Используя особенности и преимущества волейбола мы предлагаем применять для девушек 16-17 лет специальные индивидуальные комплексы упражнений, каждый из которых направлен на укрепление мышц туловища и конечностей, выравнивание мышечного дисбаланса, а также увеличения скоростно-силовых способностей.
Для определения исходного уровня физических возможностей, сбора эмпирических данных, последующего их анализа, а также разработки методики для развития взрывной силы способностей мы использовали пять тестовых заданий, описанных во второй главе. Результаты начального тестирования приведены в Таблице 1.
Таблица 1.
Результаты начального тестирования группы (12 человек) девушек 16-17 лет, занимающихся волейболом.
№ п.п | Тесты ФИО | Подача мяча в зону 5 (кол-во раз). | Челночный бег 10x3 | Прием подачи в зоне 1 (кол-во раз). | Защитные действия в зоне 6 (кол-во раз). | Нападающий удар в зону 1 из зоны с 2 удаленных от сетки передач (кол-во раз). |
1 | Анастасия | 9 | 9,2 | 7 | 9 | 9 |
2 | Екатерина | 7 | 8,5 | 8 | 9 | 8 |
3 | Елена | 10 | 8,6 | 10 | 10 | 10 |
4 | Анастасия | 8 | 9,6 | 9 | 10 | 9 |
5 | Екатерина | 8 | 8,4 | 7 | 8 | 8 |
6 | Анжелика | 5 | 9,7 | 6 | 5 | 6 |
7 | Анна | 8 | 10,2 | 8 | 9 | 8 |
8 | Елена | 9 | 8,2 | 9 | 9 | 10 |
9 | Анна | 10 | 9,2 | 9 | 10 | 9 |
10 | Рената | 9 | 9,1 | 10 | 9 | 8 |
11 | Екатерина | 6 | 8,8 | 6 | 7 | 6 |
12 | Кристина | 10 | 8,6 | 10 | 10 | 10 |
|
|
Как видно из результатов, приведенных в Таблице 1, показатели сильно рознятс
я друг с другом. Что говорит, скорее всего, о преобладании или наоборот отставании в развитии отдельных физических качеств.
Для первичной обработки и анализа полученных эмпирических данных, мы высчитали среднюю арифметическую и среднее квадратическое отклонение каждого показателя всей команды (12 человек).
Средняя арифметическая - это самая часто используемая средняя величина, которая получается, если подставить в общую формулу m=1. Средняя арифметическая простая имеет следующий вид:
Хар.прост = ∑Х
n
где X - значения величин, для которых необходимо рассчитать среднее значение; n - общее количество значений X (число единиц в изучаемой совокупности).
Подставляя данные в формулу, получаем:
Хар.прост (подача мяча в зону 5) ≈ 7,3;
- Хар.прост (челночный бег 10x3) ≈ 100,2;
- Хар.прост (прием подачи в зоне 1) ≈ 9;
- Хар.прост (защитные действия в зону 6) ≈ 8,6;
- Хар.прост (нападающий удар в зону 1) ≈ 8,1;
Cреднее квадратическое отклонение
Формула средней квадратической, применяется для оценки вариации путем расчета среднего квадратического отклонения, обозначаемое малой греческой буквой сигма (δ):
|
|
δ = √∑n-Х/n
Подставляя данные в формулу, получаем:
δ (подача мяча в зону 5) = √12,21= 3,49;
δ (челночный бег 10x3) = √7,58= 2,7;
δ (прием подачи в зоне 1) = √12,58= 3,5;
δ (защитные действия в зону 6) = √11,06= 3,3;
δ (нападающий удар в зону 1) = √11,1=3,3
Также, для определения уровня физической подготовленности, мы использовали сравнительную таблицу уровня физической подготовленности девушек 16-17 лет, которой пользуются во многих старших классах. Данная таблица отражает показатели основных физических качеств в определенном возрасте.
Таблица 2
Уровень физической подготовленности учащихся 16-17 лет
Физические
| Контроль-
| Воз- | Уровень
| ||||||||||
№ п/п | способности
| ное упраж-
| раст, | Девочки
| |||||||||
| нение (тест)
| лет | Низкий
| Средний
| Высокий
| ||||||||
1 | силовая
| Подача мяча
| 16 | 5- и ниже | 8-6 | 9- и выше | |||||||
| В зону 5
| 17 | 6-и ниже | 8-7
| 9- и выше | ||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
2 | Координа-
| Челноч-
| 16 | 9,1- и больше | 9,1-8,4
| 8,4-и иеньше | |||||||
ционные
| ный бег
| 17 | 9,3- и больше | 9,3-9,1 | 8,7- и меньше | ||||||||
| 3X10 м, с
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
3 | Координа-
| Прием
| 16 | 5-и ниже | 8-5 | 9-и выше | |||||||
ционные
| Подачи в
| 17 | 6-и ниже | 8-6 | 9-и выше | ||||||||
| Зону 1
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
4 | Координа-
| защитные
| 16 | 5- и ниже | 8-5 | 9- и выше | |||||||
ционные
| действия
| 17 | 5- и ниже | 8-5 | 9- и выще | ||||||||
| в зону 6
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
|
|
|
|
| |||||||||
5
| силовая | Нападающий |
| ||||||||||
| Удар в зону | 16
| 5-и ниже | 8-6 | 9-и выше | ||||||||
| 1из зоны 2 с | 17
| 6-и ниже | 8-7 | 9- и выше | ||||||||
| Удаленных |
|
|
| |||||||||
| От сетки передач
|
|
|
| |||||||||
Но, как мы видим, не все тестовые испытания представлены в данной таблице. Поэтому мы использовали еще одну таблицу, отражающую развитие физических качеств школьников. Мы использовали данные из нормативов по физической культуры (таблица 3).
Сравнивая и анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что занимающиеся л.а. показывают достаточно высокие показатели по таким физическим качествам как сила, скорость и скоростно-силовое качество. Однако, при статистической обработке полученных данных в процентном соотношении, часть испытуемых имела достаточно средние, а порой и низкие показатели.
Например, так как для тестовых испытаний мы брали команду 10 человек, занимающихся в секции легкая атлетика и, сравнивая полученные результаты тестов (Таблица 1) с таблицами 2 и 3, получаем результаты, приведенные в Таблице 4.
Таблица 4
Результаты начального тестирования всей команды (12 человек) в %.
|
|
№ п/п | Подача мяча в зону 5 (кол-во) | Челночный бег 10x3 (сек) | Прием подачи в зону 1 (кол-во) | Защитные действия в зоне 6 (кол-во) | Нападающий удар в зону 1 из зоны 2 с удаленных о сетки приемов (кол-во) | Средний результат выполнения (%) | ||||||||||||
Кол-во учащихся выполнивших (%) | Кол-во учащихся выполнивших (%) | Кол-во учащихся выполнивших (%) | Кол-во учащихся выполнивших (%) | Кол-во учащихся выполнивших (%) | Кол-во учащихся выполнивших (%) | |||||||||||||
выс. | ср. | низ. | выс. | ср. | низ. | выс. | ср. | низ. | выс. | ср. | низ. | выс. | ср. | низ. | выс. | ср. | низ. | |
1 | 50 | 45 | 5 | 40 | 40 | 20 | 50 | 50 | 0 | 70 | 20 | 10 | 50 | 50 | 0 | 58 | 28 | 14 |
Рис. 2. Результаты начального тестирования всей команды (12 человек)