Примерный билет по элементарной теории музыки

1. Написать мелодическую гамму g moll вверх и вниз.

2. Написать хроматическую гамму E dur вверх и вниз.

3. В гармоническом h moll писать и разрешить все уменьшенные интервалы.

4. От звука ля построить вниз ув4. определить тональности, в которых он встречается.

5. В тональности d moll (гармонический) построить и разрешить Ум53 на VII ступени и V2.

6. От звука fis moll построить мVII7 и V43.

Определить тональности и разрешить их.

7. Сделать правильную группировку:

 

ВОПРОСЫ ПО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ТЕОРИИ МУЗЫКИ

1.Строение dur гаммы, moll гаммы.

2.Устойчивые ступени, неустойчивые ступени, главные ступени, побочные ступени, вводные ступени.

3. Мажор, минор.

4. Аккорд.

5. Тон, полутон.

6. скрипичный ключ, басовый ключ.

7. Ключевые знаки, встречные знаки.

8. Знаки альтерации.

9. Затакт.

10.Размер.

11.Ритм, метр.

12.Транспонирование.

13.Такт, тактовая черта.

14.Сильная доля, слабая доля.

15.Опевание.

16.Разрешение.

17.Тетрахорд.

18.Тривида минора.

19.Три вида мажора.

20.Пентатоника.

21.Стабильные монодические лады.

22. Параллельно-переменный лад.

23.Лад.

24.Параллельные, одноименные, однотерцовые, энгармонические тональности.

25.Интервал.

26.Обращение.

27.Трезвучия с обращениями.

28.Главные трезвучия, побочные трезвучия.

29.Какие ступени входят в I53, IV53, V53.

30.Секвенция.

31.На какой ступени лада строится: I53, I6, I64, IV53, IV6, IV64, V53, V6, V64.

32.Интервальное строение: Б53, М53, Ум53, Ув53, Б6, Б64, М6, М64.

33.Септаккорды в ладу.

34.Септаккорды вне лада.

35.Канон.

36.V7= МБ7: строение (ступеневое, интервальное), разрешение.

37.V65.

38.V43.

39.V2.

40.мVII7 = МУм7.

41.умVII7 = Ум7.

42.II7 = ММ7.

43.Тритоны.

44.Характерные интервалы.

45.Обращение интервала.

46.Гармонический интервал, мелодический интервал.

47.Количественная величина интервала, качественная величина интервала.

48.Количество тонов в любом интервале.

49.Отклонение, модуляция.

50.Синкопа.

51.Основные длительности.

52.Энгармонизм.

53.Квинтовый круг тональностей.

54.Порядок появления # и b.

55.Виды размеров.

56.Особое деление длительностей.

57.Продирижировать в размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8, 6/4.

58.Группировка.

59.Пауза.

60.Буквенные обозначения.

61.Хроматизм, альтерация.

62.Консонанс, диссонанс.

63.Внутрифункциональное разрешение вводных септаккордов.

64. Внутрифункциональное разрешение II7.

65.Виды гармонических оборотов.

66.Период, предложение, фраза, мотив.

67.Фактура.

68.Каденции.

69.Хроматическая гамма.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

Учебный предмет «Элементарная теория музыки» в образовательной программе «Теория и история музыки» является основополагающим и сосредотачивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, анализа музыкальных произведений, тесно связан с предметами из области музыкального исполнительства. Он обобщает и систематизирует полученные знания на предметах «сольфеджио», «слушание музыки», «музыкальная литература». Качественное усвоение учебного материала помогает в успешном обучении по другим предметам предметных областей.

Для выработки у обучающихся навыков по обобщению, углублению, закреплению и систематизации полученных теоретических знаний по темам учебного предмета проводятся контрольные работы в письменной и устной форме. В ходе учебного процесса желательно вводить формы заданий, которые активизируют внимание, творческое мышление, поиск нетрадиционных путей решения поставленных задач. Такими формами могут быть конкурсы и олимпиады по теории музыки, а также игровые формы заданий.

Сочетание теоретической и практической части чрезвычайно важно для глубокого и прочного усвоения программы. Комплексный подход развивает необходимые представления, навыки и слуховой анализ. Восприятие и понимание музыкальных произведений во многом зависит от глубины и стабильности полученных знаний, навыков и умений.

Практические задания предполагают выполнение письменных заданий на построение гамм, интервалов, аккордов, транспозицию, группировку, анализ музыкальных произведений (фрагментов), игра на фортепиано цифровок, гамм, интервалов, аккордов, творческие задания.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся является одним из видов учебных занятий, которая ставит целью обеспечить успешное усвоение материала и овладение всеми необходимыми навыками. Основными видами самостоятельной работы по учебному предмету «Элементарная теория музыки» являются практические задания для работы в классе. Самостоятельная работа — процесс, направляемый и контролируемый преподавателем. Педагог должен следить за доступностью, объемом и формой заданий, равномерным распределением затрачиваемого на их выполнение времени в течение недели, а также обеспечить четкий и постоянный контроль за их выполнением.

 

VI. Список рекомендуемой литературы

Список рекомендуемой учебной литературы

1. Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М., Музыка, 1986

2. Красинская Л., Уткин В., Элементарная теория музыки. 4-е изд., доп. - М., Музыка, 1991

3. Способин И.В. Элементарная теория музыки: учебник. 6-е изд. М., Музыка, 1973

4. Хвостенко В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки: учеб. пособие. М., Музыка, 2001                    

5. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки: учебник. 8-е изд. - М., Музыка, 1983

6. Теория музыки: учебник для муз. училищ и старших классов спец. муз. школ /Н.Ю.Афонина, Т.С.Бершадская, Л.М.Масленкова, Б.А.Незванов, А.Л.Островский, Е.В.Титова, Г.Р.Фрейдлинг; под общей ред. Т.С.Бершадской. - Спб., Композитор, 2003

7. Дадиомов А. Начальная теория музыки, Москва, издательство В.Катанского, 2003.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: