Соколовская Рита Аркадьевна

Интерактивные средства обучения на уроках физики

Учитель физики

Коммунального государственного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №13 акимата города Сарани, государственного учреждения «Отдел образования, физической культуры и спорта города Сарани»

Соколовская Рита Аркадьевна

Статья имеет целью познакомить преподавателей физики с возможностями, которые предоставляют информационные технологии в организации учебной и внеклассной деятельности. В статье дан обзор образовательных дисков и Интернет-ресурсов по физике, предложены методические рекомендации по использованию некоторых, наиболее удачных с точки зрения автора ресурсов, разработаны бланки для проведения некоторых виртуальных лабораторных и практических работ, задания для учащихся к компьютерным моделям, а также автор предлагает лабораторные работы и демонстрационные опыты по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» для 8 класса с применением регистратора данных Xplorer GLX (датчик температуры) и краткое их описание

Преподавание физики, представляет благоприятную среду для применения современных педагогических технологий, в первую очередь, информационных технологий. Сейчас компьютер превратился в эффективное средство для организации и проведения уроков.

Компьютер дает возможность продемонстрировать те явления природы, которые мы увидеть не можем, например явления микромира или быстро протекающие процессы.

    С помощью компьютера учитель может подготовить контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы, наглядные пособия, опорные листы, разноуровневые задания.

Презентация позволяет сделать процесс обучения более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их усвоению, а также позволяет эффективно использовать время на уроке.

В нашем кабинете физики создана хорошая материально-техническая база. В кабинете установлены компьютер, мультимедийный проектор и интерактивная доска, имеется выход в Интернет, как и во многих других школах Казахстана введено новое оборудование Xplorer GLX Тренажер, который используется на уроках физики.  Всё это привело меня к активному внедрению ИКТ в процесс обучения.

Я хочу поделиться опытом применения современных образовательных технологий на своих уроках физики.

1. Использование компьютерных презентаций на уроках физики

Как правило, электронная презентация моего урока представлена на всех его этапах. Но сразу хотелось бы отметить, что подготовка к мультимедийному уроку занимает много времени: поиск или создание мультимедийных объектов, обработка текста, видео, графики. Но в сети Интернет есть очень много готовых презентаций, их можно взять за основу и просто адаптировать к своему уроку, чем то дополнить, что-то изменить.

Основными формами моей деятельности при создании электронной презентации является:

· при объяснении нового материала – подбор текстового и

графического материала по теме урока, создание учебно-дидактической презентации, наглядного раздаточного материала, мультимедийных пособий.

· при осуществлении контроля и проверки знаний – разработка

опорных конспектов, тестовых заданий.

· при повторении, обобщении – включены схемы, диаграммы,

таблицы, используемые ранее фрагменты презентаций, видеофрагменты и анимация применения изученных явлений или объектов в быту или природе. К уроку обобщения знаний предлагаю учащимся подготовить небольшой отчёт о домашнем эксперименте или защиту проекта по пройденной теме.

На своем опыте я убедилась, что обычные презентации, без активной деятельности учащихся не имеют большой результативности для повышения качества обучения. На таких уроках учащиеся, уже привыкшие к новым технологиям, воспринимают показ слайдов, как отдых на уроке. Интерес ребят к уроку падает, результативность может стать минимальной. Тут на помощь приходят презентации с элементами интерактивности.
Главной отличительной чертой интерактивных презентаций является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у детей способность самостоятельного решения проблемы.
Работа с интерактивной презентацией открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.
Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Вывод: Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

Использование презентаций на уроках способствует лучшему усвоению нового учебного материала, повышается активность учеников на уроке. Учащиеся имеют возможность не только услышать формулировку нового понятия, но и прочитать её на экране, то есть мы задействуем для восприятия нового не только слух, но и зрение ребёнка.

Наличие компьютера позволяет разнообразить урок, продемонстрировать те явления и процессы, которые представить учащимся сложно, компьютерные презентации могут заменить недостающие опыты для правильного восприятия учениками темы. Компьютер позволяет не только моделировать явления, но и изменять условия протекания процессов, что позволяет детально понять и изучить явления. Также появляется возможность привлечения обучающихся к созданию проектов, презентаций, творческих работ.

 Также одним из способов активизации познавательной деятельности считаю создание презентаций обучающимися по проблемным темам, подготовку рефератов с использованием дополнительной литературы и ресурсов интернета. При подготовке презентаций учащиеся подбирают дополнительный материал, систематизируют его, выбирают форму для лучшего представления на ПК, защищают свои работы перед одноклассниками. Работы могут быть не только индивидуальные, но и групповые. В результате работы над темой у учащихся растёт интерес к предмету, ребята учатся работать в группах, с дополнительной литературой, развиваются ораторские способности.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: