В психике нет ничего случайного, и опыт первых лет жизни имеет решающее значение в формировании взрослой личности

Уникальность психоанализа

З.Фрейд заложил фундамент психоанализа. Его основополагающие положения составляют ствол психоанализа, на котором появляются ростки — новые методы, направления и подходы. Разработанные З.Фрейдом фундаментальные положения и делают психоанализ уникальным, как уникальна история каждого анализанта.

Влияние бессознательных процессов на сознательные процессы в душевной жизни.

Мы привыкли думать, что наша психика — это сознание, разум и что волевыми усилиями мы можем контролировать и управлять своим душевным состоянием, своим поведением. Но это не совсем так.
Сознательные процессы, то есть наше рациональное мышление, восприятие себя и внешнего мира, чувства, которые мы ощущаем, составляют лишь небольшую область нашей психической жизни, а большая её часть является недоступной для нашего сознания, бессознательной.

Если в стакан, наполненный водой, капнуть каплю масла, то поверхность воды покроется тонкой пленкой. Образно говоря, этот стакан с водой – наша психика, весь наш психический аппарат и только эта тонкая масляная пленка – наше сознание, то есть, то, что мы осознаем, можем наблюдать, то, что действует по законам логики. Вся вода под пленкой – это то, что нами не осознается, то, что в обычных условиях недоступно самонаблюдению, иррационально и алогично. Здесь, в этой неосознаваемой (бессознательной) части психики накапливаются первичные инстинктивные влечения, представляющие собой влечения к жизни и деструктивные влечения; механизмы защиты, с помощью которых психика справляется с сильными чувствами, эмоциями и состояниями; представления; неосознаваемые фантазии; «забытые» события, а также мысли и представления, которые воспринимались нами как опасные или постыдные, поэтому были вытеснены из сознания; стереотипы поведения, фантазии и мечты, начиная с младенчества; именно здесь как бы встречаются и сплетаются наше тело и психика (когда болит душа, а «говорит» о боли сердце, позвоночник или другие органы). Примерами этого вытесненного материала могут быть травматические события детства, враждебные чувства к сиблингу, как конкуренту в любви матери, или злость на родителей и т.п.

Бессознательное — это, как бы другая, недоступная нам часть нас самих, которой тоже принадлежат мысли, влечения, представления, желания и аффекты.

Здесь действует «принцип удовольствия», суть которого состоит в том, чтобы избежать неудовольствия, дав выход накопившемуся напряжению путём разрядки. Это стремление избавиться от напряжения всегда активно, всегда «ищет» пути, как «заставить нас действовать», чтобы избежать неудовольствия и наше сознательное функционирование «направляется» этими неосознаваемыми стремлениями.

Мы сталкиваемся с этой частью нас в моменты, когда мы вдруг говорим то, что не собирались говорить, а иногда мы даже не помним, что это сказали; когда мы раз за разом повторяем одни и те же действия как будто нас кто-то или что-то заставляет; в переживаниях, кажущихся нам чужеродными, когда, казалось бы, безобидное слово другого взрывает нас изнутри, нас как будто накрывает волной злости, и мы никак не можем ею управлять. Потом, когда отпускает, мы испытываем неловкость, стыд и не понимаем, откуда и почему появились у нас эти сильные чувства. То есть наши поступки и решения, на поверхности кажущиеся следствием волевых решений или спонтанными, предопределены влиянием бессознательных психических сил.

 


В психике нет ничего случайного, и опыт первых лет жизни имеет решающее значение в формировании взрослой личности.

Любое наше поведение, даже то, которое мы ощущаем, как спонтанное, наши мысли, переживания предопределяются нашими ранними детскими переживаниями, бессознательными фантазиями, представлениями, событиями, нашим опытом первых отношений с другими людьми, в первую очередь с родителями.

Основа личности закладывается в раннем возрасте, примерно до 5 — 6 лет.

С момента рождения младенец развивается не только телесно, но и психически, проходя последовательные этапы психического развития. И это не просто количественное увеличение, а скорее превращение одной формы в другую и опыт прохождения каждого этапа оставляет свой отпечаток в психике ребёнка: формируются свойственные для каждого этапа защитные механизмы совладения с сильными эмоциями, мыслями, стрессовыми ситуациями; способы построения отношений с другими людьми, а также представления о себе и окружающем мире; закладываются индивидуальные черты характера, стереотипы поведения.

Краеугольным камнем психического развития ребёнка является Эдипов комплекс, открытый З.Фрейдом и названный им так по трагедии Софокла «Царь Эдип».

