Класс почвенных комбинаций (ПК) | Рельеф | Компонент- ность ЭПА | Контрастность | Агрономическая совместимость | Тип переноса вещества |
1.Пятнис- тости | Микро-рельеф (западина на склоне) | Л1СГЛ∙Л2СГс-Л (микро-комбинации) | неконтраст- ные | совместимые, однородные | транзитно-аккуму-лятивный |
2.Комплексы | Микро-рельеф (пониж. на водо-разделе | Л2СГс–Л П1дсГс-Л (микро-комбинации) | контрастные | несовместимые, неоднородные | элювиально-аккуму-лятивный |
3. Вариации | Мезо-рельеф (на вершине склона) | Л1с–Л – Л2с-Л – Л1↓с-Л Л2↓с-Л (мезо-комбинации) | неконтраст- ные | совместимые, однородные | элювиально- транзитный |
4. Сочетания | Мезо-рельеф (подошва на склоне) | Л1с–Л + Л2с-Л + Л1сгс-Л + Л2сгс-Л + (П1дсгс – Л Л1гс – Л (мезо- комбинации | контрастные | несовместимые, неоднородные | аккуму-лятивный |
Примечание:
1. Л1сгс – Л – светло-серая лесная слабоглееватая среднесуглинистая на лессовидных суглинках
2. Л2СГс – Л - серая лесная слабоглееватая среднесуглинистая на лессовидных суглинках
|
|
3. П1дсгс – Л - дерново-слабоподзолистая слабоглееватая среднесуглинистая на лессовидных суглинках
4. Л1с – Л - светло-серая лесная среднесуглинистая на лессовидных суглинках
5. Л2с – Л- серая лесная среднесуглинистая на лессовидных суглинках
6. Л1↓с – Л- светло-серая лесная слабосмытая среднесуглинистая на лессовидных суглинках
7. Л2↓с – Л - серая лесная слабосмытая среднесуглинистая на лессовидных суглинках
8. Л1Гс – Л - светло-серая лесная глееватая среднесуглинистая на лессовидных суглинках
Для перехода к адаптивно-ландшафтным системам земледелия важно выявить не только структуру почвенного покрова агрополя, но и установить уровень плодородия почв в основных классах ПК на данной площади. Результаты исследования параметров плодородия в классах почвенных комбинаций представлены в табл. 5.2.
Таблица 5.2 - Параметры плодородия почвы в зависимости от структуры почвенного покрова на агрополе №7 кормового севооборота №1 (КСП «Юрьево», 2000 – 2002 гг.)
Класс ПК | Параметры плодородия почвы | ||||||||||
Гумус, % | сред-нее | рНсол. | сред-нее | Р2О5, мг/кг | сред-нее | К2О, мг/кг | сред-нее | Wср. (% от НВ | |||
1.Пятнистости | 1,8 | 5,6 | 100 | 87 | 20,0 (66,7) | ||||||
2,0 | 5,7 | 140 | 72 | ||||||||
1,9 | 5,8 | 120 | 75 | ||||||||
2.Комплексы | 2,0 | 5,6 | 150 | 90 | 26,0 (86,7) | ||||||
2,2 | 6,0 | 120 | 75 | ||||||||
2,1 | 6,1 | 120 | 78 | ||||||||
3.Вариации | 1,6 | 5,2 | 130 | 61 | 18,0 (60,0) | ||||||
1,8 | 5,7 | 90 | 62 | ||||||||
1,7 | 5,6 | 110 | 63 | ||||||||
4.Сочетания | 2,4 | 6,3 | 130 | 100 | 28,0 (93,3)
| ||||||
2,2 | 6,0 | 155 | 85 | ||||||||
2,3 | 6,0 | 150 | 85 |
Примечание: в скобках указана полевая влагоёмкость (W) в % от НВ.
Wср - средневегетационная полевая влажность
Оптимальные характеристики для этого типа почвы составляют: гумус – 2,3%; рНсол – 6,1; Р2О5 – 145 мг/кг; К2О – 90 мг/кг почвы.
Особенности формирования параметров плодородия почв классов ПК определяются прежде всего типом переноса вещества (почвенного и внесённого человеком удобрений, извести) по элементам геоморфологии. На участках рельефа с аккумулятивным типом накопления вещества создаются наиболее высокие показатели параметров плодородия почв. Особенно производительные почвы – с аккумулятивным типом накопления вещества в сухие годы, так как они ещё обладают высоким запасом почвенной влаги.
Урожайность культур зависит от рельефа, компонентов СПП, классов почвенных комбинаций, а также от параметров плодородия почвы (гумуса, рНсол, Р2О5, К2О) и влажности. Зависимость урожайности культур в кормовом севообороте №1 по агрополям хорошо прослеживается в таблице 5.3 в соответствии с классом ПК.
Таблица 5.3 - Урожайность основных сельскохозяйственных культур по агрополям кормового севооборота №1 по классам почвенных комбинаций (ц/га, 2000 – 2002 гг.)
Культура | Класс ПК | |||
пятнистость | комплексы | вариации | сочетания | |
1. Ячмень + травы | 18 | 20 | 15 | 23 |
2. Мн.травы 1 г.п. | 29 | 31 | 26 | 33 |
3. Мн.травы 2 г.п. | 29 | 31 | 26 | 33 |
4. Озимая рожь з/к | 110 | 115 | 95 | 120 |
5. Озимая рожь | 20 | 22 | 16 | 25 |
6. Однолетние травы | 100 | 110 | 90 | 120 |
7. Кукуруза | 260 | 320 | 220 | 350 |
8. Картофель | 100 | 120 | 87 | 130 |
Урожайность кукурузы сорт «НАРТ – 170СВ» определяли на каждом классе ПК в пяти повторностях. Результаты представлены в таблице 5.4.
Таблица 5.4 - Урожайность кукурузы на силос на агрополе №7 кормового севооборота №1 в зависимости от структуры почвенного покрова ц/га (2000 – 2002 гг.)
Класс ПК | Средняя | Прибавка | |
ц/га | % | ||
1.Пятнистость | 260 | + 40 | 18 |
2. Комплексы | 320 | + 100 | 45 |
3. Вариации | 220 | 0 | 0 |
4. Сочетания | 350 | + 130 | 59 |
НСР05 | 24,4 |
Задание для работы на занятии:
1. В схеме гипсометрического профиля укажите, где располагаются исследуемые ПК
2. По табл.2 рассчитайте параметры плодородия почвы в зависимости от СПП
3. Постройте графики средних значений параметров плодородия почвы в зависимости от СПП по данным табл. 2 и оптимальных значений этих параметров.
4. Опишите графики, сделайте выводы (как влияют ПК на плодородие почвы агрополя).
5. По образцу табл. 4 рассчитайте прибавку урожая по классам почвенных комбинаций (по вариантам - табл. 5.5):
Таблица 5.5 – Задания по вариантам
Задание 4 | № варианта | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Культуры | 1,4 | 2,3 | 4,6 | 1,4 | 2,3 | 4,6 | 1,4 |
6. Постройте графики изменения урожайности основных сельскохозяйственных культур по классам почвенных комбинаций (по вариантам).
7. Сделайте общий вывод о влиянии ПК на плодородие и продуктивность почвы агрополя.
8. Предложите как провести реорганизацию территории агрополя (где необходимо осуществить посадку леса, залужить, продолжить распахивать угодья).
Занятие 6 Влияние экспозиции склона на формирование параметров плодородия почв и урожайность основных сельскохозяйственных культур
Цель: установить влияние экспозиции склона на параметры плодородия и продуктивность почв
Ключевые слова: экспозиция склона, микрозональность, ресурсы ландшафтов; делювиальные, элювиальные, транзитные, аккумулятивные, геологические и почвенные процессы переноса вещества и энергии по геоморфологическим элементам рельефа.