В 70-80 годах прошлого века, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, актуализировалось неоклассическое учение.
Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Экономическая роль государства сводится к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики, выработке порядка и правил игры и контролем за их соблюдением.
Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Для 70-х годов стала характерной не безработица, как это имело место во времена Великой депрессии, а инфляция при одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценка ценностей. Был выдвинут лозунг «назад к Смиту», что означало отказ от методов активного государственного регулирования.
Монетаристы, в частности М.Фридман глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г., считают, что существуют два способа координации экономической жизни - централизованное руководство, сопряженное с принуждением, и добровольное сотрудничество индивидов - метод, которым пользуется рынок. Поэтому регулирующие функции монетаристы признают за рынком. Единственная сфера вмешательства государства - денежное обращение.
|
|
Положительный вклад монетаризма в экономическую теорию заключается в детальном исследовании механизма воздействия денежного мира на товарный. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, к достижению сбалансированности государственного бюджета.
Неолиберализм - отстаивает приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка. Одним из основоположников и главным теоретиком неолиберализма считается Фридрих фон Хайек. Также видный идеолог неолиберализма Л.Эрхард, считал, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство, но ответственным за экономическую политику является исключительно государство.
Сторонники теории “экономики предложения” считают, что государственное регулирование, если оно необходимо, должно иметь долгосрочный характер и ориентироваться на стимулирование предложения товаров, капиталов и факторов производства.
Институционализм и неоинституционализм
|
|
Все более привлекающим внимание ученых в конце XX в. выступает институционально-социологическое направление, его представители: Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капитализма: засилье монополий, недостатки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные пороки «общества потребления» (такие, как бездуховность и т.д.).
Данное направление экономической теории выступает в различных модификациях: социально-психологический институционализм (Торстейн Веблен), социально-правовой (Джон Р. Коммонс, провозгласивший основой экономического развития юридические отношения), конъюктуроведение (Уэсли К. Митчелл), определяющее методы прогнозирования количественных изменений в экономике.
Исключительное место в концепции занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что НТР ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному или «неоиндустриальному» (т.е. информационному) обществу.
Традиционный институционапизм – это совокупность достаточно разнородных концепций: технократическая концепция Т.Веблена, теории постиндустриального общества (Гэлбрейт, Белл), теория экономической отрасли Г. Мюрдаля, которая по сей день является наиболее фундаментальной теорией развития стран третьего мира.
К новому институционализму относят теорию прав собственности (Р. Коуз, А. Алчиан), теорию общественного выбора (К. Эр-роу, Дж. Бьюкенен), новую экономическую историю (Д. Порт), теорию агентов (Т. Стиглиц), трансакционную теорию организаций (О. Уильямсон).
При всей противоречивости и несовпадении моделей взаимоотношений государства и экономики, можно определенно отметить: различия касаются только форм и доли государственного вмешательства в экономику, но современный рынок невозможен без вмешательства государства.