Суть его состоит в том, что ребёнок начинает испытывать бессознательные влечения, выражающиеся в чувстве любви к родителю противоположного с ним пола и двойственные чувства (любовь и ненависть) к родителю одного с ним пола. Проживание этого этапа позволяет ребёнку сформировать представление о себе, о своей половой принадлежности. Именно этот этап является источником способности человека устанавливать любовные и дружеские отношения в дальнейшем и источником формирования совести. Эдипов комплекс составляет и ядро неврозов.

Бывает, что в силу индивидуальный особенностей ребёнка или в силу внешних жизненных обстоятельств, происходит фиксация ребёнка на той или иной стадии. Тогда в дальнейшей жизни, при возникновении эмоциональных трудностей, стрессовых ситуаций, человек регрессирует на более раннюю стадию и применяет те же средства и способы защиты от неприятных чувств и состояний, которые использовались им, будучи ребёнком.
Как пример: младенец, когда ему страшно, плохо, плачет и мама берёт его на руки, прижимает к себе, кормит молоком, утешает. Это помогает ребёнку справиться со страхом, злостью, ощущением одиночества и почувствовать себя в безопасности, защищённым, любимым. В этом возрасте младенец не умеет по-другому справляться с сильными чувствами, ему необходима помощь матери. Сильное волнение, тревога может «заставлять» взрослого повторять те же стратегии, только вместо молока — алкоголь, сладкое, любые другие продукты. Но эти стратегии во взрослой жизни уже не дают такого эффекта как в детстве: облегчения не происходит и трудности сами по себе не разрешаются, а наоборот, появляется ещё и неудовлетворённость собой, обвинение себя в слабости, физические недомогания, конфликты с близкими.


Психический аппарат.

Психоанализ исходит из гипотезы существования некого психического аппарата, как абстрактного конструкта, выполняющего функцию приспособления внутренних потребностей к требованиям внешнего мира, защиты от неприятных чувств, эмоций, мыслей, представлений. Этот психический аппарат имеет структуру: ИД (или Оно в зависимости от языка перевода), ЭГО (Я), СУПЕР-ЭГО (Сверх-Я); и каждая структура имеет свои специфические функции.

 

Структура ИД (ID) состоит из вытесненных и невытесненных примитивных инстинктивных желаний, сексуальных и агрессивных влечений, функционирует в форме рефлексов, постоянной сменой напряжения и расслабления и является полностью бессознательной. ИД как бы с одного края «связано» с телом, поэтому в моменты волнения или страдания мы не просто чувствуем, но нередко ощущаем и телесные проявления, например, боль в животе или в желудке, или в сердце, когда мы волнуемся или переживаем. В этой бессознательной структуре не действует логика и время. ИД не знает ни ценностей, ни добра, ни зла, ни морали — здесь действует принцип удовольствия, то есть желание немедленного избавления от возникшего напряжения. Это напоминает пружину — если приложить внешнее давление (событие, импульс, желание), то можно пружину сжать (внутреннее напряжение), но при любой возможности пружина будет стремиться вернуться в исходное состояние покоя (разрядка).

ЭГО (EGO) — это наше мышление, восприятие себя и других, внимание; это доступ к нашей двигательной сфере и способность преобразовывать наши мысли, намерения и желания в действия и поступки; это наши органы чувств; это связь с внешним и нашим внутренним миром. Какие-то психические процессы ЭГО осознаются нами, а какие-то — являются бессознательными. Здесь действуют принцип реальности и законы логики; здесь есть время и оно делится на прошлое, настоящее и будущее.

СУПЕР-ЭГО (SUPEREGO) «содержит» авторитет родителей, их силу, строгость, склонность надзирать, наказывать, как будто «родители» появились внутри нас и нередко «внутренние родители» оказываются более строгими, чем это можно было бы ожидать от реальных родителей. Эти представления и убеждения и формируют нашу совесть. Здесь также «содержится» ЭГО-идеал, то есть наше представление о себе идеальном, вызывающем только самоуважение, восхищение и любовь. Всё это «содержание» уже становится неотъемлемой частью нас, проводником нашей морали. Нередко, когда мы не удовлетворены собой, когда нам «кажется» что наши поступки не соответствуют совести и идеалам, то наше самообвинение, самокритика порой намного болезненней, чем могла бы быть критика других людей. Работа СУПЕР-ЭГО в какой-то части бессознательна, а какие-то психические процессы осознаются нами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: