Для успешного написания сочинения требуются навыки сопоставительного анализа, нужно учить видеть связи, переклички между произведениями, созданными разными авторами и в разное время. Поэтому очень важно анализировать литературные тексты одной тематики, чтобы актуализировать представления учащихся по поднятым в тексте проблемам, тем более, что наиболее весомыми при аргументации оказываются литературные аргументы, которые и даны учащимся для сравнительного анализа.
2. Подбор эпиграфов к произведению, отражающих проблемы, поднятые в тексте (материал может быть заранее подготовлен). Аргументация ответа.
Учащимся предлагается установить смысловое соответствие между эпиграфом и самим литературным текстом. Это способствует развитию умения выделять концепт (основную идею) литературного произведения с помощью эпиграфа.
3. Составление учащимися задания 20:
В каком предложении верно передана главная мысль, заключенная в тексте? Составить 4 предложения, одно из которых будет верно отражать идею произведения.
|
|
Какие из высказываний (не) соответствуют содержанию текста? Составить 5 высказываний, два из которых (не) отражают правильную точку зрения автора.
Проведение лингвистического (стилистического) анализа текста и выявление образов-символов, раскрывающих идею произведения.
Оформление работы целесообразно проводить в виде кластера, чтобы структурировать полученные знания у учащихся.
Распределение предложенных учащимся цитат по поднятым в тексте проблемам, аргументирование авторской позиции.
Составление сочинения-рассуждения по предложенному вступлению.
Наибольшую трудность обычно вызывает начало сочинения. Можно предложить несколько вариантов подхода к раскрытию замысла сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, дать варианты вступлений, чтобы ученику можно было выбрать наиболее приемлемый для него.
Таким образом, проводя анализ текста в комплексе, ученик постепенно начинает чувствовать слово, думать над словом, искать его истинный смысл, выражать себя в слове. Так при анализе ученики овладевают главным – искусством быть читателем. Опыт показывает: такая комплексная работа с текстом существенно повышает эффективность подготовки учеников к итоговой аттестации.