Раздел «Общие вопросы научного исследования»

Примерный список вопросов по дисциплине

«Логика и язык научного исследования»

Раздел «Общие вопросы научного исследования»

 

1. Проблема зарождения науки. Соотношение философского, научного и технического знания.

2. Предмет и специфика научного знания.

3. Методы и формы научного познания действительности.

4. Рациональное мышление. Классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность.

5. Логика и язык науки.

6. Понятие научной картины мира и ее эволюция в истории человеческой мысли.

7. Понятие материи, структурные уровни организации материи.

8. Мега, макро и микромир – специфика организации и законы развития.

9. Концепции пространства и времени в развитии науки.

10. Представления о реальности в классической и неклассической науке.

11. Феномен жизни: проблема определения и происхождения.

12. Теории сложных систем: кибернетика, теория информации.

13. Теории сложных систем: синергетика.

14. Философия техники.

15. Границы и проявления техногенной цивилизации

16. Глобальные кризисы и проблемы, порожденные современной наукой и техникой.

17. Проблема зарождения науки. Соотношение философского, научного и технического знания.

18. Предмет и специфика научного знания.

19. Методы и формы научного познания действительности.

20. Рациональное мышление. Классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность.

21. Логика и язык науки.

22. Понятие научной картины мира и ее эволюция в истории человеческой мысли.

23. Понятие материи, структурные уровни организации материи.

24. Мега, макро и микромир – специфика организации и законы развития.

25. Концепции пространства и времени в развитии науки.

26. Представления о реальности в классической и неклассической науке.

27. Феномен жизни: проблема определения и происхождения.

28. Теории сложных систем: кибернетика, теория информации.

29. Теории сложных систем: синергетика.

30. Философия техники.

31. Границы и проявления техногенной цивилизации

32. Глобальные кризисы и проблемы, порожденные современной наукой и техникой.

33. Наука как предмет философского исследования. Эволюция подходов к анализу науки.

34. Особенности научного познания.

35. Функции науки.

36. Генезис и основные этапы развития науки.

37. Философия и наука. Роль философии в возникновении науки.

38. Структура научного знания. Эмпирическое и теоретическое знание.

39. Проблема оснований науки.

40. Динамика науки, научные традиции и научные революции.

41. Научная рациональность, ее типы и ценности.

42. Современная постнеклассическая наука.

43. Традиционалистский и техногенный типы цивилизаций.

44. Наука как социальный институт.

45. Наука и культура.

46. Техника как предмет философского исследования.

47. Генезис и основные этапы развития техники.

48. Проблема взаимоотношения науки и техники.

49. Технический оптимизм и технический пессимизм. Перспективы и границы технической цивилизации.

50. Специфика технических наук. Их место в системе научного знания. Дисциплинарная организация.

51. Эволюция технических наук.

52. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом.

53. Проблема комплексной оценки последствий техники в жизни общества и человека.

54. Этические проблемы науки и техники. Проблема гуманизации и экологизации техники.

55. Научно-технический прогресс и концепция устойчивого развития цивилизации.

56. Науки о природе и науки о культуре (обществе).

57. «Жизнь» и «ценность» как категории социально-гуманитарного знания.

58. Текст как особая реальность социально-гуманитарного познания. Объяснение и понимание.

59. Структура и основные исследовательские программы современных социогуманитарных наук.

60. Возрастание роли знаний в жизни общества. «Общество знаний».

61. Представление о проблеме и предмете познания. Их особенности в современном гуманитарном познании.

62. Представление о методе и языке научных и философских теорий. Особенность методологии гуманитарного познания.

63. Представление о результатах и ограничениях научного познания.

64. Роль субъективности в гуманитарном познании. Его креативный и оценочный характер.

65. Проблема объективности в гуманитарном познании.

66. Понятие о пространстве и времени, их роль в познании.

67. Многомерность предмета гуманитарного познания.

68. Представление о ментальном портрете.

69. Субъект и объект познания.

70. Специфические черты социальных и гуманитарных наук.

71. Проблема классификации наук.

72. Дифференциация и интеграция в развитии науки.

73. Стили научного мышления и творчество в науке.

74. Эволюция и революции в развитии науки.

75. Структура и содержание исследовательского процесса.

76. Основные этапы научного исследования.

77. Доказательства и опровержения.

78. Логика научной аргументации.

79. Особенности естественнонаучного.

80. Особенности социально-гуманитарного познания.

81. Особенности комплексных и прикладных наук.

82. Проблема истины в современной науке

83. Идеалы и нормы научного познания.

84. Роль научной рациональности в развитии цивилизации.

85. Природа научных революций.

86. Наука и нравственность.

87. Научная этика.

88. Объяснение и понимание в гуманитарном познании.

89. Объяснение и понимание в естественнонаучном познании.

90. Объяснение, понимание и аргументация в технических науках.

91. Наука, квазинаука, лженаука.

92. Сциентизм и антисциентизм.

93. Познание будущего: научный прогноз, футурология.

94. Религиозное пророчество, предсказания.

95. Проблема достоверности социальных прогнозов.

96. Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки.

97. Наука и глобальные проблемы современного человечества.

98. Системный метод познания в науке.

99. Моделирование в науке.

100. Науки «на стыке» специальностей.

101. Интеллектуальная собственность как особый вид научного познания.

102. Философско-методологические проблемы интеллектуальной собственности.

103. Гуманитарная и экологическая экспертиза научных проектов.

104. Многозначность понятия “знание”. Знание и мнение. Достоверность и истинность знания.

105. Виды знания: личностное и коллективное; научное и вненаучное.

106. Научное познание, его специфика и общая структура.

107. Общие закономерности развития науки.

108. Движущие факторы развития науки.

109. Интернализм и экстернализм. Социокультурные факторы развития науки.

110. Модели науки и ее развития.

111. Понятие парадигмы. Эволюция и революция в науке.

112. Методы и формы познания эмпирического уровня науки: наблюдение, измерение, эксперимент, модельный эксперимент; факт как знание

113. Методы и формы познания эмпирического уровня науки: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, классификация.

114. Эмпирические гипотеза и закон как формы знания.

115. Методы и формы познания теоретического уровня науки: абстрагирование, формализация, мысленный эксперимент; гипотетико-дедуктивный метод, логический и исторический методы.

116. Теоретический уровень научного знания.

117. Гипотеза и теория как формы знания.

118. Проблемная ситуация в научно-познавательной деятельности. Проблема как форма научного знания.

119. Мнимые и псевдопроблемы в истории науки.

120. Понятие научных ценностей.

121. Этос науки.

122. Знание, вера, наука.

123. Конструктивный и негативный характер веры.

124. Соотношение веры и сомнения.

125. Укорененность веры в социальном опыте, традициях и повседневном мышлении.

126. Естественный и научный язык.

127. Специфика языка науки.

128. Текст как основа и база социально-гуманитарного знания.

129. Двойственная природа текста: передача информации и осуществление коммуникации.

130. Смысловая открытость научного текста.

131. Диалектика теоретического и практического разума.

132. Ценностные ориентации субъекта и объективно истинное знание.

133. Понимание научной революции в отечественной философии науки.

134. Стиль научного мышления (познания) как методологическая форма ценностного знания.

135. Научная картина мира, ее структура и функции в научно-познавательной деятельности.

136. Роль философских принципов и понятий в научном познании.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: