей обучали разных ремеслам. С XVII в. обязательными предметами становятся пение (с целью подготовки певчих для церковного хора), игра на музыкальных инструментах, теория композиции и др.

Контрапункт – одновременное сочетание двух или нескольких голосов, которые различаются по характеру и ритмическому строению. В широком смысле термин «контрапункт» означает то же, что полифония. Искусство контрапункта как многоголосного письма явилось основой большинства музыкальных жанров эпохи Средневековья и Возрождения.

Кокизник – собрание попевок в древнерусских певческих рукописях.

Крюк (знамя) – знаки древнерусской безлинейной нотации, один из видов невменного письма. Происходят византийской невменной нотации. Древнейшие памятники русского крюкового письма относятся к концу XI – началу XII вв. См. Невмы.

Кунхоу – древнекитайский музыкальный инструмент рода арфы.

Кучуэйюэшу – специальная канцелярия, курирующая ударно-духовую, т. е. военную музыку.

Ли – общее название ритуала в китайской философии.

Лидийская гамма – мажорный лад с повышенной 4 ступенью.

Лин – один из разновидностей древнекитайских колоколов, подвесной колокольчик (с языком).

Лира – древнегреческий струнный щипковый инструмент. Первоначально делался из панциря черепахи, позднее – из дерева. По бокам корпуса – две стойки с перекладиной, к которой крепились 7-11 струн.

Лица – сочетание знамен,изображающих сложный и продолжительный напев.

Люй-люй (полутон-полутон) – двенадцатиступенный хроматический звукоряд в древнекитайской музыке. Каждый из 12 звуков имел свое иероглифическое значение и философский, космологический, эстетический и этический смысл. Вместе они выражали 12 месяцев в году, 12 знаков зодиака и часы в сутках.

Лютня – струнный щипковый музыкальный инструмент, широко распространенный в Европе в XV-XVII вв. Происхождение лютни относится к глубокой древности. Она была известна за 2000 лет до н. э. Ею пользовались египтяне, персы, ассирийцы, греки, римляне. В средние века стала популярна в Испании, Италии, Франции, Германии, Польше и др. В эпоху Возрождения приобрела господствующее положение как в профессиональном, так и в любительском музицировании.

Мадригал – лирическая песня на родном языке (в отличие от церковных песнопений на латинском), светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Первые образцы появились в XIII в., а с середине XVII в. после возникновения оперы, оратории и кантаты, мадригал начинает исчезать. В XX в. мадригал вновь входит в композиторскую и концертно-исполнительскую практику.

Манджира – индийский традиционный ударный инструмент. Представляет собой пару маленьких (4-5 см в диаметре)металлических пальцевых тарелок, сделанных из бронзы или латуни. На них играют в паре, причем каждая из тарелочек настроена на собственную ноту. Звучит во время религиозных и общественных праздников, сопровождая пение и танцы, часто в составе ансамбля, наряду с барабанами и другими ударными инструментами.

Мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыкального языка; звуковысотное выражение музыкальной мысли посредством интонации (Б. В. Асафьев).

Месса – многочастное вокальное или вокально-инструментальное произведениекультовой музыки, предназначенное для хора (иногда с привлечением солистов и инструментального сопровождения).

Метриза – музыкальная школа во Франции и Нидерландах, готовившая церковных певчих. Наибольшее распространение получили в XV-XVI вв. В них преподавали пение, игру на органе, теорию музыки, давали общее образование.

Метод обучения – система последовательных действий педагога и учащихся, обеспечивающих содержание образования.

Миннезингер – немецкий средневековый поэт и певец, автор и исполнитель рыцарской лирики XII-XIV вв. Искусство миннезингеров зародилось под влиянием песен трубадуров и народной культуры. В песнях господствовало одноголосие, ритм определялся в первую очередь ритмом стиха, музыкальные инструменты играли роль сопровождения.

Миф – древнее повествование, рассказ о богах, духах или легендарных героях, возникшее в первобытном обществе. Мифам разных народов присущи сходные темы и мотивы о происхождении мира, Вселенной, природы, человека и животных.

Мриданга – двусторонний барабан, на котором играют при помощи пальцев, распространен в Южной и Восточной Индии. При обучении на этом инструменте ученики повторяют разнообразные учебные мантры.

Монодия – 1) сольное пение в сопровождении авлоса, лиры в Древней Греции; 2) вид сольного пения с инструментальным сопровождением, возникший в XVI веке в Италии во Флорентийской камерате, стремящейся возродить античную трагедию на основе монодии. Представители Флорентийской камераты считали, что музыка должна подчиняться поэзии, усиливать ее эмоциональное воздействие.

Мотет – жанр многоголосной вокальной музыки, возник первоначально во Франции в XII в. С середины XIII до середины XVI вв. оставался важнейшим жанром западноевропейской и духовной и светской музыки. В мотете чаще всего соединялись несколько (чаще всего 3) самостоятельных голоса.

Музицирование – исполнение музыки в домашней обстановке, в камерных залах или на воздухе, занятие музыкой, в более широком понимании – вообще игра на музыкальных инструментах. Единственное существительное, образуемое от глагола «музицировать».

Музы – дочери богаЗевса в древнегреческой мифологии, живущие на Парнасе, покровительницы искусств и наук.

Музыка – вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством особым образом организованных по высоте и времени звуков.

Музыкальная азбука – певческое пособие, включающее годовой круг церковных песнопений. Появились в Древней Руси в XV в.

Музыкальное воспитание – процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества, цель которого передавать опыт музыкальной деятельности новому поколению, часть эстетического и художественного воспитания.

Музыкальная культура – многоуровневая система, включающая различные виды и жанры музыкального искусства, композиторское и исполнительское творчество, музыкально-образовательные учреждения, музыкальные общества, бытовое и домашнее музицирование.

Музыкальное образование – процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также система организации музыкального обучения.

Мусикийская грамматика – сборник основных правил партесного пения, созданный Н.П. Дилецким в XVII в.

Мусическая школа – учебное заведение в Древней Греции, которая давала преимущественно литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний.

Нидерландская школа – крупнейшая композиторская школа эпохи Возрождения, сложившаяся в вокальной хоровой полифонии XV–XVI вв. в Нидерландах, ее часто называют франко-фламандской, подчеркивая ее преемственные связи с музыкой других стран. Нидерландская школа обобщила достижения европейского вокально-хорового многоголосия IX – начала XV вв. и ознаменовала расцвет классической хоровой полифонии. Она включает несколько поколений нидерландских композиторов, работающих в разных странах, где были восприняты ее традиции. Выдающимися представителями являлись Й. Окегем, Я. Обрехт, О. Лассо.

Невмы – знаки нотного письма, применявшиеся в средневековой Европе в католическом пении. Невмы помещались над словесным текстом и лишь напоминали певцу о направлении движения мелодии в известных ему церковных песнопениях. Знаки невменной нотации во многом были заимствованы из древнегреческих обозначений речевых интонаций. Системы невм существовали во многих древних культурах (Египет, Индия, Палестина, Персия и др.). Развитая система невменного письма сложилась в Византии, в Древней Руси известна с XI-XII вв.

Ной – бамбуковая флейтавДревнем Египте.

Обрядовые песни – песни, сопровождающие народный обряд. Их делят на две основные группы обрядов: обряды праздничные, приуроченные с религиозными праздниками, и обряды семейные, связанные с событиями семейной жизни.

Ода – поэтический жанр, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное историческому событию, герою или отдельное произведение такого жанра. В Древней Греции так называлась любая форма стихотворной лирики, предназначенная сопровождать музыку.

Опера – род музыкально-драматического произведения, основанного на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Оратория –крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра, написанное на драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения.

Орган – клавишно-духовой инструмент, получивший широкое распространение в Европе со времен раннего Средневековья. Название произошло от латинского слова «органум», означавшее «орудие, инструмент», которым в древние времена называли все музыкальные инструменты. Предшественницей органа считается тростниковая флейта Пана.

Относительная сольмизация – метод пения со слоговыми названиями ступеней какого-либо звукоряда.

Партесный концерт – жанрхоровой многоголосной музыки на православные литургические тексты и реже свободно сочиненные тексты, получивший распространение в России во второй половине XVII и в XVIII вв. Позднее стал звучать в публичных светских концертах.

Партесное пение – стиль хоровой многоголосной музыки, распространившийся в русской и украинской музыке со второй половины XVII в. Отличительные черты партесного пения: многоголосие, преимущественно аккордового склада, с разделением хора на постоянные группы голосов – хоровые партии, пение без инструментального сопровождения. Количество голосов может быть от 3 до 12, и достигать 48.

Пеан – хоровая культовая песня в честь Аполлона, Артемиды и других богов в Древней Греции.

Певцы–демественники – учителя пения, привезенные князем Владимиром из Византии.

Певческая азбука – древнерусские теоретические пособия, входящие в состав певческих рукописей, занимая 2-3 страницы. Первые азбуки ограничивались перечнем певческих знаков – знамен, которым с XVI в. стали добавляться объяснения («толкование знамени»). В певческой азбуке приводились также фиты, которые служили в качестве вокализов, помогающих развивать музыкальную память, дыхание, вырабатывать навыки исполнения кантилены и фразировки.

Пектида – музыкальный струнный инструмент в Древней Греции. Введен для сопровождения песен Сапфо на о. Лесбос.

Пентатоника – звуковая система, состоящая из пяти ступеней в пределах октавы.

Пипа – китайский струнно-щипковый инструмент типа лютни. Первые упоминания относятся к III в., первые изображения – к V в. Название «пипа» связано со способом игры на инструменте: «пи» означает движение пальцев вниз по струнам, «па» – обратное движение вверх, что вместе означает «инструмент, струны которого перебирают».

Полифония – вид многоголосия, основанный на сочетании двух и более самостоятельных мелодий.

Псалмодия – один из древнейших видов культового пения, своеобразный способ пения псалмов в форме мелодической декламации. В V–VI вв. обозначал правила пения монахами Псалтири. Отличительные черты псалмодии – узкий диапазон (часто ограниченный 2-3 ступенями лада), ритм псалмодии определяется текстами. Встречается в хоровых произведениях как прием стилизации.

Псалмы – библейские религиозные песни и молитвы из Ветхого завета. Появились примерно в XIII в. до н. э. В начале н. э. были приняты христианской церковью. В средние века псалмы стали подвергаться поэтической и музыкальной переработке. В XVI в. получили распространение в профессиональной музыке.

Прелюдия – инструментальная пьеса свободной формы, которая получила распространение c XV в., нередко служила вступлением к пьесе.

Протестантский хорал – духовное песнопение, исполнявшееся на немецком языке. Возник в Германии в XVI в. в эпоху Реформации. Благодаря М. Лютеру полностью заменили богослужение на латинском языке пением всей общиной немецких гимнов и псалмов. Ему принадлежит текст и музыка хорала «Господь – наш оплот», ставшего своеобразным гимном эпохи Возрождения.

Путевой распев – разновидность знаменного распева, встречается в певческих рукописях с XVI в. В начале XVII в. были созданы первые путевые музыкальные азбуки. В основе путового распева лежат видоизмененные попевки знаменного распева. Во второй половине XVII в. Путевой распев выходит из употребления.

Рага – один из видов индийской музыки, который формировался в течение многих веков. Термин «рага» употреблялся относительно формы музыкального произведения, характера исполнения музыкальных звуков (свар). Имеет много значений, наиболее важные из которых «цвет», «желание», «страсть», «любовь», «печаль», «тон», «мотив» и др.

Развод (церковнославянский «розвод») – расшифровка «тайнозамкненного», сокращенно записанного особыми знаками мелодии знаменного распева. Появился на рубеже XVI-XVII вв., когда количество зашифрованных записей возросло, и певцам стало трудность распознавать скрытый за знаками мотив. В XVII в. появились сборники «тайнозамкненных» мотивов и их разводы, которые называли фитниками.

Рапсод – профессиональные странствующие исполнители эпических и гомеровских поэм в Древней Греции, декламирующие их с жезлом в руке или певший под аккомпанемент лиры.

Раса – в древнейших индийских трактатах установление связи между состоянием души человека (раса) и определенными мелодическими оборотами, или ладами.

Распев – круг старинных песнопений православной церкви, объединенных общими принципами построения мелодий. В русском церковном пении существует несколько распевов: знаменный распев, демественный распев, путевой распев, киевский распев, греческий распев и др.

Ребек – струнный смычковый инструмент, который пришел в Европу из стран Среднего Востока в XII в. Достиг высокой популярности в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Использовался жонглерами, менестрелями, а также звучал при дворе и церковных службах. С XV в. применялся только в народном музицировании.

Респонсорий – в католическом богослужении повторяющаяся строфа (рефрен), которую община поет в ответ на строфу, исполненную священником. Близок антифону.

Речитатив – род вокальной музыки, которая интонационно и ритмически воспроизводит бытовую или декламационную речь. Истоки речитатива уходят вглубь времен к эпическим песням разных народов и профессионального искусства (псалмодия и др.).

Римская школа – название творческого направления, сложившегося в Риме в XVI-XVII вв. Различают римскую полифоническую вокальную школу во главе с Палестриной и римскую оперную школу, утвердившуюся в 20-30 годы XVII в. Виднейший представитель С. Ланди.

Ритм – один из трех (наряду с мелодией и гармонией) основных средств музыки, временная организация музыки.

Риши – в древнеиндийской мифологии мудрец, провидец, которого считают составителем гимнов.

Рондо –музыкальная форма, в основе которой лежит чередование главной темы – рефрена – и разных эпизодов. Термин «рефрен» равнозначен термину «припев».

Санскрит – древнеиндийскийлитературныйязык и наука о музыке. Слово «санскрит» означает «обработанный, совершенный». Возраст ранних литературных памятников относится к середине II в. до н. э.

Сангита – синтез вокального и хореографического видов искусства в индийской музыке, которые образуют оригинальные, национальные формы. Подобные произведения обозначаются «сангита», объединяющие инструментальную музыку, пение и танец.

Саранги индийский струнный смычковый инструменттипа лютни.Изобретен и широко распространен в Индии, Пакистане и Непале. Насыщенное звучание саранги используется как в народной, так и в классической индийской музыке.

Свара – ступень, включающаяопределенное количество шрути.

Секвенция – 1) жанр средневековой монодии, песнопение, исполнявшееся в мессе после аллилуйя; 2) в учении о гармонии – повторение мелодического мотива или гармонического оборота в восходящем или нисходящем направлении, следующее сразу за первым проведением как его непосредственное продолжение.

Сиринкс (флейта Пана) – древнегреческий музыкальный инструмент, род продольной флейты. Термин впервые встречается в «Илиаде» Гомера. Различались одноствольная сиринга и многоствольная сиринга, получившая название флейты Пана. Инструмент изготовлялся из дерева, слоновой кости или металла. См. флейта Пана.

Систрум – У-образная погремушка, использовавшаяся в Древнем Египте, Греции и Риме. Сохранились свидетельства игры на систруме в III в. до н. э.

Ситар – индийский струнный щипковый инструмент, большая лютня с длинным грифом. Традиционно используется в индийской камерной музыке, и обычно сопровождается игрой на барабане и жужжащей лютне.

Сказители – исполнители былин, эпических баллад и исторических песен. Слово «сказитель» имеет народное происхождение, образовано от глагола «сказывать», указывает на особую манеру исполнения. Сказителями были преимущественно крестьяне (мужчины или женщины), в X-XVI вв. как профессионалы, так и непрофессионалы, которые выступали в дружинах, при княжеских дворах, народных праздниках. При исполнении пользовались одним, двумя-тремя напевами речитативного характера, независимо от содержания текста.

Скоморохи – русские средневековые профессиональные музыканты, странствующие актеры-потешники.

Скрипка – струнный смычковый музыкальный инструмент, самый высокий из скрипичного семейства.

Сольмизация (сольфеджио, сольфеджирование) – средневековая музыкальная система, изобретенная итальянским теоретиком Гвидо д'Ареццо. Сам термин получил название музыкальных звуков соль и ми. 1) В узком смысле – пение мелодий со слогами, введенными Гвидо д'Ареццо (ut, re, mi, fa, sol, la); 2) в широком смысле – любой метод пения мелодий со слоговыми названиями ступеней какого-либо звукоряда – относительная сольмизация или с названием звуков, отвечающими их абсолютной высоте – абсолютная сольмизация; 3) прием обучения пению по нотам.

Софронисты – надзиратели юношей в афинских гимназиях.

Столповой распев – основной вид знаменного пения. Столповой распев является самым употребительным распевом в русской одноголосной богослужебной традиции и в настоящее время.

Строчное пение – вид древнерусского церковного пения на 2, 3, 4 голоса, возникший в XVI в. Основная мелодия знаменного распева («путь») поручалась среднему голосу, остальные голоса располагались над этой мелодией («верх») или под ней («низ»). В XVII в. было вытеснено партесным пением.

Суюэ – китайская народная музыка.

Схоластика – особый тип религиозной философии, получивший развитие в Западной Европе в средние века.

Сюань – древнейший китайский духовой инструмент типа окарины, который используется в настоящее время. Изготавливается из камня, глины в форме шара, рыбы, тыквы и др. История сюаня насчитывает более 7000 лет.

Табла один из самых усовершенствованных индийских барабанов, состоит из двух барабанчиков, один – для левой, другой для правой руки. С помощью их обеспечивают аккомпанемент вокалистам или другим инструментам.

Тала – принцип ритмической организации в индийской классической музыке, означает как отдельный ритмический рисунок композиции, так и науку о ритме.

Тамбурин – 1) ударный музыкальный инструмент, род небольшого барабана в форме вытянутого цилиндра и с двумя кожаными мембранами. Появился примерно в XI в. в Провансе (Франция); 2) название бубна; 3) оживленный танец в двудольном метре.

Тайнозамкненные обороты (формулы) – попевки и фиты, большая часть которых не имеет аналогий ни в знаменной, ни в путевой нотации.

Танский стиль – расцвет китайской музыки в VII–X вв., распространенный также в Корее и Японии.

Темперация – выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы. На смену ладам (гласам) пришли тональности. Для того, чтобы превратить лад в тональность, все интервалы нужно было распределить по всему звукоряду. В результате любую мелодию можно исполнять, начиная с любой ноты.

Теология (богословие) – комплекс дисциплин, занимающихся изложением и обоснованием религиозного учения.

Тимпан – древний ударный инструмент, род небольших литавр.

Токката – виртуозная инструментальная пьеса свободной формы для клавишных и струнных инструментов, получившая распространение в XVII-XVIII вв. Происхождение токкаты некоторые исследователи связывают с музыкой торжественных шествий и церемоний. Первые образцы этого жанра, созданные итальянскими композиторами А. Габриели и К. Меруло, возникли из трубных фанфар, которыми открывались многие средневековые празднества.

Тренос – погребальная хоровая песня с духовым аккомпанементом в Древней Греции.

Тривиум – название системы гуманитарных наук в Средние века, включавший грамматику, логику и риторику.

Труба – медный духовой инструмент, простейшие образцы которого были известны задолго до н. э. В средние века применялась в качестве сигнального инструмента пастухами, охотниками, воинами, использовалась во время торжественных шествий, праздников.

Трубадур – странствующий поэт и певец во Франции в конце XI – начале XIV вв. Расцвет искусства скоморохов относится к XII-XIII вв. Трубадуры являлись носителями светского начала в искусстве Средневековья. Поэтическое и музыкальное творчество стало выражением культуры рыцарства.

Трувер – поэт-певец во Франции в конце XII-XIII вв. Вначале тесно связано с рыцарством, в дальнейшем тесно смыкается с музыкальной жизнью города. Труверы превзошли трубадуров не только уровнем мастерства, но и богатством песенных жанров (баллады, шансон, песни-пляски в форме рондо и др.).

Трудовые песни – жанр народных песен, непосредственно включенных в трудовой процесс.

Фантазия – одна из форм инструментальной музыки XVI-XVII вв., характерной особенностью которой является свободная форма и ярко выраженный импровизационный характер.

Фидель – струнный смычковый инструмент, получивший известность в Западной Европе с IX в. Слово «фидель» применялось также к родственным смычковым инструментам, бытующих у многих народов. В X-XV вв. фидель особенно широко использовали жонглеры.

Фита –мелодические формулы, записывающиеся с помощью «тайнозамкненного» сочетания знаков письменной нотации.

Фитники – сборники фитных мелодий, в которых «тайнозамкненная» запись, доступная только древнерусским мастерам-распевщикам, сопровождалась «разводом», т. е. ее расшифровкой с помощью крюкового письма.

Флейта – общее название музыкальных духовых инструментов, один из самых древних по происхождению музыкальных инструментов.

Флейта Пана – народный духовой губной музыкальный инструмент, древняя многоствольная продольная флейта. Источником названия является древнегреческий миф о боге лесов и полей Пане, покровителе пастухов.

Форминкс – древнегреческий струнный инструмент, сохранился в так называемой вазовой живописи.

Фроттола – итальянская многоголосная песня народного происхождения, популярная в конце XV – начале XVI вв. Типичные черты фроттолы: жизнерадостный характер, ясная композиция, преобладание танцевальной ритмики, преимущественно четырехголосного склада.

Хейрономия (хирономия) – система условных жестов, котрые применялись при управлении хором и указывали певцам ритм, динамику и характер исполнения песнопений. Древнеегипетские изображения позволяют предположить, что этот способ дирижирования был известен уже в III в. до н. э., а также в Древней Греции, Византии, Древней Руси (с XI-XII вв.).

Хорал – хоровое песнопение, одноголосное в католической церкви, и многоголосное – в протестантской. Отличительными чертами является строгий возвышенный характер, плавное голосоведение, размеренный ритм, аккордовая фактура.

Хоровое пение – коллективное исполнение вокальной музыки, относится к древнейшим проявлениям музыкальной культуры, народного творчества. В Средние века неотъемлемая часть религиозных культов и основной вид профессионального искусства.

Хи - древнеегипетское название музыки, означавшее«удовольствие».

Цинь – древнекитайский семиструнный щипковый музыкальный инструмент.

Цзяоюфан – специальная канцелярия, курирующая музыкальную практику в Древнем Китае.

Чжун – древнекитайский бронзовый или железный колокол.

Шансон – в широком значении французская песня во всех ее исторических и жанровых разновидностях от древнейших времен до наших дней.

Шарманка – механический духовой инструмент, род небольшого переносного органа без клавиатуры.

Шастра – вид пояснительного текста в древнеиндийской литературе, знание о каком-либо предмете или узкой области науки.

Шахнаи – древнеиндийский духовой инструмент, по тембру напоминающий звучание гобоя.

Шрути – наименьший интервал и средство музыкальной выразительности в индийской музыке.

Энкомий – хвалебная песнь в честь богов или людей в Древней Греции.

Эпическая поэма – один из древнейших видов эпических произведений, в которых со времен античности отражаются героические события.

Эрху – старинный китайский двухструнный смычковый инструмент. Используется профессиональными музыкантами как сольный и ансамблевый инструмент, входит в состав оркестра.

Этос – многозначное понятие, в античной философии означал характер физического, морального, общественного и художественного явления.

Юбиляция – в церковном песнопении импровизация ликующего характера, длительно распевавшаяся при исполнении в григорианском хорале последнего слога в слове (преимущественно аллилуйя, амен). Традиция вводить в богослужебные напевы мелодические вставки сложилась в первые века христианства под влиянием восточных традиций. В IX в. монах Ноткер присоединил текст, подставленный в виде слога под каждую ноту, отсюда возникла секвенция.

Юэ –древнекитайское обозначение музыки и общего праздничного ритуала, включающего поэзию, танец, живопись, архитектуру.

Яюэ – определение совершенной музыки в Древнем Китае.

Ямб – стих, состоящий из разных метров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: