Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина
В 1872 году Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой обосновал свой эволюционный взгляд на развитие эмоций у человека, их происхождение их физиологических проявлений.
Дарвин считал, что эмоции либо полезны, либо это рудименты целесообразных реакций, выработанных у предков человека в борьбе за существование.
Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.
«Периферическая» теория У. Джемса-Г. Ланге
Авторы американский психолог У. Джемс (1884) и датский патологоанатом К. Г. Ланге (1895). Утверждается, что эмоции являются следствием телесных реакций организма на внешний раздражитель.
|
|
По мнению авторов, неверно утверждать, что мы плачем, потому что нам грустно. Правильно думать наоборот - нам грустно, потому что мы плачем. Дрожим не потому что боимся, а боимся, потому что дрожим.
Авторы опровергают схему: раздражитель à эмоция àфизиологическая реакция. Указывают, что здесь необходимость в эмоции отсутствует, т.к. реакция организма запускается восприятием источника опасности.
Теория когнитивного диссонанса
Разработал Л. Фестингер (1962; русский перевод - 2000). Согласно этой теории, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают отрицательные эмоции, в то время как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к появлению положительных эмоций. Возникающие при диссонансе и консонансе эмоции рассматриваются в этой теории как основные мотивы соответствующего поведения человека.
Несмотря на многие исследования, подтверждающие правоту этой теории, существуют и другие данные, показывающие, что в ряде случаев и диссонанс может вызвать положительные эмоции (Hunt, 1962).
По мнению Дж. Ханта, для возникновения положительных эмоций необходима определенная степень расхождения между установками и сигналами, некоторый «оптимум расхождения» (новизны, необычности, несоответствия и т. п.). Если сигнал не отличается от предшествовавших, то он оценивается как неинтересный; если же он отличается слишком сильно, покажется опасным, неприятным, раздражающим и т. п.
|
|
Информационная теория эмоций П. В. Симонова
Он считает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется, по П.В. Симонову, силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. Это представлено им в виде «формулы эмоций»:
Э= П (Ин - Ис), где Э - эмоция; П - потребность; Ин - информация, необходимая для удовлетворения потребности; Ис - информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.
Из этой формулы следует, что эмоция возникает только при наличии потребности. Нет потребности, нет и эмоции, так как произведение Э = 0 (Ин - Ис) тоже становится равным нулю. Не будет эмоции и в том случае, если потребность есть, а (Ин - Ис) = 0, т. е. если человек обладает необходимой для удовлетворения потребности информацией (Ис - Ин). Важность разности (Ин - Ис) Симонов обосновывает тем, что на ее основании строится вероятностный прогноз удовлетворения потребности. Эта формула дала Симонову основание говорить о том, что «благодаря эмоциям обеспечивается парадоксальная на первый взгляд оценка меры незнания»
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда
Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. Автор выделяет 10 базовых эмоций: радость, интерес; удивление, печаль/горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина. Эмоции имеют модальность, знак и интенсивность. Все параметры фиксированы в названии. Стыд – смущение, горе – печаль и т.д.
Классификация эмоций Додонова
Альтруистические, коммуникативные, глорические, пугнические, праксические, романтические, гедонические, эстетические, акизитивные (приобретательские).
Патогенные эмоции по Орлову: обида, вина, стыд, зависть, гордость, ревность.