Тема 9. Религиозный фактор в общественно-политических процессах Украины

ПЛАН

9.1. Религиозная карта Украины

9.2. Конфессиональные политические партии

9.3. Взаимодействие религиозных организаций с основными политическими силами в избирательных кампаниях

 

9.1. Религиозная карта Украины

Развитие трансформационных процессов в Украине ознаменовалось переходом от государственного атеизма к реализации принципа свободы совести и вероисповедания. В общественном сознании он связан с духовным возрождением, с возможностью беспрепятственно заниматься религиозной деятельностью. Неотъемлемой чертой современной политики стало присутствие конфессиональных партий и движений. Верующие, являясь гражданами государства, сегодня могут быть членами политических партий, а государственные деятели — состоять в какой-либо конфессии. Принцип светского государства сегодня трактуется не как вытеснение религии из общества, а как разграничение деятельности государственных и религиозных институтов, подразумевается их сотрудничество в социальной сфере.

Первый результат реализации религиозных свобод обозначился в развитии церковно-конфессиональной инфраструктуры. Так, если в 1988 г. на территории УССР действовало около 4 тыс. православных общин, более 1100 общин евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской (пятидесятников), адвентистов седьмого дня, около 100 — римо-католиков (40 % из них — венгерские общины Закарпатья), 80 — реформатов, 14 — иудеев, то в 1998 г. в Украине зарегистрировано 19 005 религиозных общин и 775 — незарегистрированных. В конфессиональном отношении изменения коснулись в первую очередь православия, чей удельный вес в общей конфессиональной структуре Украины снизился, при этом вырос удельный вес католицизма. На 1 января 2013 г. было зарегистрировано 35 116 и 1 879 незарегистрированных общин.

К 2000-м годам этап экстенсивного развития религиозной жизни в Украине завершился. И в настоящее время он характеризуется умеренным темпом развития церковно-религиозной сети со средним показателем 2 % в год. УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ по количеству общин не завоевали однозначно доминирующей позиции ни в одном из регионов. Протестантские религиозные организации показали лучшую, в сравнении с православными, способность к миссионерской деятельности, заняв заметный сектор во всех регионах.

Следствием реализации прав человека на свободу вероисповедания стал рост числа верующих (или декларирующих свою религиозность). Так, по результатам исследования, проведенного социологической службой Центра Разумкова в Украине в марте 2013 г. верующими считали себя 67 %, неверующими — 6 %, колеблющимися — 15 %. Большинство верующих (59,2 %) посещало храм, как правило, по большим религиозным праздникам, значительная часть верующих (17,6 %) храм практически не посещала. Большинство (71 %) идентифицировали себя с православием, около 6 % — с греко-католицизмом, 9 % опрошенных назвали себя «просто христианами», 11 % — не отнесли себя ни к одному из религиозных вероисповеданий. Последняя категория наименее заметна на Западе Украины (4 %) и больше всего — на Юге (14 %) и Востоке (15 %). Конфессиональное самоопределение имеет отчетливую региональную специфику. Так, подавляющее большинство греко-католиков являются жителями Западного региона, последователей ислама — Южного. Не обнаружено связи между уровнем религиозности и материальным положением, между религиозным самоопределением и самоопределением в параметрах социальных классов. 65 % граждан считают, что в Украине существует полная свобода совести и равенство вероисповеданий перед законом.

    Большинство граждан Украины доверяют церкви — это 64 % опрошенных (от 83 % жителей Запада до 50 % — Востока). Среди верующих доверяют церкви 76 % опрошенных, неверующих — 28 %. В наибольшей степени доверяют церкви верующие УГКЦ (86 %), в наименьшей — «просто христиане» (39 %). Большинство граждан (65 %) считают, что в Украине существует полная свобода совести и равенство вероисповеданий. Однако их число, по сравнению с 2010 г., уменьшилось на 11%, что свидетельствует о негативных тенденциях в этой сфере.

Религия не стала стержневым компонентом массового сознания. Религиозность основной массы верующих значительно отличается от традиционной. Религия воспринимается жителями Украины чаще всего как традиция, зачастую носит неглубокий, «размытый» характер (воцерковлен один из пяти верующих). Дело в том, что с развитием научного знания, образования, культуры произошли изменения религиозного сознания и религиозной жизни. Этому способствовало распространение свободомыслия и секулярных учений, которые сосредоточили свое внимание на земной жизни человека. Сегодня исповедание той или иной религии стало личным делом каждого, способствуя индивидуальным религиозным исканиям. В центре внимания человека оказался его внутренний мир, общественный уклад, общечеловеческие духовные ценности.

Светское общество (а ныне — общество потребления, ставящее во главу угла материальные ценности), безусловно, оказывает свое воздействие на верующих. На обыденном уровне большинство верующих отступает от учения церкви под влиянием научных представлений, социально-экономических проблем и достижений цивилизации. Верующие вне храма живут жизнью секуляризованного общества и на их повседневную жизнь религия не имеет значительного влияния. Религиозные организации пытаются пересмотреть устоявшиеся нормы, но происходит это медленно, поэтому возникает ситуация, когда у верующих проявляется один тип поведения во время богослужения в храме, а другой — дома, на работе, в семье. Этому способствует и то, что на современном этапе изменился механизм воспроизводства религиозности. Если в дореволюционный период религиозное сознание формировалось на ранних этапах социализации (семья, учеба, приходская жизнь и т. д.), то при тоталитарном режиме были утрачены традиционные каналы воспроизведения религиозности населения. Приходя в храм, человек чувствует разрыв между церковной традицией и собственным опытом, что является характерным признаком постсекулярной культуры. Для лиц среднего и старшего возраста характерно движение в сторону освоения традиционных нравственных норм. Для некоторых категорий молодежи наблюдается увлечение восточными религиозными учениями, а также неопределенными, неструктурированными формами верований, спиритизмом, астрологией, парапсихологией, оккультизмом и т. п., преобладает аморфное, конфессионально неориентированное религиозное сознание, а носители такой религиозности относят себя, например, к «православным вообще». Существует группа людей, которая не идентифицирует себя с конкретной религией, одновременно заявляя о вере в Высшую Силу. Общим признаком религиозного сознания для всех категорий верующих является наличие веры, что, чаще всего воспринимается как нравственная ценность, которая удерживает людей от плохих поступков, обеспечивает душевное спокойствие, придает силу и надежду, порождает чувство милосердия, сострадания и добра. И лишь незначительная часть верующих признает значимыми для себя религиозное измерение веры, познание Бога. Отличительной чертой массового восприятия церкви стало отношение к ней как к институту, который важен и нужен, но его не следует впускать (за исключением обрядов) в личное пространство. Культурная религиозность (религиозная самоидентификация) является определенной мировоззренческой, идеологической позицией, но не религиозностью. Отсутствие у церковных структур четких критериев подсчета прихожан, незаинтересованность традиционных религиозных организаций в этих данных, разные принципы определения конфессиональной принадлежности, которые кладутся в основу проведения социологических опросов, создают возможность для спекуляций в вопросе конфессиональной принадлежности населения.

    Восприятие гражданами Украины проблем взаимоотношений политики и религии в 2013 г. выглядело следующим образом[14]. В сравнении с 2000 г. уменьшилось вдвое — с 20 % до 9 % число сторонников введения института государственной церкви. В сравнении 2010 г. с 63 % до 57 % уменьшилось число уверенных в том, что «церковь не должна вмешиваться в отношения между человеком и властью». Одновременно увеличилось число тех, кто считает, что в зависимости от ситуации, церковь должна или поддерживать, или критиковать власть — 17 % против 10 % в 2010 г.; число противников составило 53 %. 38 % считают, что «Украина исторически является многоконфессиональной страной и предоставление приоритета любой церкви вызовет дополнительную напряженность в межцерковных и церковно-государственных отношениях». Граждане в целом не уверены, что церковь влияет на нравственность украинской политики, зато политики влияют на церковь (44 % опрошенных считают, что влияние политиков на церковь является негативным). Лишь небольшое число граждан положительно относятся к демонстрации религиозности государственными деятелями.

На религиозной карте Украины к началу 2000-х гг., исходя из характера конфессиональной структуры населения, региональных этнокультурных традиций, исторических особенностей, сформировалось семь регионов.

1. Волынский регион. Доминирует УПЦ, сильные позиции занимает УПЦ КП и протестанты. Наиболее значимым культовым центром является Почаевская лавра (УПЦ).

2. В Галицком регионе (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области) единственно в Украине доминирует УГКЦ, сильны позиции УПЦ КП, УАПЦ, заметна Римско-католическая церковь. Наиболее значимым религиозным центром является собор св. Юра (г. Львов), Гошевский монастырь в Ивано-Франковской области.

3. Закарпатский регион отличается поликонфессиональностью: большинство (608) общин принадлежит УПЦ, 422 — УГКЦ, 90 — РКЦ. В регионе сильны позиции протестантов; здесь почти все (11 общин) реформатов; есть также (62/102) общины Свидетелей Иеговы.

4. В Подольско-Буковинском регионе наиболее значимым центром является Каменец-Подольский. Доминирует УПЦ, заметны УПЦ КП, старообрядчество, РКЦ и протестанты. Наиболее значимыми культовыми объектами старообрядцев являются могилы основателей белокрыницкой старообрядческой епархии — Белокрыницких митрополитов и священноиноков.

5. Центральный регион. Доминирует УПЦ, сильны позиции УПЦ КП и протестантов. Наиболее значимым культовым центром является   г. Киев, где размещены центры большинства конфессий, находятся главные православные святыни Украины: Киево-Печерская лавра (УПЦ), Софийский собор (в ведении государства), мощи св. великомученицы Варвары (в соборе св. Владимира (УПЦ КП).

6. В Южном регионе (Николаевская, Херсонская, Одесская обл.) наиболее значимым культовым центром для православных является Одесса, где объектом поклонения является стопа св. ап. Андрея Первозванного в Свято-Успенской Одесской Патриаршей обители.

7. В Восточном регионе доминирует УПЦ. Наиболее значимые культовые центры православных — г. Харьков (мощи св. Афанасия Патриарха Константинопольского в Благовещенском соборе); Святогорский Свято-Успенский монастырь. В Кировоградской, Харьковской, Луганской, Донецкой, Запорожской областях более 40 % сети религиозных организаций принадлежит протестантам.

    Если сопоставить карты выборов в Украине (например, президентских, 1994, 2004, 2010 гг.) с картой распространенности украинского языка, четко прослеживается разделение Украины на два макрорегиона, что неоднократно использовалось политтехнологами в процессе избирательных кампаний. В отношении конфессиональной принадлежности такой четкой зависимости не прослеживается — голосование за тех или иных кандидатов происходит в зависимости от регионального признака.

    Политическим лидерам «церковный вопрос» дает возможность продемонстрировать свой «идеологический вектор» и сосредоточить собственные электоральные усилия на определенных регионах, соответствующих их идеологическому самоопределению. Так для Партии регионов и коммунистов, к примеру, «традиция» — это: УПЦ. Из регионов — Слобожанщина, Донбасс, Днепропетровск, Запорожье, Николаев, Херсон, Одесса. Для политиков «правого крыла» — это: УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ, РКЦ, протестанты, мусульмане, иудаисты. «Их» регионы — Западная Украина, Подолье, Центральная Украина. И так как большинство населения проживает на Востоке Украины в крупных промышленных центрах, а западные регионы — аграрные, результат общеукраинских выборов зависит от выбора избирателя Востока.

В вопросе возможности агитации «с церковного амвона» за того или иного кандидата во власть, то здесь влияние церкви будет относительно ограниченным. Так, к верующим относят себя около 30 млн (67 %) взрослого населения Украины, 4 % при выборе кандидата руководствуются мнением своей религиозной организации, а еще 3% «учитывают» мнение своей церкви. Таким образом, пропаганда через религиозные организации Украины может оказывать влияние на выбор 1 млн 200 тыс. — 2 млн 100 тыс. избирателей. Следует заметить, что интенсивность агитации разных религиозных организаций Украины также может значительно разниться. Например, УПЦ, объединяющая православных разных регионов Украины, соответственно, граждан разных политических предпочтений, в отличие от своих религиозных оппонентов, старается воздерживаться от категоричных оценок.

 

9.2. Конфессиональные политические партии

Христианская демократия — естественная для республиканского демократического режима идеология и политическая практика. На украинских землях христианско-демократическое движение зародилось в конце XIX в. на территории, которая входила в состав Австро-Венгерской империи. Движение существовало в виде общественной организации «Католический Русько-Народный Союз», который в 1911 г. был преобразован в партию Христианско-Общественный Союз (Християнсько-Суспільний Союз). Партия опиралась на поддержку католической и греко-католической церкви. В период советской власти развитие христианско-демократического движения и конфессиональных партий стало невозможным.

Украинский христианско-демократический фронт, который в апреле 1990 г. был переименован в Украинскую Христианско-демократическую партию (УХДП), был создан бывшими политзаключенными Василько и Петром Сичко в 1988 г. в г. Долина (Ивано-Франковская обл.). Партия позиционировала себя как антикоммунистическая, национально-ориентированная сила, в 1990 г. насчитывала около 2 тыс. человек. Более 80 % первичных организаций находилась в Ивано-Франковской, Львовской и Тернопольской областях. Вскоре христианско-демократическое движение потряс целый ряд конфликтов и расколов. Постоянные расколы, сопровождавшиеся публичными скандалами и обвинениями, подорвали доверие к христианским демократам, как со стороны избирателей, так и церквей. Кризис в руководстве привел к образованию в 1992 г. трех партий: УХДП (В. Сичко); УХДП (не регистрировалась; лидер — М. Витра), ХДПУ (Християнсько-демократична партія України; лидер — В. Журавский). Попытка объединения в 1992 г. закончилась неудачей и привела к возникновению в 1997 г. новой партии — Христианско-Народного Союза (ХНС). ХНС с 2001 г. — участник блока «Наша Украина», на выборах 2002 г. партия стала парламентской, члены партии стали депутатами органов местного самоуправления и мэрами городов.

На выборах в парламент в 1994 г. христианско-демократические партии разошлись в формах деятельности и не набрали необходимого числа голосов. Надежды партий на широкую поддержку на выборах не оправдались. Блок «Вперед, Украина!», в состав которого входили: УХДП и ХНС набрал 1,74 % голосов, ХДПУ — 1,3 %, УРХДП — 0,54 %.

Христианско-Демократическая партия Украины (ХДПУ) основана в 1992 г. (Председатели — Б. Глазунов, В. Журавский, лидеры — К. Полищук, А. Беленький) в результате раскола УХДП, которую в свою очередь постиг раскол сначала в 1996 г. — несколько членов партии основало Христианско-Народный Союз (с 1997 г. — Христианско-Демократический Союз), а в 1998 г. часть членов ХДПУ создали Всеукраинское объединение христиан (ВОХ). На выборах 1998 г. ХДПУ получила 3 депутатских мандата. На выборах 2002 г. в Верховную Раду не прошел ни один представитель от ХДПУ. На выборах 2004 г. ХДПУ поддержала В. Януковича. Участвовала в выборах в Верховную Раду в марте 2006 г. в составе блока НДП (блок набрал 0,49 % голосов, не прошел в парламент) и в сентябре 2007 г. — «Христианского блока». В 2008 г. по инициативе ХДПУ объединилась с ХДС. ХДПУ отстаивала интересы «Слова веры» («Посольства Божьего»).

Христианско-Либеральная партия Украины (ХЛПУ) основана в 1995 г. (лидер — Л. Черновецкий, почётный президент Правэкс-Банка, народный депутат Украины II, III и IV созывов, участник президентских выборов 2004 г., городской голова Киева с 2006 по 2012 гг.). Идеология Христианско-либеральной партии: внедрение в общественные отношения христианских ценностей и идей либерализма. Партия опиралась на поддержку харизматической церкви «Посольство Божие». Парламентские выборы 2012 г. команда Л. Черновецкого проиграла.

Республиканская Христианская партия (РХП) создана в 1997 г. (лидер — Н. Поровский, член высшего церковного совета УПЦ КП). Свои идейные истоки РХП ведет от Украинской Общественной группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений. Группа включала 46 человек, 43 из них — политзаключенные, четверо из которых, в том числе, В. Стус, погибли в 1984—1985 гг. РХП определила своей целью развитие Украинского независимого соборного государства с рыночной экономикой и укрепление национальной безопасности как непременного условия политического, экономического и духовного развития и консолидации украинского народа, подъем его благосостояния, утверждение демократического строя, становление социальной справедливости и развития гражданского общества. В парламентских выборах 2006 г. РХП участия не принимала. Н. Поровский баллотировался в народные депутаты от партии «Возрождение» (в Верховную Раду не прошла). РХП — участник выборов в Верховную Раду в сентябре 2007 г. в составе блока Л. Супрун «Украинский региональный актив».

Всеукраинское объединение христиан (ВОХ) (лидер — В. Бабич) создан в 1998 г. На парламентских выборах 2002 г. В. Бабич возглавил избирательный список ВОХ, набрал 0,29 % голосов, в парламент не прошёл.

Украинская политическая партия «Христианский рух» зарегистрирована в 2000 г. (Лидер — Т. Звягинцева). Участник выборов в Верховную Раду в сентябре 2007 г. в составе «Христианского блока».

    Христианско-Демократический Союз (коллегия: В. Стретович, О. Билозир и др.) образован в 2003 г., когда ХДПУ, УХДП и ВОХ присоединились к Христианско-народному союзу (ХНС). Печатный орган партии — газета «Христианский Демократ». В программных установках: «…Каждый человек имеет достоинство, свободу воли и морального выбора, несет ответственность перед Богом, обществом и самим собой». «Нашими основными ценностями являются Справедливость, Ответственность, Солидарность». «Экономика: свободный рынок на основе частной собственности и честной конкуренции; активное социальное регулирование экономики». «Международная политика: вступление Украины в Европейский Союз, расширение сотрудничества Украины с НАТО». Идеологическая платформа ХДС в сжатом виде изложена в «Манифесте христианских демократов Украины», который опубликован на официальном сайте партии.

ХДС — член Интернационала народных и христианско-демократический партий (CDI). ХДС — член Европейского Христианского Политического Движения (ECPM). По инициативе ХДС создана Ассоциация христианских демократов Восточной Европы (заместитель главы ХДС — Ю. Решетников возглавлял Госкомнацрелигий Украины в 2009—2010 гг.).

В результате парламентских и местных выборов 2006 г. ХДС в составе блока «Наша Украина» делегировала в Верховную Раду трех народных депутатов и получила более 600 мест в органах местного самоуправления. ХДС ориентировалась на поддержку УПЦ КП, выступала за создание «единой поместной православной церкви». На выборах 2010 г. партия привела к власти 160 своих представителей.

По инициативе ХДС в 2008 г. при Министерстве образования и науки Украины был создан Общественный совет по вопросам сотрудничества с церквями и религиозными организациями. ХДС имеет организации в двадцати четырех областях Украины, а также в городах Киеве и Севастополе, АР Крым. В ряды ХДС входит более 24 тыс. человек.

Социально-Христианская партия Украины (СХПУ) зарегистрирована в 2004 г. (председатель — З. Шкиряк, лидеры: В. Владыко, О. Москаленко). На парламентских выборах 2006 г. партия получила 0,09 % голосов. На парламентских выборах 2007 г. СХПУ и Всеукраинская политическая партия — Экология и Социальная защита сформировали «Христианский блок» (в списке которого были представители евангелических, баптистских и неопротестантских церквей) за который отдали голоса 0,1% избирателей. Накануне парламентских выборов 2012 г. СХПУ присоединилась к «Батькивщине», на базе которой создана объединенная оппозиция.

    Христианская демократия не смогла стать влиятельной политической силой в силу внутренних конфликтов и расколов и утратила перспективу развития в конце 1990-х гг. Для избирателя христианские демократы практически не отличались от других прозападных национал-демократических сил. Христианско-демократическое движение в Украине не привлекло православное большинство, было заметно только в Западной Украине, поэтому осталось неинтересным для власти и бизнеса. Кроме того, раскол в украинском православии, повышенная конфликтность и атмосфера недоверия в религиозном сообществе, не дали возможности христианским демократам установить сотрудничество с традиционными церквями. В настоящее время в Украине зарегистрированы: Христианско-демократическая партия Украины, Партия Христианско-Демократический Союз, Республиканская Христианская партия, Украинская политическая партия «Христианское движение», Социально-Христианская Партия.

 

 

9.3. Взаимодействие религиозных организаций с основными политическими силами в избирательных кампаниях

Конец 1980 — начало 1990-х гг. — период необычайной политической и религиозной активности населения. Параллельно с резким увеличением числа конфессий начался процесс становления многопартийности.

Первые политические партии, зарегистрированные в 1989 — 1993 гг., в свои программы включили «религиозные» лозунги: «обеспечение свободы совести и вероисповедания», «духовное возрождение», «отделение церкви от государства», «возврат к традиционности и национальному возрождению». Некоторые отразили в программах сотрудничество с церквями. «Религиозно-политическая» деятельность партий заключалась в отстаивании интересов конкретных церквей в процессе возврата государством церковного имущества и пр. В середине 1990-х гг. политические партии разделились на две группы по отношению к внешней ориентации Украины и созданию национальной церкви.

1. В поддержку УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ, косвенно — за евроатлантическую интеграцию выступили:

а) партии религиозного направления: Украинская христианско-демократическая партия (УХДП), Христианско-демократическая партия Украины (ХДПУ), Республиканская христианская партия (РХП), Христианско-народный союз (ХНС);

б) партии национальной направленности: УРП («Собор» с 2002 г.), Украинская национальная партия (УНП), Украинская народно-демократическая партия (УНДП), Либерально-демократическая партия Украины (ЛДПУ), Демократическая партия Украины (ДПУ);

в) партии, в чьих программах задекларировано нейтральное отношение к религии: Народная партия Украины (НПУ), Партия зеленых Украины (ПЗУ), Украинская селянско-демократическая партия (УСДП), Наша Украина (НУ). В выступлениях лидеров прослеживались симпатии к УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ; НДП — за создание Украинской поместной церкви.

г) общественные организации: УНСО, Тризуб, украинское казачество и др. действуют в окормлении УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ.

2. В поддержку УПЦ, и, косвенно, за пророссийский вектор, выступили:

а) партии и общественные организации религиозного направления: Союз православных граждан Украины, Святая Русь (филиал), Держава, Союз;

б) партии, в чьих программах задекларировано нейтральное отношение к религии: КПУ, СПУ, ПСПУ, Партия регионов (ПР);

в) общественные организации: Единое Отечество, Союз Православных братств, казачество и др.

Конфессииоказались вовлечены в избирательные процессы в канун выборов в ВР Украины в 1990 году.

УПЦ и УПЦ КП придерживаются, в целом, государственнических позиций. Первая позиционировала себя как наиболее многочисленная украинская церковь, оставшаяся в каноническом общении с Московским патриархатом. Вторая — как украинская церковь, претендовавшая на статус национальной и государственной. Лидеры УАПЦ и УГКЦ не имея опоры в политикуме и бизнесе Украины, понимали ограниченность влияния на власть, поэтому подчеркивали, что для них более важна поддержка всех украинцев и связь Украины с Европой.

На первых выборах президента Украины 1991 г. основная борьба развернулась между главой Верховной Рады Украины Л. Кравчуком и В. Черноволом — представителем оппозиционного по отношению к советской власти Народного Руха Украины. 1 декабря 1991 г. в день голосования народа Украины за создание государства Украина Л. Кравчук на волне национального подъема избирается Президентом Украины. Он набрал 62 % голосов избирателей. 7—8 декабря 1991 г. главы Украины, России и Белоруссии встречаются в Беловежской пуще и подписывают соглашение о денонсации Союзного договора 1921 года.

Бюрократия сохранила стратегические позиции, оставив за собой руководство экономикой, финансами, налогами, транспортом, связью, армией, внешней политикой, таможней, милицией и Службой безопасности. Национал-демократам отдали в управление идеологию, просвещение, культуру, некоторые средства массовой информации.

При поддержке Л. Кравчука украинские националисты резко активизировали распространение своего идеологического контроля на духовную жизнь общества. В июне 1992 г. создается УПЦ КП.

Выборы президента 1994 г. Основные лозунги: независимость, демократия, частная собственность. Во время избирательной кампании Митрополит Киевский Филарет (Денисенко) поддержал Л. М. Кравчука, обвинив Л. Д. Кучму в «промосковской позиции». УПЦ поддержала Л. Д. Кучму, который назвал УПЦ КП «аппаратной церковью», демонстрировал дружественные отношения с Россией и УПЦ. Победу, опираясь на поддержку Восточной Украины, одержал Л. Д. Кучма.

Выборы в парламент 1994 г. Партии получили право выдвигать своих кандидатов в мажоритарных округах. Православные и протестантские церкви не проявили заинтересованности в выборах. Была создана Партия мусульман Украины (влилась в Партию регионов в 2005 г.).

Выборы в парламент 1998 г. Формируются избирательные блоки, определяется идеология большинства партий. Практически все партии использовали религиозные идеи и традиционные духовные ценности христианства. В списках Христианско-демократической партии (ХДП) и Громады баллотировались протестанты. Всего лиц, относящих себя к духовенству, в качестве кандидатов в депутаты Верховной Рады в одномандатных округах шло: в Донецкой области — 4, в четырнадцати областях Украины — по 1. УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ призвали верующих придти на выборы.

Призвали голосовать против: УПЦ — тех партий и лидеров, которые провоцируют столкновения; УПЦ КП — против коммунистов и тех, кто ориентируется на Россию; УАПЦ — против «горлохватов», некомпетентных, безбожных коммунистов, тех, кто против независимости Украины, выступает за союз с Россией. От УПЦ вторым в списке Партии регонального возрождения Украины (Партия регионов Украины) баллотировался наместник Киево-Печерской лавры еп. Павел (Лебедь). Кроме него в списке был секретарь Хустско-Виноградорской епархии О. Беля. УАПЦ сделали ставку на выборы в городские советы, где непосредсвенно решаются приходские проблемы. Партия возрождения регионов Украины не попала в парламент. В городские и областные советы было избрано шестьдесят священников (из них 36 — от УПЦ, 12 — от УПЦ КП, 4 — от УГКЦ, 3 — от протестантов).

На выборах президента 1999 г. основные оппоненты — П. Симоненко и Л. Кучма — контролировали до 80 % электората. Церкви не проявили заинтересованности в выборах, так как результаты были прогнозируемыми. УПЦ поддержала Л. Кучму, который опираясь на Восток Украины, одержал победу.

На выборах в парламент 2002 г. блоки правой ориентации — «Народный РУХ Украины», блок В. Ющенко «Наша Украина» (РУХ Ю. Костенко и РУХ Г. Удовенко, партии: «Реформы и порядок» В. Пинзеника, «Республиканская христианская партия» (Н. Покровский), КУН и др.) — сотрудничали с УПЦ КП, УГКЦ, «Словом веры» (С. Аделаджа) и «Победой» (Г. Мадава).

Блоки центристской ориентации: «За єдину Україну» (В. Литвин) и «Демсоюз плюс демпартия», выступали за единую поместную церковь, имея в виду задачу евроинтеграции Украины. Блок «Единство» (А. Омельченко) сотрудничал с УПЦ КП.

Левые — СПУ, Блок Натальи Витренко — остались конфессионально нейтральными. КПУ выступила в поддержку УПЦ.

Конфессиональные партии: «Всеукраинское объединение христиан» (В. Бабич) опиралось на протестантов. «Христианский рух» включил в свой состав бизнесменов, никак не проявивших себя на духовном поприще.

Кандидатами в депутаты советов всех уровней шло 345 духовных лиц (или заявивших себя таковыми). В ВР баллотировались представители от УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ, Украинских христиан евангельской церкви, Всеукраинского объединения евангельских христиан-баптистов, Всеукраинского союза христиан веры евангельской (пятидесятников). Неорелигии («Слово Жизни», «Слово Веры», «Новое Поколение») сделали ставку на мажоритарных кандидатов. В одномандатных округах прошло 15 человек, 8 — священников, 7 — околоцерковных деятелей, в Донбассе — 3 человека.

Главы конфессий УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ не обращались к пастве со специальными заявлениями, призывавшими участвовать в выборах. УГКЦ, действуя в соответствии с социальной доктриной РКЦ, призвал идти на выборы. При том, что специальных благословений конкретным кандидатам не давалось, глава УГКЦ, Любомир Гузар, отказался осудить вместе с другими церквами акцию «Повстань, Україно!», направленную против действующего президента Л. Д. Кучмы. РКЦ призвала выбирать честных кандидатов, которые будут работать на благо Украины. Баптисты, евангелисты и евангельские христиане выступили за активное участие в выборах. Против участия верующих в выборах выступили: Свидетели Иеговы (так как они против политики как таковой) и Адвентисты Седьмого Дня (так как считают несовместимой политическую и религиозную деятельность).

На выборах президента 2004 г. технология избирательной кампании строилась на жесткой поляризации Украины по линии: Восток—Запад. Главным в программе В. Ющенко была поддержка всего украинского: государства, языка, церкви, культуры, внешнеполитическая ориентация на Запад. В. Янукович обещал избирателям подъем украинской экономики, установление дружественных отношений с Россией, русский язык как второй государственный. В программах и выступлениях кандидатов просматривалась близость позиций в вопросах религии, вместе с тем, В. Ющенко поддерживал «национальные церкви», В. Янукович — УПЦ.

Перед началом избирательной кампании все главные кандидатуры обратились к религии. Политтехнологи В. Ющенко создали ему имидж миссии — спасителя Украины. В. Янукович молился на горе Афон. Ю. Тимошенко посетила Папу римского, который благословил ее и помолилась у Стены плача в Иерусалиме.

Всеукраинский Совет церквей и религиозных организаций и коллегия Государственного комитета по делам религий выступили с инициативой предусмотреть ответственность за привлечение религиозных институтов и церковнослужителей к политической агитации, так как украинское законодательство таковой не предусматривает. Заявление подписали руководители: УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ и других конфессий.

Святейший Синод УПЦ выступил с обращением, в котором, в контексте Основ социальной концепции УПЦ, говорилось, что церковь должна быть «…за межами боротьби партій, а тому не може закликати суспільство до підтримки будь-якої політичної сили або конкретного політичного діяча». Викарий Киевской митрополии Митрофан подчеркнул значительный вклад В. Ф. Януковича в дела УПЦ, однако сказал, что агитировать за него с церковных амвонов нельзя, а если кто и будет это делать, то это надо рассматривать как личную симпатию и личный выбор. В обращении к Церкви митрополит Владимир отметил: «Для церкви нема тільки померанчових або біло-блакитних, а всі вони діти Божі». Синод УПЦ в обращении к народу Украины призвал оставить политику политикам, уважать друг друга, сохранять гражданское спокойствие. И вместе с тем, штаб В. Януковича вовлек УПЦ в выборные процессы распространением через храмы литературы, листовок, молитв за победу В. Януковича; публицисты назвали В. Ющенко антихристом.

Неопротестанты, поддержавшие В. Ющенко, наоборот, антихристом называли В. Януковича. Протестантские церкви богословски обосновали необходимость голосовать именно за В. Ющенко. На Майдане представители УПЦ КП, УАПЦ, РКЦ, УГКЦ, баптистов и неохристианских церквей выступали за необходимость проведения свободных и демократичеких выборов (подразумевалось недопустимость административного давления и подтасовок в пользу В. Януковича как кандидата от власти). Пятидесятническая церковь «Посольство Божие» (членом которой был Л. М. Черновецкий), устроила в ходе выборов марш «За правду и единство» в Киеве, где возносились молитвы о здоровье  В. Ющенко.

Большинство голосов во 2-м туре набрал В. Янукович, однако результаты выборов были объявлены нелегитимными. В результате 3-го тура голосования (в нарушение законодательства) президентом стал В. Ющенко.

На выборах в парламент 2006 г. политизация православия в Украине проявилась: в ангажированных оценках церковными деятелями отдельных партий и движений, в агитации за определенных кандидатов в органы власти. В ходе избирательной кампании не обошлось без эксцессов. Так, «Наша Украина», «ПРП—ПОРа»[15] и другие открыто провозгласили необходимость создания в Украине Единой поместной церкви, а крымская избирательная комиссия приняла решение об отказе в регистрации списка крымского блока «За Януковича» из-за «пропаганды межконфессиональной розни» — наличия в его программе пункта о поддержке канонического православия.

Внеочередные парламентские выборы 2007 г. прошли по инициативе Президента В. Ющенко. Лидерами выборов стали: Партия регионов, Блок Юлии Тимошенко, блок «Наша Украина—Народная самооборона». Больше всех голосов набрала Партия регионов (34,37 %).

В 4-й президентской кампании 2010 г. перед основными кандидатами  на пост Президента Украины — Ю. Тимошенко и В. Януковичем — стояла задача: мобилизовать максимальное число избирателей, в том числе и тех, которые имеют религиозную мотивацию политических предпочтений. Накануне выборной кампании   Ю. Тимошенко участвовала в работе форумов Европейской народной партии (католической), где ее представили как будущего президента Украины, взяла благословения у патриархов Константинопольского, Иерусалимского и Папы римского Бенедикта XVI, но шагов в сторону УПЦ так и не предприняла. В. Янукович, напротив, объявил о своей однозначной принадлежности к УПЦ, он заявил, что если станет президентом Украины, вопрос о создании «Единой Поместной Украинской церкви» перестанет существовать.

Главы УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ накануне второго тура президентских выборов выступили с обращениями и воззваниями к своей пастве, однако поддержка, оказанная кандидатам, была сдержаннее, чем во время президентской кампании 2004 г., хотя основные приоритеты сохранились. В результате победы во втором туре выборов Президента Украины победу одержал В. Янукович, опиравшийся на электорат востока Украины.

Накануне выборов в парламент 2012 г. большинство политических партий, которые по результатам выборов прошли в Верховную Раду Украины, предпочли не выражать в своих программах отношение к государственно-церковным отношениям.

В обращениях Священного Синода УПЦ, Синода УПЦ КП, Синода Епископов Киево-Галицкого Верховного Архиепископства УГКЦ Украины подчеркивалось: неучастие церкви в политической борьбе и политической агитации, необходимость следования закону, напоминание верующим, что Церковь является Матерью для всех граждан.

По результатам выборов в Верховную Раду прошло только два депутата (еще два не прошло), позиционировавших себя как православные; не прошел ни один из шести кандидатов от евангельских церквей Украины. Очевидное ослабление общественного интереса к политико-религиозной проблематике, заключенные в рамках Всеукраинского совета церквей соглашения о недопустимости агитации в храмах, установившееся в партийных штабах осознание необходимости разделения политики и религии и понимание, что электорат голосует по «территориальному» признаку, привело к снижению значимости религиозного фактора в выборных кампаниях.

К началу 5-й президентской кампании 2014 г. все религиозные организации выступали за территориальную целостность Украины. Перед УПЦ стояла задача: действовать так, чтобы избирательная кампания не расколола церковь, при этом последовательно отстаивать ценности православия. УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ и другие выступили за честные выборы и европейский путь Украины.

Таким образом, большинство современных украинских партий центристской и правоцентристской ориентации имеет цельную и продуманную концепцию взаимоотношений с религиозными организациями. Главную ставку они делают на диалог с теми конфессиями, которые декларируют признание украинской государственности и стремятся поддержать ее непосредственными идеологическими акциями.

 

 

Список литературы

 

Грицина О. М. Партії християнської орієнтації в сучасній Україні: досвід і перспективи: дис... канд. політ. наук: 23.00.02 / О. М. Грицина; НАН України; Інститут політичних та етнонаціональних досліджень. — К., 2004.

Заец А. Президентские выборы 2010: государственно-церковный аспект [Электронный ресурс] / А. Заец. — Режим доступа: http: //www.uars.org.ua/artіcle.php?іd=331. — Название с экрана.

Посредников Д. В. Православие и выборы президента Украины 2010 / Д. В. Посредников // Історичні записки: збірник наукових праць / гол. ред. В. П. Михайлюк. — Луганськ, 2010. — Ч. 2, вип. 27.

Посредников Д. В. Православие и парламентские выборы в Украине 2012 / Д. В. Посредников // Гілея: науковий вісник: збірник наукових праць № 70. — К., 2013.

Релiгiя i полiтика в сучаснiй Україні / I. Ф. Курас, М. Ф. Рибачук, M. І. Кирюшко, П. І. Фещенко. — К., 2000.

Решетников Ю. О власти и верующих после выборов [Электронный ресурс] / Ю. Решетников. — Режим доступа: http: //news.invictory.org/print.php?id=27690. — Название с экрана.

Рибачук М. Ф. Геополiтичний контекст релігійно-полiтичних процесiв в сучаснiй Україні / М. Ф. Рибачук // Християнство. Контекст світової історії та культури. — К., 2000.

Статистика религиозных организаций в Украине (состоянием на 1 января 2011 года) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //risu.org.ua/ru/index/resourses/statistics/ukr2011/48586. — Название с экрана.

Стретович В. Христианские демократы Украины и вызовы ХХI века [Электронный ресурс] / В. Стретович. — Режим доступа: http: //hds.org.ua/pres/ru/106.php. — Название с экрана.

Уткін О. І. Нацiональне вiдродження i релiгiя / О. І. Уткін, M. I. Кирюшко. — К., 1995.

Филипчук С. В. Християнські конфесії та партії християнського спрямування в суспільному житті незалежної України: дис... канд. політ. наук: 23.00.02 [Електронний ресурс] / С. В. Филипчук. — К., 2008. — Режим доступу: http: //www.dissertation.com.ua/node/ 676921. — Назва з екрана.

Щипков Ф. А. Религия в современной информационной политике. 20 бесед Филиппа Щипкова с российскими редакторами и политиками [Электронный ресурс] / Ф. А. Щипков — Режим доступа: http: // www.religare.ru/25_4.html. — Название с экрана.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: