Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

20. Укажите название морского сражения, упоминаемого в письме, и в каком году оно произошло.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Может быть указано, что 1) сражение — Цусимское; 2) дата — 1905 г.    
Правильно указаны два элемента 2
Правильно указан один элемент 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

21. Каковы были причины войны, о ходе которой говорится в пись­ме? Назовите не менее трёх причин.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть названы следующие причины: 1) стремление царизма за счёт «маленькой победоносной войны» решить внутренние проблемы, повысить авторитет монархии в стране; 2) экономическое соперничество России и Японии в Северном Китае и Ко­рее; 3) претензии России и Японии на установление политического господства в Тихоокеанском регионе; 4)политика Англии, США и Германии, направленная на столкновение России и Японии.    
Правильно указаны три положения 2
Правильно указаны два положения 1
Правильно указано одно положение ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

22. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин, по которым Россия была вынуждена пойти на перегово­ры о мире.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть приведены следующие причины: 1) непопулярность войны среди российского населения, непонимание её целей; 2) революционные события в России; 3) большие людские и материальные потери в войне; 4) проигрыш всех крупных сражений в войне; 5) отдаленность театра военных действий от центра империи, что затруд­няло переброску войск и их снабжение.    
Правильно указаны три элемента 2
Правильно указаны два элемента 1
Правильно указан  один элемент. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

23. В 1914 г. Австро-Венгрия, за спиной которой стояла Германия, начала войну с Сербией. Перед российским императором Николаем II встал нелегкий выбор: поддержать Сербию и начать войну как с Австро-Венгрией, так и с ее союзницей — Германией, или отказать сербам в поддержке. Многие приближенные убеждали царя не вступать в войну. Однако Николай II решил поддержать Сербию, и Германия, а затем и Австро-Венгрия объявили России войну. Приведите не менее трех причин, по которым Николай II принял такое решение. Укажите не менее двух последствий начавшейся войны для России.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Могут быть названы следующие причины: 1) Сербия — союзница России на Балканах; 2) Россия надеялась в случае победы в войне укрепить свое влияние на Балканах и установить контроль над проливами; 3) надежда Николая II на патриотический подъем в стране; 4) надежда на укрепление авторитета самодержавия. 2. Могут быть приведены следующие последствия: 1) начавшаяся война продемонстрировала экономическую отсталость Рос­сии; 2) война обернулась для России огромными потерями; 3) в России произошла революция, в ходе которой было свергнуто само­державие.    
Правильно приведены пять элементов 3
Правильно приведены три элемента 2
Правильно приведено два элемента 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

 

24. «В начале XX в. Россия была среднеразвитой страной с развивающейся экономикой, а отечественный капитал занимал лидирующее положение в народном хозяйстве страны».

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

 
Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например: ¾ в начале XX в. по объемам добычи железной руды, выплавке чугу­на и стали, производству тканей и сахара Россия занимала 4—5 места в мире, а по нефтедобыче — 1 место (благодаря созданию Бакинского нефтепромышленного района); ¾ существовала развитая банковская система (например, Русско-Азиатский банк); ¾ шел процесс создания национальных монополий («Продамет», «Продвагон», «Продуголь» и т.д.); ¾ возникли финансово-промышленные группы во главе с Путиловым, Рябушинским и др.; ¾ около 70 % промышленных предприятий в начале XX в. было акциони­ровано.  

 

 

2) в опровержение, например:

¾ Россия отставала от стран Запада по объему промышленной продукции на душу населения;

¾ в промышленности была низкая производительность труда;

¾ Россия занимала скромное место в мировой торговле;

¾ многоукладность экономики и крепостнические пережитки в деревне тормозили экономическое развитие страны.

 

 

Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки

4

Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки

3

Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки

2

Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

1

Приведён только один любой аргумент.

ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

       

 

25.

  Критерии оценивания Баллы

К1

Указание событий (явлений, процессов) 2
Правильно указаны два события (явления, процесса) 2
Правильно указано одно событие (явление, процесс) 1
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно 0

К2

Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории 2
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России 2
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России 1
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована. ИЛИ 0

 

  Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ  
  Исторические личности названы неверно. ИЛИ  
  Исторические личности не названы  
  Причинно-следственные связи 2
  Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) 2
КЗ Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) 1
  Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ 0
  Причинно-следственные связи не указаны  
  Оценка значения периода для истории России 1
  Дана оценка значения периода для истории России с опорой на 1
  исторические факты и (или) мнения историков  
К4 Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Оценка значения периода для истории России не дана 0
  Использование исторической терминологии 1
  При изложении корректно использована историческая 1
  терминология  
К5 Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы 0
  Наличие фактических ошибок. 2
  1 или 2 балла по критерию Кб может быть выставлено  
  только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено  
Кб в сумме не менее 4 баллов  
  В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 2
  Допущена одна фактическая ошибка 1
  Допущены две или более фактические ошибки 0
  Форма изложения. 1
  1 балл по критерию К7 может быть выставлен только  
К7 в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов  
  Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1
  Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0

Максимальный балл

11

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: