Используемый датчик: один датчик температуры | Краткое описание лабораторной работы |
Тема «Изменение агрегатных состояний вещества» | |
«Измерение температуры» | Измерения проводится с помощью жидкостного термометра и с помощью датчика температуры В ходе работы учащиеся могут сравнить графики изменения температуры различных тел, а также познакомиться со шкалой Фаренгейта. |
«Теплообмен» | В ходе работы учащиеся могут исследовать скорость изменения температуры и сравнить предполагаемый характер изменения с результатами своего опыта и исследовать явление теплообмена для тел большой и малой массы. |
«Количество теплоты». | В ходе работы учащиеся могут исследовать зависимость полученного или отданного количества теплоты от массы тела, условий и времени нагревания или охлаждения, а также сравнить графики зависимости температуры от времени |
«Плавление и отвердевание». | В ходе работы учащиеся могут исследовать процесс нагревания и плавления кристаллов, а также пронаблюдать такие явления как возгонка и диффузия. Во второй части работы исследуется процесс кристаллизации. Результаты экспериментов анализируются с помощью графиков. |
«Испарение». | В ходе работы учащиеся могут исследовать процесс испарения жидкостей и выяснить, от чего зависит скорость испарения. |
«Теплопередача». | В ходе работы учащиеся могут исследовать несколько видов теплопередачи: теплопроводность, конвекцию и излучение, а также сравнить полученные результаты с помощью графиков. |
«Теплообмен». | В ходе работы учащиеся могут исследовать явление теплообмена, используя датчик температуры в автоматическом и «ручном» режиме управления работой датчика. |
Демонстрационные опыты с применением регистратора данных Xplorer GLX и краткое их описание.
|
|
1) Удельная теплоемкость твердого тела (используется температурный датчик: сначала измеряем температуру холодной воды, затем температуру нагретого тела и температуру равновесного состояния после опускания твердого тела в холодную воду).
2) Построение графиков нагревания (охлажднения) воды и сравнение их с графиками Xplorer GLX
3) Графики плавления и кристаллизации. Нахождение температуры плавления (кристаллизации). Наблюдение за плавлением и кристаллизацией вещества (используется температурный датчик. При непрерывном измерении температуры можно сразу получить графики плавления и отвердевания кристаллических тел).
4) Исследование условий кипения воды(используется датчик температуры и исследуется условия кипения воды).
Описание опыта
1. В начале в две круглодонные колбы наливаем кипяток. В одной колбе вода будет кипеть при атмосферном давлении, в другой - при давлении, меньше чем атмосферное.
|
|
2. Одну из колб закрываем пробкой и убираем в сторону. Вторую колбу помещаем над пламенем спиртовки, предварительно опустив датчик температуры, запускаем регистрацию и мы следим за нагреванием воды. Через некоторое время увидим результат, что вода кипит при 100 С.
3. Чтобы вода закипела под давлением меньшим, чем атмосферное закрытую пробкой колбу присоединяем к насосу и откачиваем воздух над поверхностью воды. В некоторый момент времени вода закипает.
4. Откачку прекращаем и с помощью датчика температуры регистрируем температуру воды в колбе. Она оказывается значительно ниже 100 С.
5. Делаем вывод о том, что температура кипения воды зависит от давления воздуха над ней.
Литература:
1. Лабораторное пособие по физике с Xplorer GLX. – Соединенные Штаты
Америки. – 2006.43
2.ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ XPLORER GLX (РЕГИСТРАТОР ДАННЫХ) В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАЗАХСТАНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
А. У. Усембаева Центр информатизации и оценки качества образования Управления образования акимата Костанайской области, г. Костанай, Казахстан
3. А.Ф. Кавтерев «Особенности использования компьютерных моделей при работе с сильными и слабоуспевающими учащимися»
4. Л.И. Губернаторова, К.А. Потехин «Новые информационные технологии в процессе преподавания физики»
5.Н.Н. Гомулина «Методика проведения компьютерной лабораторной работы»
6. А.Ф. Кавтарев «Виды заданий к компьютерным моделям»
7. «Методика работы с лабораториями Института новых технологий»
8. С.Д. Абдурахманов «Исследовательские работы по физике в 7-8 классах» (из опыта работы) М., Просвещение 1990 г.