Лекции по общей психологии
Раздел: Сознание и психика
План
1. Проблема определения сознания. Свойства сознания. Соотношение сознания и психики.
2.Топологическая (З. Фрейд) и динамическая (А.Н.Леонтьев) модели сознания. Структура сознания по А.Н.Леонтьеву.
3. Неосознаваемые явления в психике. Автоматизмы, установки, неосознаваемые мотивы.
4.Защитные механизмы психики. Типы эго-защит и стратегии копинг-поведения.
5. Понятие о языке, речи и речевой деятельности. Виды речевой деятельности.
6. Язык и мышление. Вербальные и невербальные приемы общения.
7. Понятие об эмоциях. Эмоции и деятельность.
8. Виды эмоций, их роль и функции. Теории эмоций.
9. Психические состояния, их функции и виды.
10. Физиологические корреляты эмоциональных состояний.
11. Диагностика аффекта. Методика сопряженных моторных реакций А.Р.Лурия.
12. Потребности, мотивы и мотивация. Перфекционизм и прокрастинация.
13. Понятие воли в психологии. Функции воли. Структура волевого акта.
14. Локус контроля и волевые качества личности.
|
|
Вопрос. Проблема определения сознания. Свойства сознания. Сознание и психика.
Сознание – высшая форма психического отражения, присущая только человеку. Сознание возникло под влиянием совместной трудовой деятельности, использования орудий труда и речи, материальных и идеальных артефактов. Понятие «сознание» в широком смысле совпадает с понятием «психика человека». Понятие сознания в узком смысле – это часть психики человека, выделяемая наряду с неосознаваемыми явлениями и областью бессознательного. Вся психика человека социально обусловлена и поэтому сознательна. Но сознание в узком смысле слова включает только актуально переживаемый и поэтому осознаваемый опыт человека. Забытый опыт пережитого, который человек субъективно утратил и воспроизвести не может, образует область бессознательного. Большинство сложных сознательных действий обеспечиваются множеством неосознаваемых механизмов. Это касается прежде всего познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, творчества, а также способов поведения и эмоционального реагирования.
Основы теории сознания заложил Р.Декарт.
Он утверждал: первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт. Я мыслю, следовательно, я существую (cogito ergo sum). Доказывать такое утверждение нет необходимости.
У. Джемс называл уверенность людей в существовании сознания самым фундаментальным постулатом психологии.
C конца XIX века сознание с легкой руки Декарта стало предметом психологии. Был выделен и описан ряд свойств сознания.
|
|
1. Непосредственная наблюдаемость явлений сознания.
2. Гетерогенность сознания, большое разнообразие его содержания: образы, мысли, чувства, цели, значения, смыслы и т.п.
3. Относительная ясность сознания. Уменьшение ясности сознания от центра к периферии. В сознании выделяются две области. Центральная область, наиболее ясная и отчетливая. Это «поле внимания» или «фокус сознания». И «периферия сознания». Ее содержание смутно и неотчетливо.
4. Непрерывность сознания. Брушлинский называл это свойство – недизъюнктивность. Содержание сознания находится в непрерывном движении. В.Джеймс выделяет два вида состояний сознания: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие.
Мысль может фиксироваться на предмете размышления. Но бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой. Если человек пытается эти переходы отфиксировать, то исчезает само движение мысли.
Вспомнить переходы мысли не удается, т.к. устойчивые образы затмевают моменты движения.
Движение сознания, непрерывное изменение его содержания и состояния В.Джеймс назвал «потоком сознания».
Поток сознания невозможно остановить. Его останавливает только смерть.
5. Неповторяемость состояний сознания. Ни одно минувшее состояние сознания не повторяется. Тождественным может быть только объект сознания, а не впечатление о нем. Удерживается сознание на объекте только в том случае, если в нем открываются все новые и новые стороны. В среднем 5-7 минут.
В психологии действует закон повторения неповторимого (В.П.Зинченко). Даже любое движение руки неповторимо (А.Н.Бернштейн). Движение не повторяется, а творится. Тезис автора физиологии активности.
6. В.Вудт выделил объем сознания. (Скорее это объем внимания). Он установил, что человек может услышать больше звуков, если будет их объединять в такты по два и более звуков. От испытуемого требовалось сравнить два ряда звуков, и сказать одинаковые они были или нет. Было доказано, что при укрупнении единиц содержания объем сознания возрастает.
7. Опосредствованность сознания знаками. Л.С.Выготский полагал, что сознание существует объективно, в культуре народа, его языке и речи. «Сознание не внутри нас, а вне нас», оно опирается на внешние знаковые системы. Посредством общение коллективное сознание интериоризируется в индивидуальное. В этом состоял неклассический подход к сознанию у Выготского.
Соотношение свойств психики и свойств сознания показаны в таблице.
Свойства психики как системы | Свойства сознания как феномена психики |
1.Открытая 2.Целостная. 3.Динамическая. 4.Внешне и внутренне детерминированная. 5.Самоорганизующая. 6. Нарушение упорядоченности элементов. 7.Неравновесность структур, разбалансировка подсистем. 8. Неустойчивость. (Качающаяся мачта) 9. Антиципация (предвосхищение). 11. Национально-культурная идентичность. Зависимость от языка. | 1. Непосредственная наблюдаемость явлений сознания. 2. Гетерогенность сознания. 3. Относительная ясность сознания. 4. Непрерывность сознания. 5. Неповторяемость явлений сознания. 6. Хаотичность-упорядоченность. 7. Ритмичность сознания. 8. Объем сознания. 9. Опосредствованность сознания знаками. |
Вопрос 2. Модели сознания. Структура сознания
(Литература: Яновский М.И. Внимание как критерий оценки состояний сознания // Вопросы психологии. 2005. №6. С.91-97.)
В современной психологии выделяется две модели сознания: модель З.Фрейда, получившая название топологической и модель А.Н.Леонтьева.
Первая рассматривает сознание как автономную пространственную структуру (топос) психики человека наряду с предсознанием и бессознательным.
|
|
Сознание в этой модели занимает свое стационарное место. Топологическая модель в этом смысле является статической моделью.
Но сознание – живой процесс. Фрейдовские уровни психического – это аспекты, присущие одновременно любому феномену сознания.
Так, бессознательное надо понимать, как находящееся не вне сознания, а внутри его.
Как было отмечено модель психики по З.Фрейду включает три разноуровневые области: сознательное, предсознательное и бессознательное. Уровень сознательного составляют мысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент времени. Это актуальный опыт человека, находящийся в его кратковременной и оперативной памяти. Сознание подчиняется принципу реальности, социальной желательности и необходимости. Оно руководствуется моральными нормами и запретами. Область предсознательного включает в себя весь тот опыт, который в данный момент не осознается, но может легко вернуться в сознание. Этот опыт находится в долговременной памяти и может быть оттуда при определенных условиях и при необходимости извлечен, актуализирован. Это своеобразный предбанник сознания.
Бессознательное – самая глубинная область психики. Она содержит инстинктивные влечения и желания. Бессознательное подчиняется принципу удовольствия. Эта область хранит забытый опыт пережитого. Без помощи психоаналитика извлечь его человек не в состоянии. По Фрейду бессознательное и сознание находятся в конфликте.
С помощью механизмов защиты между ними достигается неустойчивое равновесие. Сознание вытесняет в область бессознательного морально неприемлемые инстинктивные влечения и таким образом защищает себя от них. Бессознательное с помощью механизмов защиты трансформирует вытесненные влечения в формы, приемлемые для реализации в сознании и поведении (рационализация, проекция, изоляция).
При ослаблении механизмов защиты развивается невроз и расстройства психики и организма. Таким образом, изгнанные из сознания греховные желания возвращаются в него под другими именами и в другом обличии.Например, в виде творений живописи, поэзии, научных открытий. Это называется сублимация. Так достигается хрупкое равновесие между биологическими влечениями и культурными ограничениями. Но запертые в бессознательном культурно и социально неодобряемые желания иногда прорываются в сознание в форме оговорок, описок, ошибок памяти, шуток. («Разрешите наше собрание считать закрытым», - обратился к залу председатель собрания при его открытии).
|
|