Сознание как высший уровень психического отражения. Структура сознания

Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Сознание, как оно открывается субъекту, представляет собой картину мира, в которую включен и окружающий человека мир, и он сам, и его переживания.

Атрибуты сознания:

· различение субъекта и объекта;

· ориентация во времени и пространстве;

· активность: сам субъект обусловливает содержание сознания;

· произвольность: сознание вплетено в целенаправленную деятельность субъекта;

· интенциональность – направленность на предмет: сознание – это всегда сознание чего-либо;

· способность к рефлексии: сознание включает в себя и осознание самого субъекта. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

"Сознание есть отражение объекта, знания о нем и форма жизни субъекта.. Сознание обусловливает поведение, деятельность людей; деятельность же людей изменяет природу и перестраивает общество. И сознание, и деятельность - это связь человека с миром. То, что в процессе осознания переходит из мира в человека, приобретая в нем идеальную форму существования, преломляясь через субъекта, в качестве его помыслов и замыслов, через действие переходит в мир, преобразуя его, и воплощаясь в нем, приобретает материальную форму существования" (С.Л. Рубинштейн).

Сознание характеризуется активным отношением человека к действительности, к самому себе, к своим поступкам и действиям, деятельности, направленной на достижение поставленных целей. Сознание является способностью человека понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия, и свое отношение к миру и себе самому.

Сознание не есть ёмкость для психических процессов, не есть плоскость, на которой развёртываются психические содержания, не есть сумма психических процессов, т.е. оно не аддитивно. Сознание есть внутренняя деятельность субъекта. "Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания" (А.Н. Леонтьев).   

Факторы возникновения сознания в филогенетическом аспекте:

1) деятельность - сделала сознание необходимым, т.к. деятельность должна направляться целью. Цель представляет образ будущего результата, и образ цели постоянно должен быть представлен в сознании;

2) речь - сделала сознание возможным. Именно в речи в виде понятий накапливается информация об общих и существенных признаках предметов. В понятиях закреплен опыт человеческого развития. Сознание имеет социокультурную природу и формируется под влиянием совместной производственной практической деятельности с непременным ее атрибутом - общением (по А.Н. Леонтьеву).

Эти же факторы определяют возникновение и развитие сознания в онтогенезе.

А.Н. Леонтьев выделил уровни развития сознания: развитое и примитивное сознание. Примитивное сознание, в отличие от развитого, характеризуется:

· суженным полем;

· невозможностью абстракции, зависимостью от конкретной ситуации и от конкретного действия субъекта;

· зависимостью от коллективного мнения. 

Структура сознания по А.Н.Леонтьеву:

· чувственная ткань сознания - чувственные переживания различной модальности, интенсивности, степени ясности. Обычно чувственная ткань сознания не открывается субъекту как таковая, а переживается как чувство реальности. Чувственная ткань сознания связана с объектом, который мы отражаем. В обычном состоянии у субъекта слито воедино отражение объекта и сам объект, именно поэтому возникает ощущение реальности происходящего вокруг нас. Отделение чувственной ткани сознания от предметного содержания отражаемых объектов происходит только в случае нарушений условий восприятия. Психический образ представлен двояко: чувственная ткань и предметное содержание. Благодаря сознанию человек освобождается от зависимости от чувственных впечатлений. Функция чувственной ткани: обеспечение слитности образа и предмета, который вызвал этот образ;

· система значений. Носителями значений являются: предметы материальной культуры, нормы и образцы поведения (ритуалы, традиции), знаковые системы (прежде всего язык). В значении зафиксированы общевыработанные способы взаимодействия субъекта с предметной средой. Посредством системы значений сознанию субъекта открывается образ мира, других людей и самого субъекта. Выпадение анализаторных систем не разрушает сознание, выпадение же системы значений деформирует сознание человека;

· личностный смысл – индивидуализированное отражение отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Личностный смысл – это индивидуальное значение общепринятого значения.

Структура сознания по С.Л. Рубинштейну:

· знание. Момент знания в сознании заключается в каждом психическом явлении, т.к. каждый психический процесс является отражением объективной реальности, познанием в подлинном смысле слова, все более глубоким активным познавательным проникновением в действительность оно становится лишь у человека по мере того, как он в своей общественной практике начинает изменять и, изменяя, все глубже познавать действительность;

· переживание. Первично, дано субъекту прежде всего как психический факт, как кусок собственной жизни индивида, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием является психическое образование, т.к. оно определяется контекстом жизни индивида. В сознании переживающего индивида этот контекст выступает как связь его активности и мотивов. Они определяют смысл пережитого как чего-то со мной происшедшего. "В переживании на передний план выступает не предметное содержание того, что в нём отражается, а его значение в ходе моей жизни - то, что я это знал, что мне уяснилось, что этим разрешились задачи, которые были передо мной..." (С.Л. Рубинштейн). Переживание – это психическое образование, выступающее как событие внутренней жизни данного субъекта.

Знание и переживание взаимосвязаны: переживание является переживанием чего-то, а значит, знанием о чём-то; всякое переживание включает в себя как нечто подчиненное и аспект знания; вместе с тем, знание может стать глубочайшим личностным переживанием.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: