Список использованных источников

1. Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков / Ю.Ф. Антропов. – М.: Медпрактика, 2000. – 224 с.

2. Бедулин, Г.Ф. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростка / Г.Ф. Бедулин, А.Д. Григорьев, И.И. Прочакова. – Минск, 2001. – 174 с.

3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М., 1994. – 254 с.

4. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие; под. ред. Е.М. Гришиной. – М.: ВЛАДОС, 2001. – С. 174 – 175.

5. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля / Я.И. Гилинский. – М., 1994. – С. 485–514.

6. Григорьева, Н.К. Клинические особенности депрессий детского и подросткового возраста / Н.К. Григорьева, В.Г. Объедков. – Минск: БГМУ, 2005. – 13 с.

7. Групповая психотерапия аддиктивного поведения у подростков. Методич. рекомендации; авт.-сост. Т.А. Емельянцева. – Минск, 2000. – 43 с.

8. Де Пауло, Р. Понять депрессию: что мы знаем о депрессии и как нам с ней бороться / Р. ДеПауло, А.Х. Лесли. – М.: Альпина бизнес букс, 2004. – 410с.

9. Депрессия: справочник; пер. с англ. В.Д. Сухарева. – М.: Мир, 2000. – 214 с.

10. Иовчук, Н.М. Депрессия у детей и подростков / Н.М. Иовчук, А.Н. Северный. – М.: Школа-пресс, 2004. – 80 с.

11. Кареон, Р. Анормальная психология / Р. Кареон, Дж. Батчер, С. Минеке. – СПб.: Питер, 2004. – 1166 с.

12. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – Минск, 1989. – 395с.

13. Ковалев, В.В. Социально–психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков / В.В. Ковалев // Нарушения поведения у детей и подростков. – М., 1981. – С. 11–23.

14. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондрашенко. – Минск, 1989. – 395 с.

15. Корнилова, Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску / Т.В. Корнилова. – М.: ИП РАН, 1997. – 230 с.

16. Корнилова, Т.В. Риск в мышлении как условие риска в действии / Т.В. Корнилова // Управление риском. – 1997. – № 3. – С. 21–28.

17. Котик, М.А. Психология и безопасность / М.А. Котик. – Таллин: Валгус, 1987. – 440 с.

18. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника / Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова. – М.: Наука, 1988. – 77 с.

19. Крайг, Г. Психология развития / Крайг Г. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

20. Левитов, Н.Д. Определение психического состояния / Н.Д. Левитов // Психические состояния. Хрестоматия; сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2001 – С. 44–47.

21. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1983. – 256 с.

22. Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних / Н.Ю. Максимова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 384 с.

23. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учеб. Пособие / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2004. – 392 с.

24. Пашукова, Т.И. Практикум по общей психологии / Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. – М.: Издательство "Институт практической психологии", 1996. – 176 с.

25. Погодин, И.А. Психология суицидального поведения / И.А. Погодин. – Минск: Тесей, 2005. – 208 с.

26. Подольский, А.И. Внимание: подростковая депрессивность / А.И. Подольский, О.А. Идобаева. – М.: Вербум-М, 2004. – 127 с.

27. Подольский, А.И. Диагностика подростковой депрессивности: теория и практика / А.И. Подольский, О. Идобаева, П. Хейманс. – СПб.: Питер, 2004. – 201 с.

28. Психические состояния. Хрестоматия; сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.

29. Психология. Словарь; под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

30. Пути предупреждения асоциального поведения учащихся ПТУ: методические рекомендации; под ред. В.Ф. Володько, Л.А. Пергаменщика, И.А. Фурманова. – Минск: НИО, 1989. – 20 с.

31. Руководство по психиатрии: в 2-х т.; под ред. А.В. Снежевского. – М.: Медицина, 1983. – Т. 1. – С. 438–446.

32. Солнцева, Г.Н. Психологическое содержание понятия риск / Г.Н. Солнцева // Вестник МГУ. Серия 14. – 1999. – № 2. – С. 14–23.

33. Шереги, Ф.Э. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция / Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьев, Н.В. Вострокнутов, С.Б. Зайцев, Б.А. Никифоров. – М., 2001. – 48 с.

34. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, Гаудеамус, 2007. – 336 с.

35. Юричка, Ю.Н. Диагностика и социализация личности несовершеннолетнего правонарушителя / Ю.Н. Юричка. – М., 1984. – 272 с.


 

 


Приложения


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Шкала депрессии А.Т. Бека.

Инструкция: Перед Вами находится опросник, содержащий группы из четырех утверждений (А - Н). Прочитывайте, пожалуйста, каждую группу утверждений целиком. Затем выбирайте из каждой группы одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствуете сегодня, то есть прямо сейчас. Обведите номер выбранного Вами утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то обведите их номера. Прежде чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочитали все утверждения в каждой группе.

 

А    0 Мне не грустно

1 Мне грустно или тоскливо

2 Мне все время тоскливо или грустно, но я ничего не могу с собой поделать

3 Мне так грустно или печально, что я не могу этого вынести

Б    0 Я смотрю в будущее без особого пессимизма или разочарования

1 Я чувствую разочарование в будущем

2 Я чувствую, что мне нечего ждать впереди

3 Я чувствую, что будущее безнадежно и поворота к лучшему быть не может

В    0 Я не чувствую себя неудачником

1 Я чувствую, что неудачи случались у меня чаще, чем у других людей

2 Когда я оглядываюсь на жизнь, я вижу лишь цепь неудач

3 Я чувствую, что потерпел неудачность как личность (родитель, муж, жена)

Г    0 Я не испытываю никакой особенной неудовлетворенности

1 Ничто не радует меня, так как раньше

2 Ничто больше не дает мне удовлетворения

3 Меня не удовлетворяет все

Д    0 Я не чувствую никакой особенной вины

1 Большую часть времени я чувствую себя скверным и ничтожным

2 У меня довольно сильное чувство вины

3 Я чувствую себя очень скверным и никчемным

Е    0 Я не испытываю разочарования в себе

1 Я разочарован в себе

2 У меня отвращение к себе

3 Я ненавижу себя

Ж   0 У меня нет никаких мыслей о самоповреждении

1 Я чувствую, что мне было бы лучше умереть

2 У меня есть определенные планы совершения самоубийства

3 Я покончу с собой при первой возможности

З    0 У меня не потерян интерес к другим людям

1 Я меньше, чем бывало, интересуюсь другими людьми

2 У меня потерян почти весь интерес к другим людям и почти нет никаких чувств к ним

3 У меня потерян всякий интерес к другим людям и они меня совершенно не заботят

И    0 Я принимаю решения примерно так же легко, как и всегда

1 Я пытаюсь отсрочить принятие решений

2 Принятие решений

3 Я больше совсем не могу принимать решения

К    0Я не чувствую, что выгляжу сколько-нибудь хуже, чем обычно

1 Меня беспокоит то, что я выгляжу старо и непривлекательно

2 Я чувствую, что в моем внешнем виде происходят постоянные изменения, делающие меня непривлекательным

3 Я чувствую, что выгляжу гадко или отталкивающе

Л    0 Я могу работать примерно также хорошо, как и раньше

1 Нужно делать дополнительные усилия, чтобы начать что-то делать

2 Мне нужно с трудом пересилить себя, чтобы что-то сделать

3 Я совсем не могу выполнять никакую работу

М   0 Я устаю не больше, чем обычно

1 Я устаю быстрее, чем раньше

2 Я устаю от любого занятия

3 Я устал чем бы то ни было заниматься

Н    0 Мой аппетит не хуже, чем обычно

1 Мой аппетит не так хорош, как бывало

2 Мой аппетит теперь гораздо хуже

3 У меня совсем нет аппетита

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Опросник А.Г. Шмелева определения склонности к риску.

Инструкция испытуемому. "Перед Вами набор утверждений. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к Вам. Если верно, то в листе ответов против номера этого утверждения, поставьте знак "плюс" (+), а если неверно – "минус" (-).



Опросник

1. Я часто говорю до того, как обдумать сказанное.

2. Мне нравится быстрая езда.

3. Я часто меняю свои интересы и увлечения.

4. Лучший способ приобрести настоящих друзей – говорить людям то, что о них думаешь.

5. Во множестве случаев вопрос на экзамене может быть поставлен так, что он оказывается совершенно не связанным с программой, и вся подготовка оказывается бесполезной.

6. Жизнь без опасностей мне не кажется слишком скучной.

7. Если хочешь занять высокое положение по службе, следуй пословице "Тише едешь – дальше будешь".

8. Азартные игры мешают развитию у человека чувства ответственности за то, чтобы принимать продуманные решения.

9. Я быстрее испытываю скуку от какого-либо занятия, чем большинство людей, делающих то же самое.

10. Я лучше пройду пешком две-три остановки, когда тороплюсь, а автобуса долго нет, хотя знаю, что автобус меня догонит, вместо того, чтобы ждать.

11. Мне интересно сделать так, чтобы подзадорить кого-нибудь.

12. Только неожиданные обстоятельства и некоторое чувство опасности позволяют мне мобилизовать свои силы.

13. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

14. Только по-настоящему смелые действия позволяют человеку получить известность и признание.

15. Мне неприятны те лица, которые из-за собственной прихоти превращают серьезные дела в легкомысленные игры.

16. Когда я вырабатываю конкретный план действий, я почти всегда уверен (уверена), что мне удастся его осуществить.

17. Когда на небе светит солнце, я никогда не беру с собой на прогулку зонт, даже если прогноз обещает дождь.

18. Я часто стремлюсь испытать возбуждение.

19. Мне неприятно, когда мне навязывают пари, даже если я полностью уверен (уверена) в своем мнении по данному вопросу.

20. В некоторых случаях я не остановлюсь перед тем, чтобы солгать, если мне нужно произвести хорошее впечатление.

21. По-настоящему умный человек избегает скороспелых решений – он умеет дождаться таких моментов, когда действовать можно наверняка.

22. Я не считаю, что трюки, выполняемые цирковыми акробатами, без страховочного пояса, выглядят более впечатляющими.

23. Я предпочитаю работу, включающую перемены к путешествиям, даже если она может быть небезопасной.

24. Я всегда плачу за провоз багажа на транспорте, даже если не опасаюсь проверки.

25. Я думаю, что стоит верить в свой шанс, даже когда перевес не на моей стороне.

26. В творческом деле главное – это дерзкий замысел, пусть даже в результате нас ждет неудача из-за нелепых случайностей.

27. Я не пожалею денег ради того, чтобы в нужный момент выглядеть состоятельным и привлекательным человеком.

28. Когда при встрече мой знакомый на меня не смотрит, я не стану навязывать ему свое общение и здороваться первым.

29. Большинство людей не понимает, до какой степени их судьба зависит от случая.

30. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и комфортом, с одной стороны, и безопасностью, с другой, я выберу безопасность.

31. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю острое увлечение какой-либо затеей.

32. Я предпочитаю приобретать такую одежду, про которую я твердо знаю, что она надежна и выглядит хорошо независимо от скачков моды.

33. Когда я играю в различные игры, я люблю взять инициативу на себя, даже зная, что противник только и ждет этого.

34. Во время путешествий я люблю отклоняться от известных маршрутов.

35. Я часто попадаю в такие ситуации, из которых мне хочется поскорее выбраться.

36. Если я даю обещание, то практически всегда сдерживаю его, независимо от того, удобно мне это или нет.

37. Если мой непосредственный начальник будет "зажимать" мои новаторские идеи, у меня хватит смелости довести их до сведения руководителя более высокого ранга.

38. Азартные игры развивают у человека способность принимать смелые решения в сложных жизненных ситуациях.

39. Когда я читаю остросюжетную книгу, я никогда не тороплюсь быстрее узнать, чем все кончится, и с удовольствием читаю по порядку.

40. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

41. Лучший способ вызвать искреннее отношение к себе – доверять людям.

42. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю счастливое ощущение покоя и комфорта.

43. Мне бывает гораздо труднее купить одну дорогую вещь, чем ряд дешевых вещей той же суммарной стоимости.

44. Если я играю, то я предпочитаю играть или спорить на что-нибудь.

45. Люди слишком часто безрассудно тратят собственное здоровье, переоценивая его запасы.

46. Если мне не грозит штраф, то я перехожу улицу там, где удобно, а не там, где положено.

47. Я не рискую покупать одежду без примерки.

48. Только смелый человек способен на подлинно благородное отношение к людям, независимо от того, как они относятся к нему.

49. В командной игре важнее всего взаимная подстраховка.

50. В жизни людям на самом деле очень часто приходится играть в опасную игру "пан или пропал".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: