Правовые основы использования технических средств при проведении таможенного контроля

 

Конституция Российской Федерации объединяет единые правила внешнеэкономической деятельности и таможенных процедур. Таможенное регулирование регламентируется Таможенным кодексом ЕАЭС. Сложившиеся правовые отношения между Россией, Белоруссией и Казахстаном в рамках этого направления предполагают решение ряда вопросов, направленных на защиту экономической безопасности этих государств. В ходе реализации таможенных правил возникла необходимость привлечения и других стран, которые выступили в роли наблюдателей. Сложившаяся положительная тенденция развития экономики этих стран позволила другим присоединиться и войти в состав уже сложившегося Таможенного союза. Сегодня он состоит из следующих членов: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Кыргызстан. Защита экономических интересов, обеспечение государственной безопасности и общественного порядка способствуют достижению поставленных ими целей путем проведения таможенной экспертизы, которая является эффективным способов разрешения разного рода конфликтов. Различные отрасли права, такие как административное, налоговое, гражданское, уголовно процессуальное, экологическое и т. д. регулируют возникшие правоотношения. В их числе и таможенное законодательство. Важно отметить, что в этой сфере экспертиза может назначаться не только в связи с выявлением и расследованием неправомерных деяний (например, в рамках дознания или производства по делам об административных правонарушениях - нарушениях таможенных правил), но и в процессе осуществления таможенных процедур, а именно таможенного контроля. Производство таможенных экспертиз и исследование товаров является контрольной функцией. Она проявляет себя постоянно вне зависимости от категорий и количества перемещаемых товаров, а также лиц, их перемещающих, и разновидностей транспортных средств. Таможенная экспертиза товаров, документов и транспортных средств имеет большое значение и в целях государственной безопасности, и в целях международной торговли. Подчас именно таможенная экспертиза позволяет вовремя остановить поступление некачественных товаров на потребительский рынок[4].

Самые значительные произошли в части процедуры принятия решений в области таможенного дела по результатам таможенных проверок. Сегодня большое внимание уделяется проведению различных видов таможенного контроля. И здесь налицо проблема его эффективности, качества и приведения норм таможенного законодательства. На Федеральную Таможенную Службу России (далее ФТС) возложена ответственность применения форм, средств и методов таможенного контроля. В связи с этим, между участниками-партнерами во внешнеэкономической деятельности могут возникнуть некоторое непонимание. В таком случае необходимо учитывать интересы государств - членов Таможенного союза и членов внешнеэкономической деятельности. Киотская конвенция наглядно показала, что таможенный контроль должен осуществляться на минимальном уровне. Это позволит работникам таможенных органов обеспечить эффективное использование уже имеющихся ресурсов, а также выявить недобросовестных участников ВЭД, способствовать увеличению международных товарных потоков и т. д. Практика наглядно показывает необходимость дальнейших разработок соответствующих правовых документов. При подаче декларации и ввозе товаров на территорию Таможенного союза и России чаще стали применять электронное оформление документов. Статистика показывает, что досмотру в России подлежат 60 % от всего потока товарных партий. В европейских странах подобные показатели значительно ниже. Это связано в какой-то мере с упрощением некоторых процедурных вопросов, что весьма положительно, но, к сожалению, приводит к снижению коммерческих потоков.

Практически 90 % импорта в России попадает под действие профилей рисков. В этот объем входят: медикаменты, продовольствие, одежда и другие товары, вплоть до технологического оборудования. К сожалению, рисков меньше не стало! И главной проблемой является «серый» импорт. Основной риск составляет контрафактный товар, а его, по оценке специалистов, более 50 %. Кроме этого, риски не отражают рыночных цен. Поэтому для совершенствования таможенного контроля определено несколько направлений[5].

Вступление в силу нового Таможенного законодательства ЕАЭС (Евразийский Экономический союз) с января 2018 года привнесло некоторые изменения в отношении таможенного контроля и таможенных процедур. Таможенное законодательство предусматрело семнадцать процедур, что дало положительный результат. Это коснулось сроков и форм проведения таможенных процедур.

Следующим документом является решение Комиссии Таможенного союза. Она обладает статусом единого постоянно действующего регулирующего органа, созданного для обеспечения условий его функционирования и развития с полномочиями по принятию решений, имеющих обязательный для сторон характер. Данная комиссия учреждена участниками Таможенного союза Договором трех договаривающихся государств-участников Таможенного союза «О Комиссии Таможенного союза». И обладает статусом единого постоянно действующего регулирующего органа, созданного для обеспечения условий функционирования и развития Таможенного союза с полномочиями по принятию решений, имеющих обязательный для сторон характер.

Таможенные органы по действующему таможенному законодательству ЕАЭС выделяют разные формы контроля:

1.  Получение объяснений;

2.  Проверка таможенных документов и их сведений;

3.  Таможенный осмотр;

4.  Таможенный досмотр;

5.  Личный таможенный досмотр;

6.  Таможенный осмотр помещений и территорий;

7.  Таможенная проверка.

К некоторым формам контроля могут применяться технические средства:

-  при проверке документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

-  при таможенном досмотре товаров и транспортных средств, личном досмотре;

-  при учете товаров и транспортных средств;

-  при устном опросе физических и должностных лиц;

-  при проверке учета и отчетности;

-  при осмотре территорий и помещений складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю;

-  при иных формах таможенного контроля, предусмотренных иными актами законодательства РФ по таможенному делу (Кабанов, 2016).По мнению практиков, формы таможенного контроля постоянно совершенствуются. При решении некоторых задач могут быть использованы различные методы оптимизации. Это связано с выбором параметров самого контроля. Условно формы классифицируют на основные и дополнительные. К основным можно отнести проверку документов и сведений, таможенный осмотр помещений и территорий, сам таможенный осмотр товаров и транспортных средств. А устный опрос, процедура наблюдений, проверка марок, нанесенных на товары, учет самих товаров и их чётности, можно отнести к дополнительным. С момента пересечения границы товары и транспортные средства сразу попадают под таможенный контроль. Особое внимание уделяется личному досмотру[6]. И здесь, как считают специалисты, присутствует некая исключительность этой процедуры. Именно Таможенный кодекс Таможенного союза и определяет ее исключительное положение. Выяснение обстоятельств, проверка документов, сбор информации - все это проводится устно, в процессе объяснений и выяснений. Личному досмотру подвергаются все категории физических лиц: граждане Российской Федерации, иностранные лица, лица без гражданства, лица, имеющие двойное гражданство. Также таможенным законодательством предусмотрены лица, в отношении которых данная процедура не проводится. К ним относятся: президенты, депутаты, судьи, прокуроры, следователи органов прокуратуры и иные лица, которые освобождены от прохождения подобной процедуры в соответствии с международными договорами стран, которые являются участниками таможенных правоотношений.

Отмечен тот факт, что личный досмотр, как меру процессуального обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил, необходимо отличать от форм таможенного контроля, а также от принудительных мер, не связанных с административным правонарушением, поскольку первый обусловлен фактом неправомерного поведения, а последние являются контрольно-предупредительными или применяются в целях защиты интересов общества и государства (Паулов, 2015).

Возникает спор, а можно ли вещь, находящуюся в кармане, считать сознательно скрытой? Ведь законодательство не содержит четких и строгих критериев относительно некоторых вещей. Тем более, что был внесен интересный термин «при себе». Но тут все же можно предположить многое. Исходя из этого и можно сделать вывод, что то, что перевозится при «себе» не влечёт за собой понятия нарушения или проведения дополнительных процедур. А вещи, провозимые не в багаже, могут быть досмотрены визуально, без соблюдения определенных процедур. И все же хотелось бы по этому вопросу получить более расширенную информацию на законодательном уровне. Пока же можно считать данный вопрос открытым и не до конца определенным. Что наглядно говорит о возможной проблеме.

По данному вопросу в практике европейских стран обусловлен иной подход. И не все государства - партнеры обязаны прислушиваться или отрицать данное положение вещей. При этом многие принимают такое направление все-таки как гуманистический подход. Ведь личному досмотру могут быть подвергнуты и несовершеннолетние, инвалиды, не имеющие физической возможности совершать определённые действия. А также лица недееспособные, которых обязаны сопровождать опекуны или попечители. Но все же данная процедура вызывает стресс. Такое состояние иногда выливается в конфликт «на пустом месте». Работники таможенных органов не учитывают психологическое состояние физического лица на момент прохождения указанной процедуры. Вот здесь возникает озабоченность состоянием здоровья не только лица, проходившего процедуру личного досмотра, но и здоровьем самого работника таможенных органов. Нормы национальных правовых систем не всегда отражают данное положение вещей. Иногда они устремлены на сглаживание острых углов. Рассмотренные варианты направлены на снижение воздействия негативных факторов на физическое лицо. В данном случае просто необходим и профессиональный уровень подготовки самих работников, их психологическая защищенность и т. д. Одним из теоретиков подведён некий итог того, что это все вызывает или зарождает проблему, на которую сразу не обращают внимания. А это может стать важным вопросом в реферировании правовых аспектов.

Далее возможно рассмотреть две формы таможенного контроля: это таможенный осмотр и таможенный досмотр. Они, безусловно, разграничены между собой, но при этом имеют тесное соприкосновение. Их правовое регулирование осуществляется не только таможенным законодательством Таможенного союза, решением комиссии, но и нормами национальных систем тех государств, которые являются активными участниками внешнеэкономических отношений. Таможенному осмотру подвергаются документы, личные вещи физического лица, транспортные средства, товар, перевозимый через таможенную территорию. Вещи, не подлежащие вскрытию, надлому, распечатки товара или надрыва его упаковки. Иными словами, это визуальный осмотр. Под таможенным досмотром принято понимать более тщательный и углубленный осмотр. Например, вскрытие, надрыв целостности. Положительный эффект достигается при применении или использовании специальных технических приспособлений и устройств. А также необходимо учитывать высокий профессионализм работников таможенных органов, накопленный ими опыт и навыки. Конечно же, объектами данных форм принято считать товары и транспортные средства. Так как про таможенный личный осмотр было сказано выше, то здесь остановимся на таможенном досмотре[7]. Условия, при которых данная таможенная процедура может проводиться, возникают как следствие уже совершенных определенных действий: выпуск товаров, въезд транспортных средств, оборот товаров и т. д. Данный вид контроля направлен на обеспечение экономической безопасности государства. Большую роль в этом играет его политика, направленная на сохранение целостности экономики, защиту потребителя от проникновения некачественного товара или транспортных средств.

Развитие технического прогресса заставляет совершенствовать и развивать способы и методы применения таможенного контроля. Интересен анализ проведения подобных мероприятий в авиационных пунктах. Воздушный транспорт имеет ряд преимуществ. Перевозка пассажиров этим видом лидирует среди других способов передвижения. Именно большой поток пассажиров диктует правила применения технологии таможенного контроля в отношении воздушных судов. Наиболее распространенными его формами являются таможенный осмотр, досмотр и таможенное наблюдение. Строительство современных аэропортов с применением технических новшеств создает необходимые условия для формирования правовых аспектов. При таких специфических условиях объектом являются: багаж, ручная кладь пассажиров. А это влечет за собой наличие разных тайников и т. д. И при осмотре данной категории вещей просто необходимо наличие специальной техники, различных средств и приспособлений. Они ускоряют процесс проверок. Но тут необходимо учитывать специфику воздушного судна, его строение, конфигурацию и т. д. Процедура такого осмотра начинается с кабины экипажа, затем проверке подлежит пассажирский салон, багажный отдел, механизмы заправки, служебные отсеки. Одним из основных технических возможностей является рентген. Сегодня просмотр вещей таким способом кажется нам обычным делом. Но и это техническое средство, как инновационный метод диагностики и контроля, присутствует не везде. Положительный пример внедрения современных способов присутствует в аэропорту г. Ростов- на-Дону «Платов». Здесь используется самый передовой способ таможенного контроля. Один из них - сканирование человека. Он позволяет предотвратить многие негативные моменты. Это бесконтактный способ осмотра. Но при этом весьма эффективный. Пассажир, проходя подобную процедуру, не испытывает стресса и возможных неудобств, которые могут привести к нежелательным последствиям. Информация о проведении таких осмотров сразу поступает в специальные отделы, обеспечивающие безопасность полетов воздушных судов, прохождения пассажиров и провоза багажа. Технические средства позволяют специалистам быстро анализировать поступившие сведения и своевременно на них реагировать. Благодаря этому удалось предотвратить множество негативных явлений. Это поиск и обнаружение взрывчатых веществ, легко воспламеняющихся жидкостей, которые запрещены к провозу и использованию. Выемка у пассажиров наркотических и психотропных препаратов. Незаконный провоз животных, оружия всех видов и боеприпасов. Этот вопрос более подробно рассматривается в ряде статей, где специалистами указаны технические средства и их характеристики, с помощью которых проводятся указанные процедуры таможенного контроля.[8]. Инновационный подход прослеживается и при выполнении многих нормативных актов в области таможенного дела. Письма, инструкции, распоряжения Федеральной Таможенной службы Российской Федерации направлены на совершенствование применения и проведения таможенных процедур различного характера.

Схожей с формой таможенного досмотра рассматривают таможенное наблюдение. Определение ст. 110 Таможенного Кодекса ЕАЭС указывает на то, что таможенное наблюдение является формой таможенного контроля. Так, таможенное наблюдение является гласным, целенаправленным, систематическим или разовым, непосредственным или опосредованным визуальным наблюдением, в том числе с применением технических средств должностными лицами за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций3. Данная форма имеет сложное и объемное определение. Действующий порядок указывает на то, что таможенное наблюдение является гласным, то есть с ведома и разрешения лица, которое осуществляет провоз товаров и транспортных средств. Статьей 108 ТК ТС довольно четко установлен и ограничен перечень грузовых и иных операций, который включает в себя транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, разгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие, упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному контролю, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары. Данная форма таможенного контроля намного упрощает процедуру таможенного осмотра и досмотра. Это, безусловно, является положительным моментом. Визуальное наблюдение работников таможенной службы позволяет им самостоятельно решать вопросы, связанные с необходимостью проведения или назначения других форм контроля. Но есть и отрицательные моменты. Например, несвоевременное выявление правонарушений. Это может коснуться административных или уголовных преступлений в сфере таможенного дела. Проявляется это чаще всего в том, что визуальный осмотр не показал всей полноты соответствия или несоответствия заявленным качествам товара. Случаются ситуации, когда специальное сокрытие запрещенных к провозу товаров приходится дополнительно подвергать таможенному осмотру или досмотру. Работники таможенной службы идут на нарушение непосредственно своих должностных обязанностей. Это вызывает скопление очередей на таможенном посту, трату времени и привлечение дополнительных работников таможенной службы. С целью анализа применения данных форм таможенного контроля обратимся к исследованию, проводимому в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления, а именно в Санкт-Петербургской и Балтийской таможнях. Так, в статье «Бизнес потерял на таможенных «наблюдениях» 130 миллионов рублей» описываются такие показатели: согласно статистическим данным, таможенному наблюдению было подвергнуто около 2 % от оформленных товарных партий, в то время как доля товаров, подвергнутая таможенному досмотру, составила порядка 6,9 %[9]. По мнению некоторых аналитиков, таможенное наблюдение можно применять в совокупности с другими формами контроля, так как здесь прослеживается тесная связь и некое соотношение разных его форм. Безусловно, что все они дополняют друг друга (Кисюк, 2017). Статистика показывает, что все-таки форма таможенного досмотра является самой распространенной. Возникший вопрос о замене или альтернативе таможенного наблюдения к таможенному осмотру или досмотру отпадает сам собой. В рамках этого наблюдения напрашивается решение об улучшении администрирования и внедрения новых технологий. Потребности участников внешнеэкономических отношений ежегодно растут. Это вызывает множество правонарушений различного характера в таможенном деле. В основном, это бывает в результате подачи недостоверной информации. Нехватка специальных средств и технологии тормозят выявление, предотвращение подобного рода правонарушений. Государственными органами Российской Федерации ФТС и ФНС была разработана информационно-техническая система контроля за объектами с помощью специальных меток на товарах.[10] «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха» (норка, нутрия, писец, лиса, кролик, заяц, енот, овчина), что не позволяет обеспечить определенность в отношении иных товаров. При этом расширение спектра контролируемых товаров (и транспортных средств) связано с рядом технических и организационных проблем, требующих своего решения (Афонин, 2017). Таможенные технологии таможенного контроля можно классифицировать следующие образом: технологии делятся на продуктовые (технология единого окна) и процессные ИДК, Homo-scan, которые являются техническими средствами таможенного контроля; и RFID- технологии Radio Frequency Identification, выступающая средством идентификации) (Афонин, 2017).

Использование контрольных идентификационных знаков (КИЗов) - проблема в настоящее время. Эта система основана на чипировании товаров. Существуют сотни позиций, но используется одна. Так же существует широкий выбор стандартов, которые касаются RFID технологий. Но их оптимизация в таможенных органах - проблемный вопрос. Рассмотрим пример разных меток на мехах. Государство, на территории которого товар произведен, само выбирает цвет (произведенных в Союзе - зеленого цвета, для товаров, ввезенных на территорию Союза - красного цвета). Для применения RFID технологии недостаточно той правовой базы, которая существует. Более того, инновационные технологии развиваются и требуют своего технического внедрения, но, к сожалению, правовая база в этом плане очень слабая.

Одним из способов достижения эффективности таможенного контроля считается таможенная экспертиза. Она - одна из составляющих таможенного права. Важным моментом является установление и сохранение баланса между импортом и экспортом. Правовое положение таможенная экспертиза закрепила еще и исторически. На разных этапах развития государства таможенные отношения развивались и крепли. Таможенная экспертиза стала неотъемлемой частью таможенного контроля. Решением Комиссии Таможенного Кодекса Таможенного союза (ст.139) "О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля" от 20 мая 2010 г. № 258 определи порядок проведения таможенной эксперти- зы[11]. Таможенный кодекс четко выделяет виды таможенной экспертизы:

-  идентификационная;

-  товароведческая;

-  материаловедческая;

-  технологическая;

-  криминалистическая;

-  иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость.

При проведении таможенной экспертизы возникают некоторые коллизии. Как считают некоторые ученые-юристы, такие как С.Н. Метельков, А.В. Нестеров необходимо принятие Федерального закона «Об экспертизе», который смог бы на законодательном уровне урегулировать всю существующую систему противоречий в области экспертизы (Паулов, 2015). Основные задачи ее проведения - назначения объекта таможенного контроля, установление правового статуса, таможенной стоимости товаров и предметов, которые перемещаются через границу Таможенного союза. Но при этом возникают некоторые специфические моменты, дать грамотную и качественную оценку выявленных коллизии, правильное применение выбранных методов таможенного контроля, соответствия тарифного и нетарифного регулирования, установление и идентификация ярлыков товара, соответствие его документам, оценка объектов таможенного контроля. Вывод таможенной экспертизы - важный документ для судебных разбирательств. Лица, осуществляющие таможенную экспертизу, должны обладать определёнными профессиональными качествами. Для них установлены требования: опыт работы, компетенция, непредвзятость и личные качества. Заключение таможенного эксперта должно быть ясным, точным и конкретизированным. Отражать все детали проверки, указывать все способы и приемы, использованные во время экспертизы. Это сложная процедура, отражающая качество таможенной системы в целом.

За несколько последних лет таможенное законодательство претерпело значительные изменения. Формы таможенного контроля видоизменяются. Государство выполняет роль регулятора таможенных правоотношений. Развитие внешнеэкономической деятельности, возникновение международных организации в рамках этого направления диктуют свои правила торговли, обмена и выпуска товаров. Товарообмен значительно вырос, вырос и спрос. Ввоз и вывоз его на территорию и с территории определенного государства подлежит строгому учету и контролю. Таможенное регулирование позволяет сформировать единый подход в этом направлении. Проведя небольшой анализ форм таможенного контроля, можно сделать вывод о том, что не все они являются эффективными. Сформированы они из заключения практиков, которые наглядно показывают, что теоретическое обоснование не совпадает с их выводами. Этот вопрос не является однозначным. Реформирование таможенного законодательства вносит больше ясности по некоторым позициям. Почти в неизмененном виде осталась такая форма таможенного контроля как таможенный досмотр. Исключительность состоит в том, что его могут применять при любых формах проверок и экспертиз. А.А. Тюкавкин - Плотников провёл полный анализ правовых норм таможенного дела, которые претерпели значительные изменения или утратили силу. Государства - члены ЕАЭС - приняли единую позицию по исполнению форм таможенного контроля. Разработка единых правил и их соблюдение значительно повысили правосознание и меры ответственности. Как у таможенных работников единого таможенного пространства, так и у физических лиц, осуществляющих провоз товаров и транспортных средств. В целом, это привело к поднятию экономики, значительно расширило внутригосударственный рынок за счет увеличения импорта.

Согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, таможенный контроль - это «совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании».

Однако, в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО) ТК определен, как «меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы».

В первую очередь это правовые, кадровые, организационные, экономические меры. Также к числу таких мер можно отнести технические, включающие в себя обеспечение современной таможенной техникой, с помощью которой таможенные органы осуществляют свою административно - хозяйственную, правоприменительную и правоохранительную деятельность.

Согласно статье 342 ТК ЕАЭС - у таможенных органов есть возможность использовать технические средства таможенного контроля (далее - ТСТК) и иные технические средства при проведении ТК товаров и транспортных средств.

Перечень ТСТК, а также порядок их применения определен приказом ФТС России от 21.12.2010 № 2509 «Об утверждении перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах Российской Федерации». Данный перечень представляет собой структурированную классификацию ТСТК.

Статья 338 ТК ЕАЭС, относит использование ТСТК к мерам, обеспечивающим проведение ТК.

Почти все формы и меры ТК могут быть проведены с использованием ТСТК. Например, согласно статье 349 ТК ЕАЭС определено, что такая мера ТК как таможенное наблюдение, может быть проведена с использованием ТСТК. Аналогичные положения есть и в других статьях ТК ЕАЭС, касающихся ТК: ст. 335 (таможенная проверка), ст. 344 (маршрут перевозки), 346 (участие специалиста при проведении ТК), ст. 393 (отбор проб и образцов) и другие.

Для того чтобы получить информацию о, предметах, находящихся внутри транспортных средств, не прибегая к таможенному досмотру и, таким образом, уменьшая временные издержки проведения ТК, прибегают к ТСТК. Все таможенные органы оснащены досмотровой рентгеновской техникой (далее - ДРТ) как стационарной, так и портативной. Применение инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ИДК) позволяет ускорить прохождение ТК при одновременном усилении контроля перемещения товаров и является надежным заслоном в борьбе с нарушителями таможенного законодательства. За 3-5 минут, без вскрытия и разгрузки транспортного средства, можно идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаружить в них предметы, запрещенные к перевозке, а также оценить количество перевозимых товаров.

Все используемые таможенными органами ТСТК не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средства, а также должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений.

Безопасность ТСТК должна быть подтверждена специальными документами - санитарно-эпидемиологическими заключениями.

При применении ТСТК необходимо учитывать такие принципы как правомерность применения; научная обоснованность; экономичность; не причинение ущерба и вреда; обеспечение сохранности обнаруженного предмета, которые может быть предметом правонарушения; этичность; эффективность.

Применение ТСТК осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией. Их эксплуатация требует профессиональной подготовки и навыков должностных лиц таможенный органов (далее - ДЛТО). Приказом ФТС России от 25 мая 2010 года № 1000 «Об утверждении Руководства по эксплуатации технических средств» определен порядок использования ТСТК. Также, для ДЛТО разрабатываются методические рекомендации по применению определенных ТСТК, позволяющие в полной мере обеспечить правильность, безопасность и эффективность применения ТСТК при проведении ТК.

На примере Таможенного союза создаются и другие международные организации, способствующие развитию и укреплению внешнеэкономических отношений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: