Космологический и астральный символизм


Указания на космологическую идеологию прослеживаются во всех вышеупомянутых принципах создания лабиринтов, в римских мозаичных лабиринтах, а также в реальной ориентации, присущей практически всем средневековым лабиринтам в церквах68 и в большинстве лабиринтов в рукописях 69. И если эти лабиринты шартрского типа, состоящие из одиннадцати окружностей — которые иллюстрируют мир земного греха 70, интерпретируемые в Средние века как «laborintus»71, — определяют свое местоположение по космическим пространственно-временным координатам и, следовательно, непосредственно с ними связаны, значит, в этом должен содержаться некий конкретный взгляд на мир. И соответственно такие лабиринты не представляют собой исключительно оценочное суждение, как это характерно для более поздних «лабиринтов мира»72.

Существуют определенные сомнения относительно того, в какой степени мы вправе сопоставлять движение небесных тел с поворотами лабиринта 73. Танец лабиринта на Крите во время жертвоприношения 74 в более ранние периоды рассматривался как «танец звезд»75, и поэтому велик соблазн установить связь (зависимость) между количеством жертв, значимость которого подчеркивалась тем, что это число удваивалось (семь юношей и семь девушек), семью окружностями классического критского лабиринта и семью планетами, известными во времена античности, — это Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, а также два «светила великих», то есть Солнце и Луна 76. Все, однако, далеко не так просто. Разумеется, нельзя говорить о том, что в танце предполагалось выразить точное соответствие движению планет, поскольку танцоры выстраивались в единую линию, образуя цепь, а не семь «орбит». С другой стороны, существуют определенные указания на то, что повороты в танце отображали движение небесных тел в более общем смысле. Воспроизводить движение небесных тел в танце следовало, возможно, с той целью, чтобы при помощи доброго волшебства поддерживать гармонию земного и небесного 77. Весьма ясная интерпретация «гераноса»* (журавлиный танец в лабиринте, исполнявшийся на Крите и Делосе), выполненная в строго пифагорейском ключе, предлагается в трактате по метрике (I, 16), приписываемом грамматику и философу Марию Викторину, римскому ритору, жившему в IV веке н. э. В этом отрывке, посвященном истории поэзии, рассказывается о «строфе, антистрофе и эподе», а заканчивается он этиологическим изложением сведений о предполагаемом создателе данных поэтических форм 78. Победив Минотавра, Тесей, как предполагается, прошел в обратном направлении по всем изгибам и поворотам лабиринта. Этот путь он проделал вместе со спасенными им жертвами, они пели и танцевали, сначала направо (строфа), потом — налево (антистрофа). Неизвестный автор упоминает также еще одну традицию, связывающую танец с пифагорейским учением о гармонии сфер путем включения некоего третьего элемента — песни, которая исполнялась стоя по окончании всех других частей:

«Была еще одна традиция, когда люди своей священной песней подражали пути и гармонической песне земли. Потому что в этой песне, как записали в своих трудах ученые-философы, пять так называемых блуждающих звезд вместе с солнцем и луной и их орбитами воспроизводят чрезвычайно мелодичные звуки. Таким образом, хор [Тесея] пел свою песню так, что она становилась подражанием пути и гармоничной песне мира, — сначала они делали три шага направо подобно небесам, когда они поворачивают направо с востока на запад; потом танец продолжался в левую сторону, подобно тому как солнце, луна и другие блуждающие звезды — по-гречески, „планеты" — спешат налево с запада на восток. В-третьих, они пели свою песню стоя, поскольку земля, окруженная небесами, недвижно пребывает в центре космоса»79.

Сначала упоминается извилистая дорожка 80 лабиринта, затем исполняются три части греческой хоровой песни, сопровождаемой танцем. Все это открывает удивительные перспективы, и Фернан Робер совершенно прав, делая соответствующее упоминание в своей работе «О происхождении слова „трагедия"» («Sur l'origine du mot Tragedie»)81. Робер цитирует также еще один пример этой «широко распространенной, живой традиции»: «Следует принять во внимание, что танцующие двигались в правую сторону, когда пели строфу; в левую — во время пения антистрофы. Эпод, однако, они исполняли, стоя на одном месте. А это показывает, как уже упоминалось, что строфа есть движение (неподвижных) небес от восхода к царству заката (с востока на запад), антистрофа — это движение планет, поскольку они движутся с запада на восток, и, наконец, эпод — это неподвижная земля»82. Такое толкование подтверждается и еще одним фактом, а именно тем, что геранос, журавлиный танец лабиринта, исполнялся на Делосе в ночное время при свете факелов 83, что давало возможность зрителям увидеть в дорожке огней образ движущихся небесных тел.

На ил. 17 предпринята попытка соотнести эту, несомненно широко распространенную, традицию 84 с классической схемой лабиринта 85. Результат представляется неудовлетворительным. «Эксцентричность (смещение) центра» на рисунке не дает представления о Земле как о теле, занимающем центральную позицию, а одновременное движение планет не соответствует движению человека, проделывающего свой путь по изгибам лабиринта и поворотам в совершенно ином порядке. Равным образом смущает и то, что в тексте говорится только об извилистой дорожке лабиринта, а другие особенности его формы никак не рассматриваются. Это подводит нас к выводу, что в цитируе-
--------------------
* Журавль (греч.) (примеч. перев.).
26

мых текстах имеется в виду более позднее, аллегорическое, практическое значение конкретного лабиринта, но не первоначальная концепция, идея, которая могла бы объяснить само создание лабиринта 86. Существуют и другие факты, это подтверждающие. Во-первых, установить количество планет, равное пяти (или семи), стало возможным только после того, как было открыто, что утренняя и вечерняя звезда на самом деле одна и та же планета — Меркурий. В Греции нет никаких свидетельств того, что такое открытие было сделано раньше VI века н. э.87 Кроме того, идея о гармонии сфер возникла в 400 году до н. э., после того как было открыто, что Земля круглая, и «было создано пространство для концентрических, круглых планетных орбит»88. До этого открытия планеты вполне соответствовали своему названию («блуждающие звезды»). И поскольку тогда еще было неизвестно, что их движение подчиняется законам природы, между планетами и дорожкой лабиринта (который, как уже доказано, возник значительно раньше) могла бы усматриваться лишь самая общая метафорическая связь — если вообще эта связь имела место 89. Если постараться привести вещи к общему знаменателю, то получится, что движение по лабиринту соответ-
27

ствует движению небесных тел лишь в самом обобщенном плане. Эта мысль, вероятно, очень стара, она получила широкое распространение, и потому затруднительно выявить точное историческое время ее происхождения 90. Пифагорейская идея о гармонии сфер была, вероятно, весьма существенной в то время, к которому относятся лабиринты, изображенные в средневековых рукописях 91. Они подробно описаны Вернером Башелет-Массини 92.

Фридрих Крейцер и Франц Мон 93, а также, среди прочих, Джеймс Фрэзер94 упоминают о танце солнца — танце лабиринта, в котором воспроизводится движение светила в течение года. И тогда как Фрэзер не предлагает никаких причин, объясняющих, почему (очевидные) движения солнца связываются с дорожкой лабиринта, Крейцер упоминает об одном анахронистическом эллинском мотиве, связанном с лабиринтом-путаницей: «Когда Тесей осмеливается войти в лабиринт на Крите, он попадает в царство мертвых, он находится в пещере под землей. Блуждания по его запутанным дорожкам и изгибам — это слепок самой жизни и окружающего мира, это путь, который солнце многократно проходит по всем частям небосвода».

Впервые попытка проследить взаимосвязь между движением солнца и дорожкой в лабиринте была предпринята Германом Виртом. Лабиринт он рассматривал в качестве метафорического изображения пути, который солнце проходит в течение дня и в течение года 95. Ни то ни другое мнение не представляется убедительным. Во-первых, нет никакой причины изображать лабиринт вертикально, как диск, — это противоречит самой природе лабиринта. Вирт делит схему лабиринта на две части, произвольным образом вводя горизонтальную линию. На самом деле он имеет дело не с лабиринтом, а исключительно с его верхним полукругом. Трактуя этот полукруг как ежемесячные передвижения солнца, Вирт упускает из виду тот факт, что дорожка в лабиринте не ведет последовательными кругами к центру, а скорее ее можно разделить на фазы или группы центробежно распространяющихся окружностей 96. Равно неубедительными представляются и размышления Раймонда Кристингера 97. Он утверждает, что, применяя магические цифровые квадраты, в изгибах и поворотах лабиринта он обнаружил схему движения Венеры 98. Возможно, в этом есть доля правды. Во всяком случае имеются несколько существенных фактов, которые хотя и не указывают непосредственно на солнечный первоисточник лабиринта, тем не менее явно дают понять, что относящиеся к солнцу идеи ассоциировались с лабиринтом в Кноссе с VI по IV век до н. э. На оборотной стороне самых ранних кносских монет изображена либо свастика, либо свастикообразный меандр, а впоследствии на их месте появляется лабиринт. В этом просматривается аллюзия на вращающееся солнечное колесо, представленное в виде головы быка 99, и на Минотавра, полубыка-получеловека, обитающего в лабиринте 100, которого всегда изображали в так называемой позе преклоненного колена 101, что в самом общем виде соответствует схеме свастики. Звезды на монетах также делают возможным определенное астральное толкование 102.
28

Параллели, существующие между свастикообразным меандром и схемой лабиринта 103, являются одним из доказательств той идеи, что критский лабиринт находился в Кноссе. И на свастике, и в лабиринте имеется аналогичный центральный элемент (крест), кроме того, оба изображения встречаются на обратной стороне монет. И лишь влиянием прямоугольного свастикообразного меандра можно убедительно объяснить тот необычный факт, что большинство лабиринтов, встречающихся на ранних кносских монетах, своей прямоугольной формой напоминают свастику 104. И в этой связи Артур Кук может оказаться прав, когда он рассматривает свастику как символ лабиринта 105. В то же время взгляды Яна де Вриса на лабиринт как на соединение «двух символов солнца, спиралей и свастик» представляются неубедительными 106. Спираль не следует путать с лабиринтом, как нельзя значительно более поздние ассоциации с солнцем представлять в качестве объяснения самой схемы лабиринта.

В заключение приведенного обзора мне бы хотелось добавить еще одно замечание: результаты всех этих попыток выявить соответствия представляются мне в высшей степени неудовлетворительными, поскольку я по-прежнему убежден — как и был убежден с самого начала — в том (а доказать это весьма трудно), что между схемой лабиринта и движением небесных тел существует некая внутренняя связь. Подобного рода интуитивная уверенность пока не поддается проверке по той причине, что на сегодняшний день в нашем распоряжении нет необходимых инструментов анализа. Либо же дело заключается в самой внутренней природе этого живого символа, которому свойственно избегать явных и однозначных выводов и утверждений. И все же я сохраняю надежду, что последующие исследования прольют свет на существующие взаимосвязи 107.









ДОПОЛНЕНИЕ

 

ил. А


Хотя меандр сам по себе и не является разновидностью лабиринта, Дж. Савард демонстрирует возможность превращения двойного меандра в круглый семикольцевой лабиринт (ил. А). Некоторые римские мозаичные лабиринты состоят из четырех секторов, представляющих собой четыре меандра, которые расположены вокруг одного центра и очерчены общим периметром. В этом случае меандр подходит под определение лабиринта. Германн Керн предположил существование связи между семикольцевым критским лабиринтом и движением небесных тел. Проверяя эту гипотезу, Сиг Лоунгрин108 сопоставляет рисунок лабиринта с орбитой Меркурия, видимой с Земли. Меркурий ближе к Солнцу, чем Земля, следовательно, его орбита меньше. Год на этой планете составляет 116 дней. Орбита Меркурия, если смотреть на нее с Земли, подобно линиям лабиринта часто меняет направление и, как показано на ил. В, в точности повторяет «нить Ариадны». Магические квадраты веками очаровывали математиков и философов. Квадрат делится на клетки, в каждой из которых стоит определенное число. Сумма чисел каждой строки, столбца и двух больших диагоналей магического квадрата всегда одна и та же. Магические квадраты часто ассоциировались с небесными телами; в таком случае они состоят из нечетного количества клеток и демонстрируют удивительное свойство: конфигурация нечетных чисел образует семенной узор (см. ил. 6), из которого можно вывести семикольцевой лабиринт критского типа (ил. С)109.


А. Двойной меандр
Двойной меандр может трансформироваться в круглый семикольцевой лабиринт: надо растянуть фрагмент, состоящий из семи внутренних делений, повернув его вокруг точки, которая станет центром лабиринта. Границы меандра соединятся и образуют единственный радиус лабиринта, пересекающий его окружности. Иллюстрация: Джефф Савард.
29

 

 

 

 





Примечания


1 При чтении рассуждений Мэтьюза об «однонаправленных» и «разнонаправленных» лабиринтах в его фундаментальном труде «Путаницы и лабиринты» (Matthews, 1922. P. 184ff) из обманчиво складного, однако же несколько затемненного изложения становится очевидно, что автор в корне неверно трактует базовые различия между лабиринтом и лабиринтом-путаницей. Он не просто упускает из виду отличия технического и исторического плана, самое главное, он не замечает того факта, что в лабиринте и лабиринте-путанице человек оказывается в совершенно разных условиях: в лабиринте перед ним открывается одна-единственная дорожка, непременно ведущая к центру. В собственно лабиринте перед человеком не встает вопрос об ориентации в пространстве, поэтому человек может полностью сосредоточиться на самом процессе прохождения лабиринта. В лабиринте-путанице, наоборот, путь к центру зависит прежде всего от сознательного выбора, который человеку приходится делать на каждом перекрестке, для чего требуется уделять особое внимание тому, что видишь вокруг. В лабиринте-путанице идущий достигает центра лишь в том случае, если он полностью берет на себя инициативу выбора пути, постоянно прилагая усилия к тому, чтобы определить свое местонахождение, уточнить правильность выбранного направления, которое должно привести к цели. В лабиринте успешное завершение пути является естественным следствием самого построения дорожки. Существует заранее предопределенный план, который сам же и направляет идущего к центру. Прохождение по лабиринту и лабиринту-путанице — занятия принципиально различные, предлагающие человеку два разных типа опыта.
2 Более подробно сходства и различия между подобными построениями представлены в гл. XI наст. изд.
3 О том, как трансформировать меандр в лабиринт, см. приложение к данной главе, с. 29.
4 См., к примеру, лабиринт в Шар-тре, ил. 259—261.
5 Колебания маятника становятся значительно короче, они постепенно затухают, тем самым подготавливая человека к полной тишине и внутреннему сосредоточению, царящему в центре. Для обратного пути, выхода наружу, наоборот, характерно усиление, увеличение амплитуды колебаний маятника.
6 См.: Fink; Granet.S. 131,147ff.
7 О том, как лабиринт подвергается христианской интерпретации, более подробно говорится на с. 119— 123 наст. изд.
8 См. работы: Mayer, 1892. S. 191; Kretschmer, 1896. S. 404; Kretschmer,1940; Kretschmer, 1951; Spiegelberg; Vollgraff; Boisacq; Guntert; Pugliese Carratelli; Picard, 1939; Brandenstein, 1950-1952; Palmer; Deroy; Gallavotti; Cagiano de Aze-vedo. P. 39—47; Gallini; Budimir; Frisk. Bd. II. S. 67. Bd. III. S. 143; Chantraine. Vol. III. Cols. 610-611.
9 См. с 37—39 наст. изд.
10 Для более подробного описания происхождения слова «лабиринт» см.: Doob, 1990. Р. 95-100.
11 Gn 702; трактовка не представляется неоспоримой; см.: Palmer. P. 40; Ventris, Chadwick. No. 205. P. 310; Gerard-Rousseau. P. 56—58.
12 См.: Kerenyi, 1978. S. 266-270.
13 См. с 62 наст. изд.
14 См. с. 56 наст. изд.
15 См. с. 64—66 наст. изд.
16 См.: Schachermeyr, 1967.
17 См. с. 40—46 наст, изд.; Kerenyi, 1966. S.283ff.
18 См. с. 46 наст. изд.
19 См. с. 83—84 наст. изд.
20 С удовольствием пользуюсь возможностью исправить ошибку, допущенную в первом немецком издании. Как мне сообщил в письме от 28 августа 1983 г. Ганс-Гюнтер Бонат (Aiming), Платон в своем метафорическом выражении имеет в виду собственно лабиринт, а не лабиринт-путаницу, как это предполагалось в первом издании. Платон рассуждает о том, как Сократ и его спутник попали в лабиринт, а не о том, что они заблудились, уже будучи в лабиринте (т. е. в лабиринте-путанице). Как явствует из аргументации Боната, они «по ошибке ступили через порог, поскольку поддались ложному порядку рассуждений. Они пошли по ложному следу, который и привел их в лабиринт. Сам же лабиринт, в котором нет элементов головоломки, путаницы, не предполагает возможности сделать неверный шаг, тем не менее сбившиеся с пути мыслители, едва достигнув центрального поворота, осознали, что подошли они не к конечной цели, к какой стремились (т. е. интеллектуальному заключению), а всего лишь к одному из тупиков. Они выбрали неверную дорогу. И дело не в том, что лабиринт на самом деле оказался лабиринтом-путаницей, просто они выбрали неверный „вход". Им надо было просто повернуться в другую сторону — что они и сделали, — и легко, без всякой нити Ариадны (поскольку им не надо было определять свое местонахождение, равно как и по пути к центру) они нашли выход, который являлся также и входом».
21 Каллимах. С. 156-163.
22 Jacoby Felix. Bd. I. Nr. 148. S. 98. Ариадна передала Тесею моток шерсти, который она получила от Дедала, и наказала ему привязать нитку у входа (в лабиринт), постепенно разматывать клубок, по мере того как Тесей будет идти вперед, и той же дорогой, следуя нити, возвращаться обратно. Таким образом, лабиринт здесь понимается как сооружение, дорожка которого не является однонаправленной. См. также: Jacoby Felix. S. 426.
23 Для более полной информации о данном диспуте, о его исторических и философских корнях см.: Schneider AlbrechtS. llff.
24 См. также гл. XVII наст. изд.
25 См. также раздел «Толкования» наст. гл.
26 См. с. 152 наст. изд.
27 В последнее время датировка многих ранних лабиринтов подверглась пересмотру. Большинство из них, лишь за некоторым исключением, являются более поздними сооружениями, нежели предполагал Г. Керн. См. приложение к гл. IV, с. 79, где приводятся современные представления по данному вопросу (примеч. Дж. Саварда).
28 Чрезвычайно самоуверенное заявление К. Н. Дидса о «египетском происхождении лабиринта», относящемся к 3000 г. до н. э. (Deedes. P. 1, 7), является настолько же необоснованным, как и размышления о «вавилонском происхождении лабиринта» (см. примеч. 42). Материал (включая и неверную трактовку), позаимствованный Дидсом у А. Эванса (Evans A. 1921-1935. Vol. I. Figs. 257-258. P. 122, 358-359; здесь ил. 7), имеет столь же малое отношение к настоящему лабиринту, как и изображение внутренностей, обнаруженное в Вавилоне (ил. 2), или же каменная табличка из Франкавиллы (ил. 8).
29 Петроглифы бронзового века обычно связывают с каменоломнями. См. с. 69 наст. изд. Тем не менее представляется маловероятным, что лабиринты в Англии и Ирландии относились к бронзовому веку (примеч. Дж. Саварда).
30 Более подробно об индийских лабиринтах см. с. 355—367 наст. изд.
31 См. раздел «Толкования», с. 19—29 данной гл.
32 Более подробный анализ данной строки см. на с. 41 —42 наст. изд.
33 Вергилий. Энеида. V, 545—603, см. с. 83—84 наст. изд. Описание Плутарха см. на с. 35—37 наст. изд.
34 Ил. 557-575.
35 См. с. 174—175 наст. изд.
36 Ил. 29-30.
37 Древний танец лабиринта всегда исполнялся группой танцующих, которые выстраивались цепочкой. Более подробные сведения об этом, а также об аспекте посвящения, характерном для легенды о Тесее, можно найти на с. 42—46 наст. изд.
31

38 Человек, идущий по лабиринту, не может совершить такое открытие, если он двигается к центру напрямую, по «идеальному» пути. Следуя к центру по извилистой, петляющей дорожке, которая огибает центр несколько раз, человек тем самым получает возможность ознакомиться с этим центром со всех сторон. Более того, идущий способен проникнуть в центр лишь после того, как обойдет все внутреннее пространство лабиринта, что следует понимать не только в количественном смысле (т. е. для достижения цели требуется приложить максимум усилий), но и как символ того, что человек способен открыть самого себя, лишь вложив в эти усилия всю свою энергию, осознав лабиринт во всей его целостности. Лабиринт, соответственно, являет собой символическое изображение процесса поиска себя, становления индивидуальности, а также сосредоточения всех основополагающих аспектов человеческого существования. Лабиринт является символом взросления, созревания, в процессе которого человек, существовавший ранее в одном измерении, развивается, превращаясь в цельную, многогранную личность, сумевшую отыскать свой смыслообразующий центр. Разумеется, нет никаких доказательств того, что те, кто изобрел или, лучше сказать, впервые обнаружил существование лабиринта как особой структуры, рассматривали его с подобной точки зрения. Нам тем не менее доподлинно известно, что в лабиринтах нашли свое воплощение удивительно глубокие и мудрые воззрения, выраженные, возможно, на бессознательном уровне, что делает такую трактовку лабиринта вполне вероятной и допустимой. Более подробно вопрос о «целостности» с культурно-исторической точки зрения рассматривается на с. 379 наст. изд. Примеры такого рода приводятся также в гл. XI «Символика центральной части», на с. 229—231 наст. изд.
39 Более подробно об обряде перехода см.: Gennep.
40 См.: Eliade. Das Mysterium der Wiedergeburt. S. 10.
41 См.: Cuillandre; Knuchel; Lurker.
42 Рассуждения Э. Вайднера, Э. Хом-меля и Ф. Бёля относительно «вавилонского происхождения лабиринта» представляются несостоятельными, поскольку изображения внутренностей, которые они приводят в качестве доказательства, являются на самом деле двойными спиралями, а не лабиринтами.Глиняная табличка, известная также под названием «дворец внутренностей», представляет собой выдающееся свидетельство, где приведены сопутствующие записи, определяющие расположение разветвлений кишечника, по которому предсказывали будущее во время совершения обряда жертвоприношения животного (более подробно о гадании на внутренних органах см.: Jeremias. S. 259—262). Поскольку в изгибах внутренних органов не прослеживаются характеристики, типичные для лабиринта (изолированность расположения, наличие центра, извилистая дорожка, обязательный поворот в обратную сторону), то представляется неоправданным обращаться к вавилонскому гаданию на требухе — что само по себе является символическим отображением макрокосма мира и города, — чтобы интерпретировать значение лабиринта, как это делают Ф. Бёль (ВбЫ. Р. 22—23) и Г. Биркхан (Birkhan, 1976. S. 428). В данном контексте следует упомянуть взаимосвязь между внутренностями и представлениями о рождении, выдвигаемые 3. Фрейдом: «К примеру, история Лабиринта является отображением анального рождения, когда родовыми путями служат кишки, а пуповина — это нить Ариадны» (Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., 1995. С. 441). Фрейд доказал, что существуют ранние стадии становления сексуальных взглядов, для которых, вследствие незнания реального положения вещей, характерна ассоциация рождения с дефекацией, — при этом нет никаких оснований предполагать, что подобные представления присущи исключительно детям западной цивилизации XX в.
43 Лабиринт критского типа из семи окружностей ассоциировался с родовым каналом; согласно средневековым представлениям, оказавшим влияние на Леонардо да Винчи, матка состояла из семи отдельных камер. Именно так он изображал матку на своих анатомических рисунках (см. ил. 9).
44 Поскольку для данных культур характерны представления о родовом канале, которые не соответствуют реально существующему положению вещей (канал прямой и короткий), кажется маловероятным, что попытки вспомнить впечатления собственного рождения могут привести нас к «первоначальному опыту знакомства с лабиринтом». Г. X. Грабер (Берн) и Ф. Крузе (Висбаден) из «Международной группы исследователей пренатальной психологии» не могли в своих публикациях и письмах ясно доказать содержание снов о лабиринтах. Данная область представляет многообещающий материал для исследования, который должен вызвать интерес историков медицины и специалистов по глубинной психологии.
45 Dieterich. S. 53ff.
46 См.: МеЫ, 1956. Sp. 902; Bohl; Dieterich; Muller.
47 См. с. 88-89 наст. изд.
48 Вергилий. Энеида. VI, 27; более подробно о лабиринте как символе подземного царства см.: Verrall. P. 44; П. Энк (Enk) анализирует приводимое у Вергилия описание путешествия Энея в Гадес.
49 См.: Gallini. P. 150-151, см. также с. 85 наст. изд.
50 М. Элиаде также без всякого основания утверждает, что между Тесеем и Ариадной был заключен священный брачный союз. См.: Eliade. Das Mysterium der Wiedergeburt. S. 188.
51 См.: Eliade. Die Religionen und das Heilige... S. 273ff, 291ff, 406ff; Eliade. My-then, Traume und Mysterien. S. 21 Iff.
52 См.: Mannhardt. Bd. I. S. 480-481.
53 Такие сцены встречаются на средневековых церковных фресках, изображающих лабиринты, в Хаблингбу (Швеция) (ил. 598) и в Сиббо (Финляндия) (ил. 601).
54 См. ил. 591.
55 Сексуальные акты, связанные с майскими празднованиями, которые описаны у В. Мангардта и М. Элиаде, также происходили публично, в них участвовали одновременно несколько пар. Сравните с публичной консумацией брака, которая являлась частью церемонии свадебного обряда в Средние века.
56 Krause. Die Trojaburgen Nordeuro-pas... S. 58—60; Krause. Die nordische Herkunft der Trojasage... S. 45—48.
57 Hoernes, Menghin. S. 228.
58 О чашевидных изображениях см. также: Simpson James Y.; Mallery. Vol. I. P. 189-200; Biedermann. S. 106ff; Thorn Alexander, Thorn A. S. P. 45—61; P. Моррис указывает на существование связи между чашевидными знаками на юге Шотландии и изображениями в камне, которые, как доказано, являются наиболее ранними лабиринтами-петроглифами (Morris. P. 14-15); McMann. S. 88-117.
59 Adama van Scheltema. S. 20-24.
60 Сейчас датой возникновения этого захоронения, относящегося к неолиту, считается 3200 г. до н. э. (примеч. Дж. Са-варда).
61 См. с. 172. Бастионы Реймса (ил. 278—279) вызывают в памяти «христианскую твердыню», см. также ил. 340.
62 Hildburgh, 1944. Р. 145; Hildburgh, 1945. Р. 191; Rykwert. P. 145.
63 Плутарх. Тесей. 16. См. с. 35 наст, изд.
64 См. также рисунок на пороге дома, который называется фортификационное сооружение (ил. 612), а также нить Ариадны, которая носит название «крепость» (ил. 622). И то и другое является доказательствами широкого распространения в Индии данных представлений. Об индийском лабиринтовом городе Скиман-гада см. также гл. XVII, примеч. 32.
65 См. гл. VI, с. 95—117 наст. изд.
66 См. с. 149-159 наст. изд.
67 См. с. 95—96 наст. изд.
68 См. с. 173 наст. изд.
32

69 См. с. 123 наст. изд.
70 См. с. 123,171-172 наст. изд.
71 Что переводится как «долина слез», от «labor» (тревога, несчастье) и «intus» (в). Это одно из двух определений лабиринта, приводимых в «Католи-коне» Иоганна Бальба (Майнц, 1460; репринтное издание Фарнборо, 1971, пагинация отсутствует). Данный термин — см.: Birkhan, 1976 — обнаруживается в различных рукописях, начиная с XV в. См. также гл. VIII, примеч. 19 и ил. 300 в наст. изд.
72 См. с. 255—291 наст. изд. К. Крич-лоу пытается доказать, что лабиринт шартрского типа представляет собой модель мира, а путь в лабиринте есть не что иное, как неоплатоническое путешествие души от Бога (первая внешняя окружность) до земли (в центре) и обратно. Отождествляя одиннадцать окружностей лабиринта с одиннадцатью сферами неоплатонической космологии, которые упоминаются в «Комментарии на сон Сципиона» Макробия, Кричлоу упускает из виду тот факт, что, помимо прочего, маятниковые движения, характерные для лабиринта, в корне подрывают разработанную систему. Кричлоу, по сути, просто сравнивает одни одиннадцать концентрических окружностей с другими одиннадцатью концентрическими окружностями, не объясняя, в чем состоит значение лабиринта.
73 В этом, возможно, заключается одна из принципиальных характеристик лабиринта. К сожалению, на сегодняшний день данный аспект еще не был серьезно исследован. Для заинтересованного историка - специалиста по астрономии было бы небезынтересно выявить и проследить определенные перспективы, о которых сегодня можно только догадываться.
74 Более подробное описание на с. 42—46 наст. изд.
75 См.: Creuzer, Mone. Bd. IV. S. ИЗ, 118; Preller, 1860-1861. Bd. II. S. 124; Ш. Ф. Дюпюи постулирует астрально-символическую интерпретацию лабиринта (Dupuis. Vol. I. P. 448ff, 453). Любопытно, что зодиак он также называет лабиринтом (см. ил. 16).
76 Данное сравнение нашло отражение также в названиях дней недели, каждый из которых находится под покровительством конкретной планеты.
77 Более подробно о солнечной дорожке см.: Frazer, 1911-1915. Vol. IV. P. 77.
78 Keil. Grammatica Latini... Vol. VI. P.58ff.
79 Пер. с нем., из труда В. Башелет-Массини (Batschelet-Massini), где на с. 60-61 особо подчеркивается важность
данного текста для всего понимания лабиринта.
80 См. с. 9—10 наст. изд.
81 Robert, 1949. Р. 875-876.
82 Ibid. P. 875; цитируется комментарий к стиху 647 «Гекубы» Еврипида. Поскольку этот анонимный, возможно византийский, комментарий не приводится ни в одном издании, Ф. Робер, вероятно, допустил ошибку при цитировании источника. Даже здесь порядок движения соответствует двум основным движениям в системе Птолемея: «motus primus» и «motus secundus».
83 См. с. 44 наст. изд.
84 О последующих, более поздних источниках см.: Castets. P. 1122. Note 50.
85 Планеты расположены согласно порядку их орбитального периода, в том положении, в каком они находились со времен математиков-пифагорейцев. Земля находится в центре, но она не является «главным огнем», как предполагали сторонники более ранней пифагорейской системы. См.: Waerden // Pauly-Wissowa, 1965.
86 См.: Reisch // Pauly-Wissowa. Sp. 2384—2385, 2399. Автор также анализирует «размышления пифагорейцев более позднего периода».
87 Boll, Bezold. S. 46; хотя существует доказательство того, что это открытие было сделано в Вавилоне ок. 2000 г. до н. э. Разумеется, вполне возможно, что оно сыграло немаловажную роль в становлении концепции лабиринта на Крите — предполагаемом месте зарождения лабиринта — концепции, привнесенной из Вавилона.
88 Frank. S. 201, 184ff.; Schaveraoch, 1981. S. 47,51. Anm. 125,136; но даже если открытие того, что Земля имеет круглую форму, а также открытие семи планет можно приписать Пифагору (ок. 580—500 до н. э.) — это тем не менее не объясняет становления структуры лабиринта, возраст которой насчитывает по меньшей мере две тысячи лет.
89 Петлеобразные изображения планетных орбит см. на ил. 18.
90 Это подтверждается представлениями Дж. Фрэзера о магии, ссылка на которые приводится в примеч. 77, а также упоминаниями о небесной звезде у Еврипида («Электра», 467) и Лукиана («О пляске», 7).
91 См. с. 128 наст. изд.
92 Batschelet-Massini. S. 59ff.
93 Creuzer, Mone. Bd. IV. S. 113,118.
94 Frazer, 1911-1915. Vol. IV. P. 77.
95 Wirth. Bd. I. S. 240. Эта мысль высказывалась уже у Э. Краузе (Krause. Die Trojaburgen Nordeuropas... S. 182) и у Р. де Лоне(Launay, 1915. P. 124).
96 См. с. 9—10 наст. изд.
97 Christinger.l974.P.33.
98 О связи, существующей между Меркурием, магическими квадратами и лабиринтами, см. приложение к данной гл.; с. 29.
99 Более подробно о принятом на Крите отождествлении быка и солнца см. с. 48 наст, изд., также: Cook, 1914— 1940. Vol. I. P. 467-469; Frazer, 1911-1915. Vol. IV. P. 72.
100 Creuzer, Mone. Bd. IV. S. ИЗ. Авторы называют чудовище «злым гением солнца, исторгающего солнечный жар, отображением космоса, поглощающего все живые порывы». У Минотавра есть еще одно греческое имя — «Астериос» или «Астерион» (звездное создание).
101 Более подробно об этом см.: Schmidt Eduard.
102 На ил. 46 изображен полумесяц.
103 Более подробно об этом см. ил. 3.
104 Лабиринт круглой формы (ил. 57) в данном контексте впервые появляется во II в. до н. э. Преобладание прямоугольной формы нельзя объяснить художественными соображениями или возможностями чеканки монеты. См. об этом: Eilmann. S. 7—8.
105 Cook, 1914-1940. Vol. I. P. 478.
106 CM.:Vries,1957.S.66.
107 Решение данной проблемы не найдено в пока не опубликованной статье Добринки Александровой (София) «Палео-лабиринт — космогонический символ или образец основного природного принципа?» В марте 1983 г. мне любезно предоставили немецкий перевод. Автор предпринимает попытку трактовать прямоугольный лабиринт критского типа, который она называет «палео-лабиринтом» (см., например, ил. 103), как «поверхностное проецирование моделей различных процессов, происходящих в пространстве, таких как электромагнитные процессы, характерные для физического мира...» Автор высказывает предположение, что «па-лео-лабиринт является выражением некоего геометрически закодированного знания, существовавшего на земле в очень отдаленном прошлом», и рассуждает о его внеземном, «космическом» происхождении. У нас нет абсолютно никаких доказательств, подтверждающих, что культурам, знакомым с лабиринтом, был присущ соответствующий уровень знаний в области физики, не говоря уже о том, насколько сомнительной представляется сама по себе гипотеза о внеземном происхождении нашей цивилизации.
108Lonegren.P.90-91.
109 Более подробно об этом см.: Fults.

 
















































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: