20. Укажите название морского сражения, упоминаемого в письме, и в каком году оно произошло.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Может быть указано, что 1) сражение — Цусимское; 2) дата — 1905 г. | |
Правильно указаны два элемента | 2 |
Правильно указан один элемент | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
21. Каковы были причины войны, о ходе которой говорится в письме? Назовите не менее трёх причин. | |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть названы следующие причины: 1) стремление царизма за счёт «маленькой победоносной войны» решить внутренние проблемы, повысить авторитет монархии в стране; 2) экономическое соперничество России и Японии в Северном Китае и Корее; 3) претензии России и Японии на установление политического господства в Тихоокеанском регионе; 4)политика Англии, США и Германии, направленная на столкновение России и Японии. | |
Правильно указаны три положения | 2 |
Правильно указаны два положения | 1 |
Правильно указано одно положение ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
22. На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин, по которым Россия была вынуждена пойти на переговоры о мире.
|
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть приведены следующие причины: 1) непопулярность войны среди российского населения, непонимание её целей; 2) революционные события в России; 3) большие людские и материальные потери в войне; 4) проигрыш всех крупных сражений в войне; 5) отдаленность театра военных действий от центра империи, что затрудняло переброску войск и их снабжение. | |
Правильно указаны три элемента | 2 |
Правильно указаны два элемента | 1 |
Правильно указан один элемент. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
23. В 1914 г. Австро-Венгрия, за спиной которой стояла Германия, начала войну с Сербией. Перед российским императором Николаем II встал нелегкий выбор: поддержать Сербию и начать войну как с Австро-Венгрией, так и с ее союзницей — Германией, или отказать сербам в поддержке. Многие приближенные убеждали царя не вступать в войну. Однако Николай II решил поддержать Сербию, и Германия, а затем и Австро-Венгрия объявили России войну. Приведите не менее трех причин, по которым Николай II принял такое решение. Укажите не менее двух последствий начавшейся войны для России.
|
|
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1. Могут быть названы следующие причины: 1) Сербия — союзница России на Балканах; 2) Россия надеялась в случае победы в войне укрепить свое влияние на Балканах и установить контроль над проливами; 3) надежда Николая II на патриотический подъем в стране; 4) надежда на укрепление авторитета самодержавия. 2. Могут быть приведены следующие последствия: 1) начавшаяся война продемонстрировала экономическую отсталость России; 2) война обернулась для России огромными потерями; 3) в России произошла революция, в ходе которой было свергнуто самодержавие. | |
Правильно приведены пять элементов | 3 |
Правильно приведены три элемента | 2 |
Правильно приведено два элемента | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
24. «В начале XX в. Россия была среднеразвитой страной с развивающейся экономикой, а отечественный капитал занимал лидирующее положение в народном хозяйстве страны».
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | ||
Правильный ответ должен содержать аргументы: 1) в подтверждение, например: ¾ в начале XX в. по объемам добычи железной руды, выплавке чугуна и стали, производству тканей и сахара Россия занимала 4—5 места в мире, а по нефтедобыче — 1 место (благодаря созданию Бакинского нефтепромышленного района); ¾ существовала развитая банковская система (например, Русско-Азиатский банк); ¾ шел процесс создания национальных монополий («Продамет», «Продвагон», «Продуголь» и т.д.); ¾ возникли финансово-промышленные группы во главе с Путиловым, Рябушинским и др.; ¾ около 70 % промышленных предприятий в начале XX в. было акционировано. |
| ||
2) в опровержение, например: ¾ Россия отставала от стран Запада по объему промышленной продукции на душу населения; ¾ в промышленности была низкая производительность труда; ¾ Россия занимала скромное место в мировой торговле; ¾ многоукладность экономики и крепостнические пережитки в деревне тормозили экономическое развитие страны.
|
| ||
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | 4 | ||
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки | 3 | ||
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | 2 | ||
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | 1 | ||
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 | ||
Максимальный балл | 4 | ||
25.
Критерии оценивания | Баллы | |
К1 | Указание событий (явлений, процессов) | 2 |
Правильно указаны два события (явления, процесса) | 2 | |
Правильно указано одно событие (явление, процесс) | 1 | |
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно | 0 | |
К2 | Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории | 2 |
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | 2 | |
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | 1 | |
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована. ИЛИ | 0 |
|
|
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ | ||||
Исторические личности названы неверно. ИЛИ | ||||
Исторические личности не названы | ||||
Причинно-следственные связи | 2 | |||
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) | 2 | |||
КЗ | Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) | 1 | ||
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ | 0 | |||
Причинно-следственные связи не указаны | ||||
Оценка значения периода для истории России | 1 | |||
Дана оценка значения периода для истории России с опорой на | 1 | |||
исторические факты и (или) мнения историков | ||||
К4 | Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Оценка значения периода для истории России не дана | 0 | ||
Использование исторической терминологии | 1 | |||
При изложении корректно использована историческая | 1 | |||
терминология | ||||
К5 | Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы | 0 | ||
Наличие фактических ошибок. | 2 | |||
1 или 2 балла по критерию Кб может быть выставлено | ||||
только в случае, если по критериям К1-К4 выставлено | ||||
Кб | в сумме не менее 4 баллов | |||
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | 2 | |||
Допущена одна фактическая ошибка | 1 | |||
Допущены две или более фактические ошибки | 0 | |||
Форма изложения. | 1 | |||
1 балл по критерию К7 может быть выставлен только | ||||
К7 | в случае, если по критериям К1-К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов | |||
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | 1 | |||
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | 0 | |||
Максимальный балл
| 11 |