Блок. Понятие общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений

1. Предмет психологии общения.

круг проблем, решаемых психологией общения:

· определение общения —главный исследовательский вопрос: что это такое?

· (психологические) функции общения —главные исследовательские вопросы: зачем, для чего?

· генезис общения (формирование человеческого общения в фило-,

антропо– и онтогенезе) —главные исследовательские вопросы: откуда берется, как возникает?

· структура общения —главный исследовательский вопрос: как устроено?

· процессы общения, их динамика —главные исследовательские вопросы: что происходит, каким образом работает?

· классификация, выделение видов общения —исследовательские вопросы: каким бывает общение, какие виды существуют?

· средства общения —исследовательские вопросы: с помощью чего, какого инструмента?

· отдельные соотношения — для науки очень характерно стремление находить связи и зависимости между различными сферами человеческого опыта и(или) фрагментами мира, поэтому в психологии весьма популярны сравнительные исследования по таким проблемам: общение и личность, общение и группа,и др.;

· сбои в общении — поиск ошибок, сбоев и нарушений, изучение закономерностей их возникновения и протекания.

· характеристики (признаки) конструктивного общения

Психология общенияэто раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества. Говоря здесь о психологической специфике, мы имеем в виду, что процессы общения в принципе могут быть рассмотрены не только под психологическим, но и под иными углами зрения – социологическим, лингвистическим и т.п.

 

2. Основные аспекты общения: содержание, цель, средство.

Сложность общения очевидна в его структуре. В общении выделяют

три взаимосвязанных стороны:

Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми; но это не просто передача информации, но и ее формирование,уточнение, развитие.  

Интерактивная сторона выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. В ходе выполнения деятельности для участников важно не только обмениваться информацией, но и спланировать совместную деятельность.

Перцептивная сторона выражается в восприятии одним партнером по общению другого партнера; в восприятии не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих» характеристик, т.е. формированиии представлений о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.

по целям общение делится на биологическое и социальное:

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Классификация функций общения по целям:

- контактная, цель которой – установление взаимодействия, как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

- информационная, цель которой – обмен сообщениями, т.е. прием–передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.;

- побудительная, цель которой – стимуляция активности партнера по общению для направления его на выполнение определенных действий;

- координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

- понимания, цель которой – не только адекватное восприятие смысла сообщения, но адекватное восприятие партнерами друг друга (их намерений,установок, переживаний, состояний и т.д.);

- эмотивного побуждения, цель которой – пробуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

- установления отношений, цель которой – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

- оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок,мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.  Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями.  Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства: кинестетические средства (это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении); направление взгляда и визуальный контакт; выражение лица; выражение глаз; поза; дистанция; кожные реакции (покраснение, испарина); вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые): связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте); не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением: физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.); такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

 

3. Виды общения по содержанию, целям и средствам.

Виды общения по средствам:

1) вербальное общение

2) невербальное общение

Виды общения по целям:

1) биологическое

2) социальное общение

Виды общения по содержанию:

1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

 

4. Основные подходы к определению понятия «общение».

По происхождению слово «общение» указывает на действия «собираться вместе», «объединяться», «совокупляться» (образовывать совокупность).

Круг значений слова «общение» состоит как минимум из трех больших семантических полей:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: