Цели и задачи программы

 

Цели образовательной программы:

· Формирование умений целеполагания и выбора технологий при изучении русского языка и литературы в основной и средней школе. Подготовка к итоговым испытаниям как составная часть всей системы обучения, обеспечивающей ее результативность. 

· Обучение навыкам осознанного использования речевых средств в соответствии с задачей коммуникации. Овладение универсальными учебными действиями как необходимым условием для успешного освоения содержания предмета и формирования умений в предметной области «словесность».

 

Данная программа разработана в целях обеспечения успешного формирования коммуникативной компетенции и создания оптимальных условий для интеллектуального и духовного развития каждого ученика, мотивации интереса учеников к изучению русского языка и литературы, стимулирования их к научно-исследовательской деятельности, создания условий для выявления, развития и поддержки учеников в различных видах творческой деятельности.

 

Приобретение учащимися навыков индивидуальной самостоятельной деятельности в процессе овладения навыками письменной речи.          

Задачи, решаемые в процессе обучения

- о владеть и практически использовать в школьной практике при подготовке к итоговым испытаниям основные идеи модернизации образования, отраженные в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС);

- способствовать в оптимальные сроки совершенствованию в школьной практике предметных и метапредметных умений учащихся, способствующих оптимизации результатов овладения устной и письменной речью;

- способствовать созданию оптимальных условий для успешного формирования коммуникативной компетенции, внедрению современных образовательных технологий для достижения достойных воспитательных и образовательных результатов в форматах итоговой аттестации.

 

Характеристика курса

 

Данный элективный предметный курс предназначен для учащихся основной и полной средней общеобразовательной школы и призван систематизировать умения и навыки, обеспечить подготовку к итоговым испытаниям по русскому языку и литературе в 10 и 11 классах.

Выпускнику школы необходимо овладение новым содержанием предметной области русский язык и литература, технологией выполнения аттестационной работы в формате сочинения. В сегодняшней школьной практике нужна не система натаскивания учеников в рамках школьных и внешкольных занятий, а продуманные системные действия, программы взаимодействия обучающей и обучаемых сторон с использованием инновационных идей и технологий в логике модернизации образования. Данный элективный предметный курс призван помочь практикующему учителю и учащимся, во-первых, методологически правильно выстроить систему приоритетов, необходимых для выработки стратегии успешной сдачи государственных итоговых испытаний, во-вторых, в реальных условиях создать собственную программу конструктивного взаимодействия между педагогом и обучающимися для достижения высоких результатов.

 

Место предмета в учебном плане

В соответствии с Учебным планом ГБОУ СОШ № 324 на 2020-2021 г.г. на изучение элективного курса отводится 34 часа. Предметный элективный курс рассчитан на один час в неделю как подготовка учащихся 10, 11 класса к ЕГЭ.

 

Формы организации образовательного процесса

Уроки-лекции (при изучении нового материала)

уроки-беседы (на уроках развития речи, при работе с текстом)

урок-практикум (самостоятельные и проверочные работы)

урок-диспут (в старших классах при изучении проблемных вопросов и тем)

уроки с групповыми формами работы (для закрепления изученного материала, повторения, открытия нового знания)

уроки взаимообучения учащихся (работа в парах и группах)

уроки-творчества (уроки развития речи, создание новых текстов, сочинений)

уроки-зачёты (контрольные уроки)

уроки-семинары (в старших классах для углублённого изучения отдельных тем)

Уроки-вебинары

Онлайн-уроки

Образовательные технологии, в том числе инновационные

 

Технология проектной деятельности

ИКТ — технологии ( Подготовка презентаций учащимися и учителем, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ с использованием различных образовательных сайтов, просмотр видеоуроков, художественных и документальных фильмов)

технологии проблемного обучения ( это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. )

Исследовательские методы

здоровьесберегающие ( физминутки в 5-6 классах, гимнастика для глаз)

игровые технологии, (педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и педагогический результат. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.)

групповая работа (в организации учебного процесса и на этапе контроля знаний. Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов, осознание общей цели, распределение действий и операций, коммуникацию, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексию.

 

Содержание программы

Введение. Художественное произведение как эстетический объект
Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения.
1 ч Природа искусства как исходная категория поэтики.
1 ч Вопрос о назначении искусства.
2 ч Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения
2 ч Герменевтика. Интерпретация художественного произведения.
2 ч Автор в художественном произведении.
2 ч Сюжет художественного произведения.
2 ч Композиция художественного произведения.
2 ч Роль и место конфликта в поэтике произведения.
2 ч Художественный образ.
2 ч Образ человека в литературе и аспекты его анализа.
2 ч Пейзаж и его функции в произведении.
2 ч Функция портрета в художественном произведении.
2 ч Художественная деталь. Символ. Подробность текста.
2 ч Стиль
2 ч Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы.
2 ч Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения.
2 ч Итоги курса
  Итого 34 ч

 

1. Введение (1 час)

Предмет и задачи элективного курса. Художественное произведение как эстетический объект. Состав и стро­ение литературного произведения, его художественная целостность.

Лекция учителя с элементами беседы, работа по анализу художественного текста с выходом на проблему целостности художественного про­изведения.

Литературный материал:

· для анализа на уроке: И. А. Буни. « Красавица»;

· для самостоятельного анализа: А. П. Чехов. « Пари».

2. Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения (1 час)

Литературоведение в ряду других научных дисциплин (эстетика, история, культурология, семиотика, лингвис­тика, социология, теория межличностного общения, ре­лигиоведение, философия, учение о мифотворчестве). Поэтика как наука о системе средств выражения в лите­ратурных произведениях, о художественном использова­нии средств языка. Историческая, частная и общая поэ­тика. Различные контексты употребления термина «поэ­тика».

Л. Н. Толстой об авторском и читательском видении идеи произведения. А. А. Потебня об идее смысловой не­определенности художественного произведения. Идея доступности содержания художественного произведениянаучному знанию, сформулированная А. П. Скафтымовым. Точка зрения М. М. Бахтина на вопрос о взаимодей­ствии автора и читателя. Диалог между автором, читате­лем и исследователем.

Лекционное изложение материала с включени­ем дискуссионных вопросов:

 

· Нужна ли наука о литературе и есть ли у вас потребность в обращении к ней? (С привлечением
материала статьи Л. Н. Толстого «Что такое искусство?».)

· Какая часть наиболее ценна в художественном произведенииформа или содержание? И т. д.

Интерпретация стихотворения с опорой на важнейшие литературоведческие категории {жанр, тематика, средства художественной вы­разительности и др.).

Литературный материал:

· для анализа на уроке: А. С. Пушкин «Напрасно я бегу к сионским высотам...»;

· для самостоятельного анализа: Ф. И. Тютчев «С горы скатившись, камень лег в долине...», Последний
катаклизм.

3. Природа искусства как исходная категория поэтики (1 час)

Обращенность поэтики к проблеме творчества (греч. poietiketechne — творческое искусство). Тайна творчест­ва. Познание, созидание, самовыражение и общение как основа творчества. Художник и его творение. Творчество как сплав осознанного и непреднамеренного.

Аналитическая беседа с привлечением высказы­ваний писателей и мыслителей о природе творче­ства, биографических фактов из жизни писате­лей, отображающих особенности творческого процесса.

Обсуждение дискуссионного вопроса: подвласт­но ли творение творцу?

Литературный материал:

· для анализа на уроке: анализ фрагмента из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: сцена с художником Михайловым (ч. 5, гл. X); А. А. Фет. «На кресле отва­лясь, гляжу на потолок...»;

· для самостоятельного анализа: М. Ю. Лер­монтов « Поэт» (1828).

4. Вопрос о назначении искусства (1 час)

Сущность и назначение искусства слова как вечная те­ма в литературе. Проблема соотнесения искусства и дей­ствительности. Обыденная жизнь и творчество как две реальности человеческого сознания. Тема поэта и поэзии в русской классической литературе.

Урок-исследование, включающий анализ стихо­творения и рассказа с привлечением ранее изучен­ных произведений на тему «искусство и жизнь».

Литературный материал:

· для анализа на уроке: Н. С. Гумилев « Слово»; И. А. Бунин. « Книга»;

· для самостоятельного анализа: А. С. Пушкин « Египетские ночи» (фрагмент); М. Ю. Лермонтов. «Есть речи — значенье...»; В. В. Вересаев. « Состязание».

5. Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного
произведения
(2 часа)

Художественное произведение как целостная система. Выделение и систематизация элементов художественного текста. Законы внутренней связи и соотношения различ­ных уровней художественного целого.

Форма и содержание как философские категории и литературоведческие понятия. Единство формы и содер­жания. Содержание как органичный сплав изображенно­го и выраженного. Форма как содержание в его непосред­ственно воспринимаемом бытии. Понятие целостности художественного произведения. Проблема дисгармонич­ного и гармоничного соотношения формы и содержания. Анализ художественного произведения: условность выде­ления отдельных элементов художественной формы и со­держательных планов произведения. Формальные эле­менты художественного текста (стиль, жанр, компози­ция, ритм). Элементы художественного текста, носящие содержательный характер (тема, фабула, конфликт, ха­рактер, обстоятельства, идея, проблема и др.).

Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Рассмотрение слагаемых фор­мы и содержания художественного произведения в их взаимосвязи и в соответствии с художест­венной задачей автора. Эвристическая беседа на основе сопоставления высказываний писателей и критиков о проблеме соотношения формы и со­держания. Анализ художественных текстов с ак­туализацией проблемы взаимозависимости формы и содержания.

Литературный материал:

· для анализа на уроке: стихотворения В. К. Тредиаковского, А. А. Фета, В. Я. Брюсова, А. Крученых,
В. Хлебникова, И. А. Бунина; И. С. Тургенев. « Нищий»;
М. Горький. « Вывод»;

· для самостоятельного анализа: С. А. Есенин. «Шел Господь пытать людей в любови...»; А. П. Чехов.
«
Казак».

6. Герменевтика. Интерпретация художественного произведения (2 часа)

Герменевтика как наука о понимании и истолковании текста, учение о принципах его интерпретации. Проис­хождение понятия «герменевтика». Воззрения немецкого философа и филолога Ф. Шлейермахера на проблему по­нимания.

Лекция с элементами дискуссии, обсуждение вопросов:

Возможно ли абсолютно точное, адекватное авторскому замыслу истолкование текста, «пра­вильное» прочтение художественного произведе­ния?

Что значит «понять произведение»?

В каком отношении с точки зрения постиже­ния идеи произведения находятся автор и чита­тель?

В каком случае читателя можно назватьтворцом и соавтором?

Как соотносятся индивидуальное начало иссле­дователя и смысл произведения, вложенный в него автором?

Литературный материал:

для анализа на уроке: В. М. Гаршин. « Attalea prin-ceps»;

для самостоятельного анализа: В. М. Гаршин. «Красный цветок».

7. Автор в художественном произведении (2 часа)

Автор — повествователь — писатель. Образ автора в художественном произведении, его духовно-биографиче­ский опыт. Голос автора в произведении и авторская по­зиция. Способы введения авторской оценки. Позиция ав­тора с учетом жанрово-родового аспекта. Типы авторской эмоциональности: героический пафос, трагический па­фос, ироническая интонация, саркастическое восприятие мира, благодарное приятие жизни, идиллический на­строй. Степень «самоустраненности» автора. Отношения между автором и героем. Повествователь в его отноше­нии к персонажам, способы повествования (авторское повествование, сказ). Композиция способов повество­вания. Сказ.

Урок обобщающего типа с актуализацией име­ющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Н. С. Гумилева с точки зрения выраженной в нем авторской позиции и смены способов повество­вания.

Литературный материал:

· для анализа на уроке: привлечение произведений, входящих в программу основной школы курса «Литерату­ра» (А. С. Пушкин. Повести Белкина; Н. С. Лесков. « Левша»; рассказы М. М. Зощенко); Ф. М. Достоевский. « Сон смешного человека»;

· для самостоятельного анализа: Н. С. Гумилев. « Скрипка Страдивариуса».

8.Сюжет художественного произведения (2 часа)

Сущность триады: сюжет — обстоятельства — дейст­вие. Внешнее и внутреннее действие. Хроникальные и концентрические сюжеты. Сюжет и фабула. Источники сюжетов: заимствованные сюжеты, исторические факты, биографический материал, авторский вымысел. Функции сюжета: выявление характера героя, скрепление изображенных событий, воссоздание жизненных противоречий. Сюжетосложение. Компоненты сюжета: экспозиция, за­вязка, развитие действия, кульминация, развязка. «Не­обязательные» компоненты сюжета: пролог, предысто­рия, лирическое отступление, эпилог, послесловие.

Урок обобщающего типа с актуализацией имеющихся знаний. Аспектный анализ рассказа Л. Н. Андреева с точки зрения особенностей сю­жета и фабулы.

Литературный материал:

· для анализа на уроке: Л. N. Андреев. « Что видела галка»;

· для самостоятельного анализа: Л. Н. Андреев. « Предстояла кража»

9. Композиция художественного произведения (2 часа)

Композиция как расположение и соотнесенность ком­понентов художественной формы: система персонажей, сюжетосложение, смена точек зрения в повествовании, соотношение сюжетных и внесюжетных элементов, соот­несенность деталей. Композиционные приемы: обрамле­ние повествования, антитеза и контраст, нарушение хро­нологии, умолчание, стык эпизодов. Способы описания особенностей композиции, применимость понятия «ар­хитектоника» произведения.

Урок-практикум с отработкой навыка харак­теристики композиции художественного текста на примере ранее изученных произведений и нового для учащихся текста.

Литературный материал:

· для анализа на уроке: Л. Н. Толстой. « Три смерти»;

· для самостоятельного анализа: Л. Н. Толстой « Чем люди живы»

10. Роль и место конфликта в поэтике произведения (2 часа)

Конфликт как функция сюжета. «Вечные конфлик­ты». Классификация конфликтов с точки зрения пробле­матики произведения (философский, социальный, нравственно-психологический, семейно-бытовой), соотно­шение участников конфликта (конфликт между героями или группами героев, между героем и социальной средой, противоречия в душе героя, т. е. внутренний конфликт). Классификация конфликтов с точки зрения их разреши­мости: замкнутый (локальный) и устойчивый (неразре­шимый). Типы конфликтов применительно к их разви­тию (неизменный и трансформирующийся). Связь конф­ликта с пафосом: трагический, комический, героический пафос. Идиллия как отсутствие противоречий. Проблема конфликта в историческом ракурсе. Общность конфлик­тов в произведениях, принадлежащих одной эпохе или направлению: античность, средневековье, Возрождение, эпоха классицизма, романтизм, реализм. Роль конфликта в драматическом произведении.

Урок-исследование, формирующий умение вы­делять конфликтные отношения, описывать со­вокупность конфликтов, определять главный, ве­дущий, сюжетообразующий конфликт (с привле­чением широкого круга ранее изученных произ­ведении). Характеристика особенностей конфлик­та в романах М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. С. Пушкина «Евгений Онегин», повес­ти Н. В. Гоголя «Шинель», комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и драме А. Н. Островского «Гроза». Аспектный анализ рассказа М. А. Булгакова и «Ма­леньких трагедий» А. С. Пушкина с точки зрения особенностей конфликта.

Литературный материал:

· для анализа на уроке: А. С. Пушкин. « Скупой рыцарь»; М. А. Булгаков. « Красная корона»

· для самостоятельного анализа: А. С. Пушкин. « Моцарт и Сальери»; И. А. Бунин. « Убийца».

11. Художественный образ (2 часа)

Художественный образ как центральная категория поэтики и его функции: обобщение и объяснение дейст­вительности, выражение авторской оценки, преображе­ние явления действительности. Образная система произ­ведения. Классификация образов по объекту изображе­ния: образ автора, образ героя, образ времени, образ народа, образ природы и др. Классификация образов по смысловой обобщенности: образы индивидуальные, характерные, типические.

Урок-практикум с привлечением ранее изучен­ного материала. Анализ образной системы рас­сказа И. А. Бунина с учетом выделенной классификации.

Литературный материал:

· для анализа на уроке: И. А. Бунин. « Роман горбуна»;

· для самостоятельного анализа: И. А. Бунин. « Волки».

12. Образ человека в литературеи аспекты его анализа (2 часа)

Литературный герой (действующее лицо, персонаж, индивидуальный образ, характер, тип, собирательный об­раз). Аспекты анализа образа человека в художественном произведении (способ введения персонажа в текст, место в системе персонажей, именование героя, воспитание, образование,.среда, портрет, интерьер и др.). Герой за рамками произведения, герой в контексте творчества пи­сателя, типическое и индивидуальное в герое, герой в контексте литературной традиции. Ситуация раскрытия характера: неожиданная, экстремальная, обыденная, кру­говорот исторических событий. Связь героя с другими персонажами: контрастное сопоставление, антитеза, «двойничество», соотнесенность характеров без противо­поставления. Психологизм в литературе.

Урок-семинар с отработкой навыков анализа литературного персонажа.

Литературный материал:

2. для анализа на уроке: И. С. Тургенев. « Щи»;

3. для самостоятельного анализа: И. С. Тургенев. « Живые мощи».

13. Пейзаж и его функции в произведении (2 часа)

Образ природы в литературе. Способы его создания. Соотнесенность трех планов: человек, природа, космос. Пейзаж по объекту изображения: природный, урбанисти­ческий, космический. Пейзаж и его связь с литературны- ми направлениями: сентиментальный, романтический, реалистический. Характеристика пейзажа: лирический, экзотический, идиллический, условный, символиче­ский, философский. Функции пейзажа: фон действия, создание настроения, действующее лицо, символическое обобщение и др.

Урок-практикум с опорой на изученное в основ­ной школе и в рамках данного курса.

Литературный материал:

· для анализа на уроке: Н. М. Карамзин. « Бедная Лиза» {фрагмент); А. С. Пушкин. Капитанская дочка
(фрагмент: описание бурана); М. Ю. Лермонтов « Ге­рой нашего времени» (фрагмент из повести «Бэла»);
Н. В. Гоголь « Мертвые души» (фрагмент); И. С. Тур­генев « Отцы и дети» (фрагмент из главы XI); стихотво­рение в прозе И.С. Тургенева. «Природа»; Ф. И. Тют­чев. «Природа — сфинкс. И тем   она верней...»;
Н. Г. Чернышевский «Ч то делать?» (фрагмент: начало четвертого сна Веры Павловны); А. П. Чехов « Волк»
(фрагмент);

· для самостоятельного анализа: И. А. Бунин « Смарагд»

14. Функция портрета в художественном произведении (2часа)

Задачи введения портрета в текст произведения: зри­тельное представление героя, указание на его внутрен­нюю сущность, выявление его психологического состоя­ния, заострение внимания на авторской оценке. Типы литературного портрета: многоплановый, идеализирую­щий. Возможные компоненты портретной характеристи­ки: статическая часть (особенности фигуры, черты ли­ца, одежда), динамическая часть (мимика, позы, манера держаться, жест, выражение лица). Способы введения портрета в художественный текст: локализованный порт­рет, «разбитый» портрет. Некоторые принципы созда­ния литературных портретов, степень изменчивости портретной характеристики, степень детализации порт­ретной зарисовки, сосредоточенность на изображении «внешнего» или «внутреннего» человека через портрет­ную характеристику, особенности психологизма, проявленные в портрете. Общий принцип портретной характе­ристики персонажа — установка на читательскую актив­ность.

Урок-семинар с опорой на сравнительное рас­смотрение портретных характеристик персона­жей, принадлежащих перу разных авторов.

Литературный материал:

· для анализа на уроке: В. Ходасевич « Встреча»;

· для самостоятельного анализа: А. П. Чехов « Красавицы».

15. Художественная деталь.Символ. Подробность текста (2 часа)

Роль «бесконечно малых моментов текста» (Л. Н. Тол­стой) в системе многочисленных компонентов худо­жественного произведения. Художественная деталь в ис­торическом аспекте: усложнение функции детали. Отли­чие подробности от детали. Классификация подробно­стей и деталей: детали быта, пейзажные подробности, де­тали интерьера, портретные детали, психологическая подробность и др. Символ как знак, несущий иносказа­тельный смысл. Отличие символа от аллегории.

Урок-практикум с опорой на детальный текс­товой анализ произведения.

Литературный материал:

· для анализа на уроке: И. А. Бунин « Старуха»;

· для самостоятельного анализа: А. П. Чехов « Рассказ старшего садовника».

16. Стиль (1 час)

Стиль: история понятия. Стиль как явление языка и как явление искусства. Влияние особенностей эпохи, литературного направления на стиль писателя. Признаки стиля: лексическая окраска, ритмико-синтаксический строй повествовательной фразы, явственность или при­глушенность авторского голоса, метафоричность, темп изложения, место диалога в произведении, особенности композиции, своеобразие сюжетной формы. Предмет­ная изобразительность (характер портрета, пейзажа, ин­терьера и др.), символизация, особенности пространства и времени, наличие нескольких стилевых пластов. Вели­кие индивидуальные стили в русской классической лите­ратуре.

Урок-семинар с самостоятельным анализом литературного материала.

Литературный материал:

· для анализа на уроке: А. П. Платонов « Котлован» {фрагменты);

· для самостоятельного анализа: А. П. Плато­нов « Котлован» (фрагменты).

17. Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы (2 часа)

Виды тропов. Сравнение. Эпитет. Метафора: метафо­рический эпитет, глагольная и вещественная метафоры, овеществление и олицетворение. Метонимия. Синекдо­ха. Стилистические фигуры: инверсия, хиазм, анаколуф, бессоюзие, многосоюзие, апосиопеза (умолчание), ана­фора, эпифора, параллелизм (прямой и отрицательный), риторический вопрос, эллипсис, оксюморон, гипербола, литота, мейозис, ирония.

Урок-семинар с опорой на работу с фрагмен­тами текстов и обобщением в виде контрольного среза.

Литературный материал:

· для анализа на уроке: подборка цитат из разных произведений русской литературы;

· для самостоятельного анализа: лирика (по выбо­ру учащегося).

18. Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения (3 часа)

Проза и поэзия как две формы художественной ре­чи. Понятие литературного рода как важнейшая кате­гория поэтики. Жанровые разновидности лирики, эпоса, драмы.

Проблема анализа стихотворения. Условность плана анализа стихотворения. Лирический сюжет. Лирический герой. Принципы ритмической организации стихотворного текста. Системы стихосложения. Строфа. Поэтиче­ский синтаксис. Звукопись. Музыкальность стихотворе­ния. Размеры. Рифма и способы рифмовки.

Урок-беседа с привлечением ранее изученного материала.

Анализ художественных текстов с опорой на их жанрово-родовую принадлежность. Урок-прак­тикум на основе анализа поэтического текста.

Литературный материал:

· для анализа на уроке: И. С. Тургенев. «Как хоро­ши, как свежи были розы...»; И. А. Бунин. «В пустом, сквозном чертоге сада...» и произведения из программы основного курса;

· для самостоятельного анализа: Ф. И. Тютчев «Тени сизые смесились...» и др. стихотворения.

19. Зачет: комплексный анализ незнакомого художественного текста с последующим обсуждением результатов самостоятельной работы учащихся. Подведение итогов изучения курса (3 часа)

 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: