Цели образовательной программы:
· Формирование умений целеполагания и выбора технологий при изучении русского языка и литературы в основной и средней школе. Подготовка к итоговым испытаниям как составная часть всей системы обучения, обеспечивающей ее результативность.
· Обучение навыкам осознанного использования речевых средств в соответствии с задачей коммуникации. Овладение универсальными учебными действиями как необходимым условием для успешного освоения содержания предмета и формирования умений в предметной области «словесность».
Данная программа разработана в целях обеспечения успешного формирования коммуникативной компетенции и создания оптимальных условий для интеллектуального и духовного развития каждого ученика, мотивации интереса учеников к изучению русского языка и литературы, стимулирования их к научно-исследовательской деятельности, создания условий для выявления, развития и поддержки учеников в различных видах творческой деятельности.
Приобретение учащимися навыков индивидуальной самостоятельной деятельности в процессе овладения навыками письменной речи.
Задачи, решаемые в процессе обучения
- о владеть и практически использовать в школьной практике при подготовке к итоговым испытаниям основные идеи модернизации образования, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС);
- способствовать в оптимальные сроки совершенствованию в школьной практике предметных и метапредметных умений учащихся, способствующих оптимизации результатов овладения устной и письменной речью;
- способствовать созданию оптимальных условий для успешного формирования коммуникативной компетенции, внедрению современных образовательных технологий для достижения достойных воспитательных и образовательных результатов в форматах итоговой аттестации.
Характеристика курса
Данный элективный предметный курс предназначен для учащихся основной и полной средней общеобразовательной школы и призван систематизировать умения и навыки, обеспечить подготовку к итоговым испытаниям по русскому языку и литературе в 10 и 11 классах.
Выпускнику школы необходимо овладение новым содержанием предметной области русский язык и литература, технологией выполнения аттестационной работы в формате сочинения. В сегодняшней школьной практике нужна не система натаскивания учеников в рамках школьных и внешкольных занятий, а продуманные системные действия, программы взаимодействия обучающей и обучаемых сторон с использованием инновационных идей и технологий в логике модернизации образования. Данный элективный предметный курс призван помочь практикующему учителю и учащимся, во-первых, методологически правильно выстроить систему приоритетов, необходимых для выработки стратегии успешной сдачи государственных итоговых испытаний, во-вторых, в реальных условиях создать собственную программу конструктивного взаимодействия между педагогом и обучающимися для достижения высоких результатов.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с Учебным планом ГБОУ СОШ № 324 на 2020-2021 г.г. на изучение элективного курса отводится 34 часа. Предметный элективный курс рассчитан на один час в неделю как подготовка учащихся 10, 11 класса к ЕГЭ.
Формы организации образовательного процесса
Уроки-лекции (при изучении нового материала)
уроки-беседы (на уроках развития речи, при работе с текстом)
урок-практикум (самостоятельные и проверочные работы)
урок-диспут (в старших классах при изучении проблемных вопросов и тем)
уроки с групповыми формами работы (для закрепления изученного материала, повторения, открытия нового знания)
уроки взаимообучения учащихся (работа в парах и группах)
уроки-творчества (уроки развития речи, создание новых текстов, сочинений)
уроки-зачёты (контрольные уроки)
уроки-семинары (в старших классах для углублённого изучения отдельных тем)
Уроки-вебинары
Онлайн-уроки
Образовательные технологии, в том числе инновационные
Технология проектной деятельности
ИКТ — технологии ( Подготовка презентаций учащимися и учителем, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ с использованием различных образовательных сайтов, просмотр видеоуроков, художественных и документальных фильмов)
технологии проблемного обучения ( это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. )
Исследовательские методы
здоровьесберегающие ( физминутки в 5-6 классах, гимнастика для глаз)
игровые технологии, (педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и педагогический результат. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.)
групповая работа (в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний. Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов, осознание общей цели, распределение действий и операций, коммуникацию, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексию.
Содержание программы
1ч | Введение. Художественное произведение как эстетический объект |
1ч | Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения. |
1 ч | Природа искусства как исходная категория поэтики. |
1 ч | Вопрос о назначении искусства. |
2 ч | Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения |
2 ч | Герменевтика. Интерпретация художественного произведения. |
2 ч | Автор в художественном произведении. |
2 ч | Сюжет художественного произведения. |
2 ч | Композиция художественного произведения. |
2 ч | Роль и место конфликта в поэтике произведения. |
2 ч | Художественный образ. |
2 ч | Образ человека в литературе и аспекты его анализа. |
2 ч | Пейзаж и его функции в произведении. |
2 ч | Функция портрета в художественном произведении. |
2 ч | Художественная деталь. Символ. Подробность текста. |
2 ч | Стиль |
2 ч | Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы. |
2 ч | Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения. |
2 ч | Итоги курса |
Итого 34 ч |
1. Введение (1 час)
Предмет и задачи элективного курса. Художественное произведение как эстетический объект. Состав и строение литературного произведения, его художественная целостность.
Лекция учителя с элементами беседы, работа по анализу художественного текста с выходом на проблему целостности художественного произведения.
Литературный материал:
· для анализа на уроке: И. А. Буни. « Красавица»;
· для самостоятельного анализа: А. П. Чехов. « Пари».
2. Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения (1 час)
Литературоведение в ряду других научных дисциплин (эстетика, история, культурология, семиотика, лингвистика, социология, теория межличностного общения, религиоведение, философия, учение о мифотворчестве). Поэтика как наука о системе средств выражения в литературных произведениях, о художественном использовании средств языка. Историческая, частная и общая поэтика. Различные контексты употребления термина «поэтика».
Л. Н. Толстой об авторском и читательском видении идеи произведения. А. А. Потебня об идее смысловой неопределенности художественного произведения. Идея доступности содержания художественного произведениянаучному знанию, сформулированная А. П. Скафтымовым. Точка зрения М. М. Бахтина на вопрос о взаимодействии автора и читателя. Диалог между автором, читателем и исследователем.
Лекционное изложение материала с включением дискуссионных вопросов:
· Нужна ли наука о литературе и есть ли у вас потребность в обращении к ней? (С привлечением
материала статьи Л. Н. Толстого «Что такое искусство?».)
· Какая часть наиболее ценна в художественном произведении — форма или содержание? И т. д.
Интерпретация стихотворения с опорой на важнейшие литературоведческие категории {жанр, тематика, средства художественной выразительности и др.).
Литературный материал:
· для анализа на уроке: А. С. Пушкин «Напрасно я бегу к сионским высотам...»;
· для самостоятельного анализа: Ф. И. Тютчев «С горы скатившись, камень лег в долине...», Последний
катаклизм.
3. Природа искусства как исходная категория поэтики (1 час)
Обращенность поэтики к проблеме творчества (греч. poietiketechne — творческое искусство). Тайна творчества. Познание, созидание, самовыражение и общение как основа творчества. Художник и его творение. Творчество как сплав осознанного и непреднамеренного.
Аналитическая беседа с привлечением высказываний писателей и мыслителей о природе творчества, биографических фактов из жизни писателей, отображающих особенности творческого процесса.
Обсуждение дискуссионного вопроса: подвластно ли творение творцу?
Литературный материал:
· для анализа на уроке: анализ фрагмента из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: сцена с художником Михайловым (ч. 5, гл. X); А. А. Фет. «На кресле отвалясь, гляжу на потолок...»;
· для самостоятельного анализа: М. Ю. Лермонтов « Поэт» (1828).
4. Вопрос о назначении искусства (1 час)
Сущность и назначение искусства слова как вечная тема в литературе. Проблема соотнесения искусства и действительности. Обыденная жизнь и творчество как две реальности человеческого сознания. Тема поэта и поэзии в русской классической литературе.
Урок-исследование, включающий анализ стихотворения и рассказа с привлечением ранее изученных произведений на тему «искусство и жизнь».
Литературный материал:
· для анализа на уроке: Н. С. Гумилев « Слово»; И. А. Бунин. « Книга»;
· для самостоятельного анализа: А. С. Пушкин « Египетские ночи» (фрагмент); М. Ю. Лермонтов. «Есть речи — значенье...»; В. В. Вересаев. « Состязание».
5. Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного
произведения (2 часа)
Художественное произведение как целостная система. Выделение и систематизация элементов художественного текста. Законы внутренней связи и соотношения различных уровней художественного целого.
Форма и содержание как философские категории и литературоведческие понятия. Единство формы и содержания. Содержание как органичный сплав изображенного и выраженного. Форма как содержание в его непосредственно воспринимаемом бытии. Понятие целостности художественного произведения. Проблема дисгармоничного и гармоничного соотношения формы и содержания. Анализ художественного произведения: условность выделения отдельных элементов художественной формы и содержательных планов произведения. Формальные элементы художественного текста (стиль, жанр, композиция, ритм). Элементы художественного текста, носящие содержательный характер (тема, фабула, конфликт, характер, обстоятельства, идея, проблема и др.).
Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Рассмотрение слагаемых формы и содержания художественного произведения в их взаимосвязи и в соответствии с художественной задачей автора. Эвристическая беседа на основе сопоставления высказываний писателей и критиков о проблеме соотношения формы и содержания. Анализ художественных текстов с актуализацией проблемы взаимозависимости формы и содержания.
Литературный материал:
· для анализа на уроке: стихотворения В. К. Тредиаковского, А. А. Фета, В. Я. Брюсова, А. Крученых,
В. Хлебникова, И. А. Бунина; И. С. Тургенев. « Нищий»;
М. Горький. « Вывод»;
· для самостоятельного анализа: С. А. Есенин. «Шел Господь пытать людей в любови...»; А. П. Чехов.
« Казак».
6. Герменевтика. Интерпретация художественного произведения (2 часа)
Герменевтика как наука о понимании и истолковании текста, учение о принципах его интерпретации. Происхождение понятия «герменевтика». Воззрения немецкого философа и филолога Ф. Шлейермахера на проблему понимания.
Лекция с элементами дискуссии, обсуждение вопросов:
Возможно ли абсолютно точное, адекватное авторскому замыслу истолкование текста, «правильное» прочтение художественного произведения?
Что значит «понять произведение»?
В каком отношении с точки зрения постижения идеи произведения находятся автор и читатель?
В каком случае читателя можно назватьтворцом и соавтором?
Как соотносятся индивидуальное начало исследователя и смысл произведения, вложенный в него автором?
Литературный материал:
для анализа на уроке: В. М. Гаршин. « Attalea prin-ceps»;
для самостоятельного анализа: В. М. Гаршин. «Красный цветок».
7. Автор в художественном произведении (2 часа)
Автор — повествователь — писатель. Образ автора в художественном произведении, его духовно-биографический опыт. Голос автора в произведении и авторская позиция. Способы введения авторской оценки. Позиция автора с учетом жанрово-родового аспекта. Типы авторской эмоциональности: героический пафос, трагический пафос, ироническая интонация, саркастическое восприятие мира, благодарное приятие жизни, идиллический настрой. Степень «самоустраненности» автора. Отношения между автором и героем. Повествователь в его отношении к персонажам, способы повествования (авторское повествование, сказ). Композиция способов повествования. Сказ.
Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Н. С. Гумилева с точки зрения выраженной в нем авторской позиции и смены способов повествования.
Литературный материал:
· для анализа на уроке: привлечение произведений, входящих в программу основной школы курса «Литература» (А. С. Пушкин. Повести Белкина; Н. С. Лесков. « Левша»; рассказы М. М. Зощенко); Ф. М. Достоевский. « Сон смешного человека»;
· для самостоятельного анализа: Н. С. Гумилев. « Скрипка Страдивариуса».
8.Сюжет художественного произведения (2 часа)
Сущность триады: сюжет — обстоятельства — действие. Внешнее и внутреннее действие. Хроникальные и концентрические сюжеты. Сюжет и фабула. Источники сюжетов: заимствованные сюжеты, исторические факты, биографический материал, авторский вымысел. Функции сюжета: выявление характера героя, скрепление изображенных событий, воссоздание жизненных противоречий. Сюжетосложение. Компоненты сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. «Необязательные» компоненты сюжета: пролог, предыстория, лирическое отступление, эпилог, послесловие.
Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Л. Н. Андреева с точки зрения особенностей сюжета и фабулы.
Литературный материал:
· для анализа на уроке: Л. N. Андреев. « Что видела галка»;
· для самостоятельного анализа: Л. Н. Андреев. « Предстояла кража»
9. Композиция художественного произведения (2 часа)
Композиция как расположение и соотнесенность компонентов художественной формы: система персонажей, сюжетосложение, смена точек зрения в повествовании, соотношение сюжетных и внесюжетных элементов, соотнесенность деталей. Композиционные приемы: обрамление повествования, антитеза и контраст, нарушение хронологии, умолчание, стык эпизодов. Способы описания особенностей композиции, применимость понятия «архитектоника» произведения.
Урок-практикум с отработкой навыка характеристики композиции художественного текста на примере ранее изученных произведений и нового для учащихся текста.
Литературный материал:
· для анализа на уроке: Л. Н. Толстой. « Три смерти»;
· для самостоятельного анализа: Л. Н. Толстой « Чем люди живы»
10. Роль и место конфликта в поэтике произведения (2 часа)
Конфликт как функция сюжета. «Вечные конфликты». Классификация конфликтов с точки зрения проблематики произведения (философский, социальный, нравственно-психологический, семейно-бытовой), соотношение участников конфликта (конфликт между героями или группами героев, между героем и социальной средой, противоречия в душе героя, т. е. внутренний конфликт). Классификация конфликтов с точки зрения их разрешимости: замкнутый (локальный) и устойчивый (неразрешимый). Типы конфликтов применительно к их развитию (неизменный и трансформирующийся). Связь конфликта с пафосом: трагический, комический, героический пафос. Идиллия как отсутствие противоречий. Проблема конфликта в историческом ракурсе. Общность конфликтов в произведениях, принадлежащих одной эпохе или направлению: античность, средневековье, Возрождение, эпоха классицизма, романтизм, реализм. Роль конфликта в драматическом произведении.
Урок-исследование, формирующий умение выделять конфликтные отношения, описывать совокупность конфликтов, определять главный, ведущий, сюжетообразующий конфликт (с привлечением широкого круга ранее изученных произведении). Характеристика особенностей конфликта в романах М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. С. Пушкина «Евгений Онегин», повести Н. В. Гоголя «Шинель», комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и драме А. Н. Островского «Гроза». Аспектный анализ рассказа М. А. Булгакова и «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина с точки зрения особенностей конфликта.
Литературный материал:
· для анализа на уроке: А. С. Пушкин. « Скупой рыцарь»; М. А. Булгаков. « Красная корона»
· для самостоятельного анализа: А. С. Пушкин. « Моцарт и Сальери»; И. А. Бунин. « Убийца».
11. Художественный образ (2 часа)
Художественный образ как центральная категория поэтики и его функции: обобщение и объяснение действительности, выражение авторской оценки, преображение явления действительности. Образная система произведения. Классификация образов по объекту изображения: образ автора, образ героя, образ времени, образ народа, образ природы и др. Классификация образов по смысловой обобщенности: образы индивидуальные, характерные, типические.
Урок-практикум с привлечением ранее изученного материала. Анализ образной системы рассказа И. А. Бунина с учетом выделенной классификации.
Литературный материал:
· для анализа на уроке: И. А. Бунин. « Роман горбуна»;
· для самостоятельного анализа: И. А. Бунин. « Волки».
12. Образ человека в литературеи аспекты его анализа (2 часа)
Литературный герой (действующее лицо, персонаж, индивидуальный образ, характер, тип, собирательный образ). Аспекты анализа образа человека в художественном произведении (способ введения персонажа в текст, место в системе персонажей, именование героя, воспитание, образование,.среда, портрет, интерьер и др.). Герой за рамками произведения, герой в контексте творчества писателя, типическое и индивидуальное в герое, герой в контексте литературной традиции. Ситуация раскрытия характера: неожиданная, экстремальная, обыденная, круговорот исторических событий. Связь героя с другими персонажами: контрастное сопоставление, антитеза, «двойничество», соотнесенность характеров без противопоставления. Психологизм в литературе.
Урок-семинар с отработкой навыков анализа литературного персонажа.
Литературный материал:
2. для анализа на уроке: И. С. Тургенев. « Щи»;
3. для самостоятельного анализа: И. С. Тургенев. « Живые мощи».
13. Пейзаж и его функции в произведении (2 часа)
Образ природы в литературе. Способы его создания. Соотнесенность трех планов: человек, природа, космос. Пейзаж по объекту изображения: природный, урбанистический, космический. Пейзаж и его связь с литературны- ми направлениями: сентиментальный, романтический, реалистический. Характеристика пейзажа: лирический, экзотический, идиллический, условный, символический, философский. Функции пейзажа: фон действия, создание настроения, действующее лицо, символическое обобщение и др.
Урок-практикум с опорой на изученное в основной школе и в рамках данного курса.
Литературный материал:
· для анализа на уроке: Н. М. Карамзин. « Бедная Лиза» {фрагмент); А. С. Пушкин. Капитанская дочка
(фрагмент: описание бурана); М. Ю. Лермонтов « Герой нашего времени» (фрагмент из повести «Бэла»);
Н. В. Гоголь « Мертвые души» (фрагмент); И. С. Тургенев « Отцы и дети» (фрагмент из главы XI); стихотворение в прозе И.С. Тургенева. «Природа»; Ф. И. Тютчев. «Природа — сфинкс. И тем она верней...»;
Н. Г. Чернышевский «Ч то делать?» (фрагмент: начало четвертого сна Веры Павловны); А. П. Чехов « Волк»
(фрагмент);
· для самостоятельного анализа: И. А. Бунин « Смарагд»
14. Функция портрета в художественном произведении (2часа)
Задачи введения портрета в текст произведения: зрительное представление героя, указание на его внутреннюю сущность, выявление его психологического состояния, заострение внимания на авторской оценке. Типы литературного портрета: многоплановый, идеализирующий. Возможные компоненты портретной характеристики: статическая часть (особенности фигуры, черты лица, одежда), динамическая часть (мимика, позы, манера держаться, жест, выражение лица). Способы введения портрета в художественный текст: локализованный портрет, «разбитый» портрет. Некоторые принципы создания литературных портретов, степень изменчивости портретной характеристики, степень детализации портретной зарисовки, сосредоточенность на изображении «внешнего» или «внутреннего» человека через портретную характеристику, особенности психологизма, проявленные в портрете. Общий принцип портретной характеристики персонажа — установка на читательскую активность.
Урок-семинар с опорой на сравнительное рассмотрение портретных характеристик персонажей, принадлежащих перу разных авторов.
Литературный материал:
· для анализа на уроке: В. Ходасевич « Встреча»;
· для самостоятельного анализа: А. П. Чехов « Красавицы».
15. Художественная деталь.Символ. Подробность текста (2 часа)
Роль «бесконечно малых моментов текста» (Л. Н. Толстой) в системе многочисленных компонентов художественного произведения. Художественная деталь в историческом аспекте: усложнение функции детали. Отличие подробности от детали. Классификация подробностей и деталей: детали быта, пейзажные подробности, детали интерьера, портретные детали, психологическая подробность и др. Символ как знак, несущий иносказательный смысл. Отличие символа от аллегории.
Урок-практикум с опорой на детальный текстовой анализ произведения.
Литературный материал:
· для анализа на уроке: И. А. Бунин « Старуха»;
· для самостоятельного анализа: А. П. Чехов « Рассказ старшего садовника».
16. Стиль (1 час)
Стиль: история понятия. Стиль как явление языка и как явление искусства. Влияние особенностей эпохи, литературного направления на стиль писателя. Признаки стиля: лексическая окраска, ритмико-синтаксический строй повествовательной фразы, явственность или приглушенность авторского голоса, метафоричность, темп изложения, место диалога в произведении, особенности композиции, своеобразие сюжетной формы. Предметная изобразительность (характер портрета, пейзажа, интерьера и др.), символизация, особенности пространства и времени, наличие нескольких стилевых пластов. Великие индивидуальные стили в русской классической литературе.
Урок-семинар с самостоятельным анализом литературного материала.
Литературный материал:
· для анализа на уроке: А. П. Платонов « Котлован» {фрагменты);
· для самостоятельного анализа: А. П. Платонов « Котлован» (фрагменты).
17. Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы (2 часа)
Виды тропов. Сравнение. Эпитет. Метафора: метафорический эпитет, глагольная и вещественная метафоры, овеществление и олицетворение. Метонимия. Синекдоха. Стилистические фигуры: инверсия, хиазм, анаколуф, бессоюзие, многосоюзие, апосиопеза (умолчание), анафора, эпифора, параллелизм (прямой и отрицательный), риторический вопрос, эллипсис, оксюморон, гипербола, литота, мейозис, ирония.
Урок-семинар с опорой на работу с фрагментами текстов и обобщением в виде контрольного среза.
Литературный материал:
· для анализа на уроке: подборка цитат из разных произведений русской литературы;
· для самостоятельного анализа: лирика (по выбору учащегося).
18. Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения (3 часа)
Проза и поэзия как две формы художественной речи. Понятие литературного рода как важнейшая категория поэтики. Жанровые разновидности лирики, эпоса, драмы.
Проблема анализа стихотворения. Условность плана анализа стихотворения. Лирический сюжет. Лирический герой. Принципы ритмической организации стихотворного текста. Системы стихосложения. Строфа. Поэтический синтаксис. Звукопись. Музыкальность стихотворения. Размеры. Рифма и способы рифмовки.
Урок-беседа с привлечением ранее изученного материала.
Анализ художественных текстов с опорой на их жанрово-родовую принадлежность. Урок-практикум на основе анализа поэтического текста.
Литературный материал:
· для анализа на уроке: И. С. Тургенев. «Как хороши, как свежи были розы...»; И. А. Бунин. «В пустом, сквозном чертоге сада...» и произведения из программы основного курса;
· для самостоятельного анализа: Ф. И. Тютчев «Тени сизые смесились...» и др. стихотворения.
19. Зачет: комплексный анализ незнакомого художественного текста с последующим обсуждением результатов самостоятельной работы учащихся. Подведение итогов изучения курса (3 часа)