Задание 1. Игра «Кто рычит?»

Цель: различение на слух звуков [р] и [р'] в ряду звуков, слогов и слов.

Тигрица произносит звук твердо: «Р-р-р...», а тигренок — мягко: «Рь-рь-рь...» Я буду произносить звуки, слоги и слова, в которых есть эти звуки, а ты догадайся, кто рычит.

Звуки: [п], [р], [р'], [с], [к], [р'], [ш], [в], [р], [д], [р'], [н], [р].

Слоги: ра — ма — ни — ря — зу — ти — ро — ло — ре — до — ру.

Слова: якорь, рыба, букварь, помидор, моряк, пряник, роза.

Задание 2. Сравнительная характеристика звуков [р] и [р'].

Педагог. Чем звук [p] в рычании тигрицы отличается от звука [р'] в рычании тигренка?

Ребенок. Звук [р] — твердый, а звук [р'] — мягкий.

Педагог. Чем они похожи?

Ребенок. Эти звуки согласные звонкие.

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различение и автоматизация в произнесении звуков [р] и [р'] в слогах,
     ра — ра — ря                ро — ро — ре              ры — ры — ри

ри — ри — ру                ре — ре — ре                   рэ — ре — ре

ру — ри — ро             ру — рю — ру                  ро — рё — рё

Задание 4. Игра «Собери слово».

Цель: различение звуков [р] и [р'] в слогах.

Добавь слог: - ра или - ря: ды. мо.., за.., поте.., го.., по..;

- ры или - ри: ков.., фона.., снеги.., суха.., помидо.., забо...

Задание 5. Игра «Подарки».

Цель: различение звуков [р] и [р'] в словах.

Помоги Старичку Звуковичку выбрать подарки тигрице и тигренку. Помни, что тигрица любит подарки, в названии которых есть твердый звук [р], а тигренок — в названии ко­торых есть мягкий звук [р'].

Слова или картинки с изображениями: роза, пирог, пряник, варенье, коробка, груша, огурец, букварь, баран.

Задание 6. Повторение словосочетаний с четким произне­сением звуков [р] и [p']: нарисовать радугу, дорогие серьги, игрушечный робот, роза из крема, речная рыба, прекрасная орхидея, вырастить дерево, шустрый хорек, черные брюки, яркий фонарик, морской якорь, грушевое варенье, резали кар­тон, морской загар, гречневая крупа.

Задание 7. Повторение чистоговорок с четкой артикуляцией звуков [р] и [p']:

ра — ра — ра — Рае спать пора;

ри — ри — ри — горят фонари;

ро — ро — ро — на полу стоит ведро;

ре — ре — ре — встали рано на заре;

ры — ры — ры — летают комары;

рю — рю — рю — репу я варю.

Задание 8. Повторение предложений с четкой артикуляцией звуков [р] и [p'].

В саду расцвела розовая сирень.

Мама сделала на торте розы из крема.

Гриша рисует красным карандашом.

Варя варит смородиновое варенье, а Марина — грушевое.

Кирилл рубит топором дрова.

На березе каркали три вороны.

В огороде редиска и помидоры.

Вера и Рома собирают грузди и подберезовики.

Тамара играет на скрипке.

На тарелке лежат пирожки.

Задание 9. Повторение скороговорок, стихотворений.

Редька редко росла на грядке,

Грядка редко была в порядке.

Три сороки-тараторки

Тараторили на елке.

Повторяйте, детвора:

«Посреди двора дрова».

Роет землю серый крот —

Разоряет огород.

                  С. Маршак

Три вороны на заборе,

Три сороки на воротах.

И легонько их сжимает —

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа.

Только мышка не зевает —

Вмиг от кошки удирает.

                        Е. Савельева

Хорош пирожок,

Внутри творожок.

 

В аквариуме у Харитона

Четыре рака да три тритона.

 

В огороде старика

Репка выросла крепка.

Задание 10. Повторение стихотворных текстов.

Посмотрите на Иринку:

Ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандаринку —

Бросит корочку в корзинку.

                А. Стародубоеа

Начинается считалка:

На березу сели галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

                   С. Есенин

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

 

Собирала Маргаритка

Маргаритки на дворе.

Потеряла Маргаритка

Маргаритки на дворе.

 

Деревянный Буратино

Карабаса победил,

Дверь в каморке под картиной

Золотым ключом открыл.

 

На дворе — горка,

Под горкой — норка.

В этой норке крот

Норку стережет.

 

Задание 11. Пальчиковая игра.

Цели: развитие мелкой моторики, дифференциация звуков [р] и [р'].

Кошка и мышка

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки

Пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз.

Затем мед­ленно разжать кулаки, раз­водя пальцы в стороны, пока­зывая, как кошка выпускает коготки. При выполнении движений кисти рук отрыва­ются от стола, затем кулак или ладонь снова кладется на стол.

И легонько их сжимает –

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа.

Только мышка не зевает –

Вмиг от кошки удирает.

                 Е.Савельева

Ладони обеих рук лежат на столе, локти разведены в разные стороны, «кошка» (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно «шагают» по столу вперед. «Мышка» (левая рука) убега­ет: пальцы другой руки бы­стро движутся назад.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: