Примерный список вопросов по дисциплине
«Логика и язык научного исследования»
Раздел «Общие вопросы научного исследования»
1. Проблема зарождения науки. Соотношение философского, научного и технического знания.
2. Предмет и специфика научного знания.
3. Методы и формы научного познания действительности.
4. Рациональное мышление. Классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность.
5. Логика и язык науки.
6. Понятие научной картины мира и ее эволюция в истории человеческой мысли.
7. Понятие материи, структурные уровни организации материи.
8. Мега, макро и микромир – специфика организации и законы развития.
9. Концепции пространства и времени в развитии науки.
10. Представления о реальности в классической и неклассической науке.
11. Феномен жизни: проблема определения и происхождения.
12. Теории сложных систем: кибернетика, теория информации.
13. Теории сложных систем: синергетика.
14. Философия техники.
15. Границы и проявления техногенной цивилизации
|
|
16. Глобальные кризисы и проблемы, порожденные современной наукой и техникой.
17. Проблема зарождения науки. Соотношение философского, научного и технического знания.
18. Предмет и специфика научного знания.
19. Методы и формы научного познания действительности.
20. Рациональное мышление. Классическая, неклассическая и постнеклассическая рациональность.
21. Логика и язык науки.
22. Понятие научной картины мира и ее эволюция в истории человеческой мысли.
23. Понятие материи, структурные уровни организации материи.
24. Мега, макро и микромир – специфика организации и законы развития.
25. Концепции пространства и времени в развитии науки.
26. Представления о реальности в классической и неклассической науке.
27. Феномен жизни: проблема определения и происхождения.
28. Теории сложных систем: кибернетика, теория информации.
29. Теории сложных систем: синергетика.
30. Философия техники.
31. Границы и проявления техногенной цивилизации
32. Глобальные кризисы и проблемы, порожденные современной наукой и техникой.
33. Наука как предмет философского исследования. Эволюция подходов к анализу науки.
34. Особенности научного познания.
35. Функции науки.
36. Генезис и основные этапы развития науки.
37. Философия и наука. Роль философии в возникновении науки.
38. Структура научного знания. Эмпирическое и теоретическое знание.
39. Проблема оснований науки.
40. Динамика науки, научные традиции и научные революции.
41. Научная рациональность, ее типы и ценности.
42. Современная постнеклассическая наука.
43. Традиционалистский и техногенный типы цивилизаций.
|
|
44. Наука как социальный институт.
45. Наука и культура.
46. Техника как предмет философского исследования.
47. Генезис и основные этапы развития техники.
48. Проблема взаимоотношения науки и техники.
49. Технический оптимизм и технический пессимизм. Перспективы и границы технической цивилизации.
50. Специфика технических наук. Их место в системе научного знания. Дисциплинарная организация.
51. Эволюция технических наук.
52. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом.
53. Проблема комплексной оценки последствий техники в жизни общества и человека.
54. Этические проблемы науки и техники. Проблема гуманизации и экологизации техники.
55. Научно-технический прогресс и концепция устойчивого развития цивилизации.
56. Науки о природе и науки о культуре (обществе).
57. «Жизнь» и «ценность» как категории социально-гуманитарного знания.
58. Текст как особая реальность социально-гуманитарного познания. Объяснение и понимание.
59. Структура и основные исследовательские программы современных социогуманитарных наук.
60. Возрастание роли знаний в жизни общества. «Общество знаний».
61. Представление о проблеме и предмете познания. Их особенности в современном гуманитарном познании.
62. Представление о методе и языке научных и философских теорий. Особенность методологии гуманитарного познания.
63. Представление о результатах и ограничениях научного познания.
64. Роль субъективности в гуманитарном познании. Его креативный и оценочный характер.
65. Проблема объективности в гуманитарном познании.
66. Понятие о пространстве и времени, их роль в познании.
67. Многомерность предмета гуманитарного познания.
68. Представление о ментальном портрете.
69. Субъект и объект познания.
70. Специфические черты социальных и гуманитарных наук.
71. Проблема классификации наук.
72. Дифференциация и интеграция в развитии науки.
73. Стили научного мышления и творчество в науке.
74. Эволюция и революции в развитии науки.
75. Структура и содержание исследовательского процесса.
76. Основные этапы научного исследования.
77. Доказательства и опровержения.
78. Логика научной аргументации.
79. Особенности естественнонаучного.
80. Особенности социально-гуманитарного познания.
81. Особенности комплексных и прикладных наук.
82. Проблема истины в современной науке
83. Идеалы и нормы научного познания.
84. Роль научной рациональности в развитии цивилизации.
85. Природа научных революций.
86. Наука и нравственность.
87. Научная этика.
88. Объяснение и понимание в гуманитарном познании.
89. Объяснение и понимание в естественнонаучном познании.
90. Объяснение, понимание и аргументация в технических науках.
91. Наука, квазинаука, лженаука.
92. Сциентизм и антисциентизм.
93. Познание будущего: научный прогноз, футурология.
94. Религиозное пророчество, предсказания.
95. Проблема достоверности социальных прогнозов.
96. Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки.
97. Наука и глобальные проблемы современного человечества.
98. Системный метод познания в науке.
99. Моделирование в науке.
100. Науки «на стыке» специальностей.
101. Интеллектуальная собственность как особый вид научного познания.
102. Философско-методологические проблемы интеллектуальной собственности.
103. Гуманитарная и экологическая экспертиза научных проектов.
104. Многозначность понятия “знание”. Знание и мнение. Достоверность и истинность знания.
105. Виды знания: личностное и коллективное; научное и вненаучное.
106. Научное познание, его специфика и общая структура.
107. Общие закономерности развития науки.
108. Движущие факторы развития науки.
109. Интернализм и экстернализм. Социокультурные факторы развития науки.
|
|
110. Модели науки и ее развития.
111. Понятие парадигмы. Эволюция и революция в науке.
112. Методы и формы познания эмпирического уровня науки: наблюдение, измерение, эксперимент, модельный эксперимент; факт как знание
113. Методы и формы познания эмпирического уровня науки: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, классификация.
114. Эмпирические гипотеза и закон как формы знания.
115. Методы и формы познания теоретического уровня науки: абстрагирование, формализация, мысленный эксперимент; гипотетико-дедуктивный метод, логический и исторический методы.
116. Теоретический уровень научного знания.
117. Гипотеза и теория как формы знания.
118. Проблемная ситуация в научно-познавательной деятельности. Проблема как форма научного знания.
119. Мнимые и псевдопроблемы в истории науки.
120. Понятие научных ценностей.
121. Этос науки.
122. Знание, вера, наука.
123. Конструктивный и негативный характер веры.
124. Соотношение веры и сомнения.
125. Укорененность веры в социальном опыте, традициях и повседневном мышлении.
126. Естественный и научный язык.
127. Специфика языка науки.
128. Текст как основа и база социально-гуманитарного знания.
129. Двойственная природа текста: передача информации и осуществление коммуникации.
130. Смысловая открытость научного текста.
131. Диалектика теоретического и практического разума.
132. Ценностные ориентации субъекта и объективно истинное знание.
133. Понимание научной революции в отечественной философии науки.
134. Стиль научного мышления (познания) как методологическая форма ценностного знания.
135. Научная картина мира, ее структура и функции в научно-познавательной деятельности.
136. Роль философских принципов и понятий в научном познании.