Баухаус (строительный дом). 1919-1933, Германия. Основатель Вальтер Гропиус. Преподаватели В. Кандинский, П. Мондриан.
Вхутемас – Вхутеин (Высшие художественно-технические мастерские, затем – институт). 1920-1930, России. Преподаватели К. Малечич, А. Родченко, В. Татлин.
В школах решали следующие задачи:
1) Создание идеальных образцов для промышленности (подчеркивание конструкции вещи, отказ от декора);
2) Учет запросов населения (изучение социологии, экономики);
3) Использование новых материалов (метал в мебели).
Условия, влияющие на развитие дизайна:
· Уровень развития экономики;
· Политический строй, идеология;
· Прогресс науки и техники;
· Традиции (эстетические традиции народа, наличие художественной школы, традиции пластических искусств).
Выразительные средства дизайна:
· Форма;
· Материал;
· Цвет;
· Фактура,
В процессе разработки предмета или целостной среды дизайнер учитывает требования эргономики (греч. «эргон» - работа, «номос» - закон, т.е. законы работы человеческого организма).
|
|
Эргономика – дисциплина, исследующая психофизиологические факторы взаимодействия человека с разнообразными орудиями в условиях, требующих определенных реакций на изменяющиеся обстоятельства.
В понятие эргономики входят:
· Инженерная психология (реакция на разнообразные раздражители);
· Закономерности зрения (восприятие цвета, движение глаза);
· Антропометрия (система измерения человеческого тела);
· Моторика (характер движения человека).
ЖИВОПИСЬ. ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Живопись – живо писать: живо – ярко, красочно. Живот – жизнь, т.е. жизнеописание в цвете.
Живопись – изображение на плоскости в цвете.
Виды живописи:
1) Станковая (станок – мольберт, этюдник) – картина.
Особенность – самостоятельный, независимый характер.
Техники: акварель, гуашь, темпера, масло, акрил.
2) Монументальная (от лат. напоминаю) – изображение на потолке, на стене в интерьере или экстерьере здания.
Особенности: связь с архитектурой;
большой размер;
значительные темы;
долговечная техника (фреска, мозаика, витраж, масло, холст; изображение на
стене – панно, на потолке - плафон).
3) Миниатюра (от minimum – красная краска типа киновари, которой рисовали заглавные буквы в рукописных книгах).
Особенности: малый размер, тонкая работа.
Первоначально миниатюра существовала как книжная (до появления печатной книги),
|
|
затем как портретная (до появления фотографии). Современная миниатюра – лаковая
(Палех, Федоскино и т.д.).
4) Театрально-декорационная, т.е. эскизы костюмов, декораций, декоративные росписи и т.д.
Сейчас театральная живопись называется сценографией, т.к. наряду с эскизами костюмов для спектакля художники-сценографы делают макеты оформления сцены.
Особенности: связь с архитектурой;
большой размер;
незначительные темы
недолговечная техника (клеевая краска, гуашь).
ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫОГО ИСКУССТВА.
Жанр – с французского «тема».
Жанр – область искусства, ограниченная определенным кругом тем.
1) Натюрморт (фр. «мертвая натура»)
2) Пейзаж (фр. «страна, местность»).
Разновидности: сельский (деревенский),
городской,
ландшафтный,
морской (марина),
индустриальный.
3) Портрет (фр «изображать, изображение черта в черту»; от лат. «извлекать наружу, обнаруживать»).
Разновидности по содержанию:
· Камерный (камера – небольшой зал, где вывешивались такие портреты), или интимный.
Идея – изображение внутреннего мира человека, поэтому форма – крупное изображение
лица в формате, т.е. подгрудное или поясное изображение человека.
· Парадный (вывешивается в парадных залах).
Идея – изображение социального статуса человека, поэтому он изображается в рост в парадной одежде и обстановке.
Разновидности: конный портрет и портрет-картина (когда портрет включает в себя элемент сюжетного действия).
· Автопортрет.
Разновидности по форме:
· голова, подгрудное изображение, поясное, полуфигурное, поколенное, в рост;
· одиночный, парный, трехфигурный, многофигурный.
Бытовой
Исторический
6) Батальный («баталия» - битва) – изображение жизни войска.
Мифологический
8) Аллегорический (гр. «иносказание»). Изображение конкретного события, явления в отвлеченной форме, или общего понятия в конкретной форме.
9) Анималистический (лат. «животное» от «анима» - душа).
10) Интерьер (фр. «внутренний»).
ГРАФИКА. ВИДЫ ГРАФИКИ.
Графика – от греческого «пишу».
Графика – изображение на плоскости, сдержанное по цвету, полученное с помощью линии, штриха и пятна.
Виды графики.
Станковая Прикладная
Рисунок Плакат Эстамп Книжная Газетно-журнальная Промышленная
Иллюстрация
Карикатура
Печать: тираж, массовость, демократизм, дешевизна
ЭСТАМП. ТЕХНИКИ ЭСТАМПА.
Эстамп – с французского «печать, оттиск».